Натик Расулзаде: "Ни слова мне не говоря, зарабатывают на моих книгах" Интервью газеты "Эхо" с известным писателем Натиком Расулзаде.

- Вышла новая ваша книга, и это не просто книга, это избранное, то есть, надо понимать, своеобразный итог вашего творчества...

- Вообще-то, мне бы не хотелось, чтобы это было итогом. Просто я собрал, на мой взгляд, лучшие произведения, написанные на протяжении почти сорока лет. Многие рассказы и повести в этой книге хорошо знакомы читателям, другие - новые, написанные месяца три назад. Во многих рассказах в этом сборнике сочетаются реалии нашей жизни и фантастика, переплетаются вполне обыденные вещи и то, что разве что в снах причудливых увидишь. Хотелось сделать "Избранное" разным, интересным, на то оно и избранное.

- А есть нечто общее, что роднит все произведения в "Избранном"?

- Если в двух словах: все в жизни катится к неотвратимой неизбежности, но вот возникает вдруг на пути непредвиденное, обо что и спотыкается Судьба... Вот, наверное, короткое резюме рассказов и повестей, собранных в книге, что, на мой взгляд, и делает их остро-интересными для читателей любого возраста и социального положения. Почти во всех вещах присутствует мысль о непредсказуемости жизни, о неожиданностях - радостных и печальных - что подстерегают нас на каждом шагу. И надо быть к ним готовыми. Готовыми к парадоксам, к фантастическому, к невероятному. Надо все принимать, как должное. Есть хорошая поговорка: "Если хочешь рассмешить Бога, расскажи Ему о своих планах". Но, тем не менее, все стараются рассмешить Его, каждый в этой жизни старается смотреть на несколько шагов вперед, угадать, вычислять, как профессиональный шахматист, несколько предстоящих ходов... Таковы и герои в этой книге. Каждый старается оставить после себя что-то - память, дела, поступки, слова... И спешат, спешат, как на спринтерском забеге. Надо многое успеть... Молодость, говорят, проходит быстро. Одно успокаивает - что и старость быстро проходит. Шутка.

- У вас много литературных премий, которые вы получали в различные годы за ваши книги. Один из ваших рассказов был номинирован на американскую премию "Хьюго".

- Да. Это было для меня неожиданностью. И узнал я об этом из сайта "Либрусек", на котором без моего ведома выставили около тридцати моих книг... Вот прелести современного пиратства: ни слова мне не говоря, зарабатывают на моих книгах, выставляют на различные премии...

- Многие ваши произведения кончаются смертью героя, которого мы успели полюбить, и надолго оставляют чувство острого сожаления в памяти читателя. Почему?

- Потому что это - закон жизни. Жизнь кончается смертью. Я, конечно, понимаю, что законы жизни и законы искусства - это разные вещи. Но мне больше импонируют законы жизни, и я хочу придерживаться их в своих книгах. Не могу сказать, что я в восторге от законов жизни, но тут уж ничего не поделаешь, надо смириться и соответствовать. А в отличие от законов жизни, законы искусства, как я уже говорил, можно сломать, переделать, что и делали великие мастера... Яркий пример, как следует придерживаться законов искусства - голливудские фильмы. Потому они и зарабатывают огромные деньги. Они досконально изучили вкус публики, изучили, на что имеется спрос, что зритель может посмотреть повторно, купит на диске, а с какого фильма уйдет из кинозала, не досмотрев, знают, где следует выжать из зрителя слезу, а где порадовать справедливо совершенной местью. Но нельзя равняться художнику, настоящему художнику, на потребителя, на зрителя, на читателя, каким интеллектуалом ни был бы потребитель. Равняться на них, писать с оглядкой на читателя - это уже в большей степени бизнес, а не искусство. Но, вместе с тем, потребитель все равно нужен любому творческому человеку. Так что, если хочешь хорошо жить, соответствуй вкусам публики, если хочешь достойно жить - не соответствуй, пиши, как велит сердце. Я давно уже выбрал второе.

С полным текстом интервью можно ознакомиться в газете "Эхо"