Автор "Игры престолов": Взрослым нужны свои сказки - ФОТО
Мое знакомство с сериалом произошло в поезде. Впереди была длинная скучная ночь, но выручили попутчики: у них на флешке оказался записан целый сезон "Игры престолов". Смотрела до утра, не сомкнув глаз. Затянуло невероятно. Вышла на перрон под колоссальным впечатлением, а к вечеру, после насыщенного дня, с удивлением обнаружила, что все еще вспоминаю персонажей из фильма и хочу узнать, что же будет с ними дальше. И это притом что поклонницей сериалов, пусть даже самых удачных, я никогда себя не считала.
Выяснилось, что чуть ли не все мои друзья и коллеги давно подсели на эту киносагу, а многие успели прочесть и книги Мартина. Приятели смотрели на меня с завистью, ведь их знакомство со Старками, Ланнистерами и Таргариенами, героями этого фэнтези, уже состоялось, а меня на тот момент еще ожидало столько всего интересного.
"Игра престолов" настолько популярна, что, по мнению критиков и зрителей, ознаменовала собой новую эру в производстве современных сериалов и признана ярчайшим явлением в мире кино в целом.
В цикле фильмов без прикрас предстает ошеломительная противоречивость человеческой природы. События на экране производят в зрителе реальную перемену, затрагивая самые сокровенные струны души и пробуждая самые глубинные инстинкты. Странный, сложный и страшный мир Семи Королевств, созданный командой блестящих профессионалов, завораживает и увлекает.
В этом кино все очень качественно, точно, профессионально. Превосходная игра актеров, среди которых есть совсем еще юные, потрясающие пейзажи, отличные спецэффекты и до мельчайших деталей продуманная и талантливо сконструированная реальность с ее особенным бытом. Чудовищная жестокость, изощренное коварство, высокое благородство, безумная страсть - в фэнтезийной действительности всего этого с лихвой. Иная, вымышленная жизнь в этих фильмах кажется абсолютно правдоподобной, хотя в ней, разумеется, есть место магии и волшебству.
Настоящий восторг вызывают затейливо закрученные сюжетные линии, полные интриг, и диалоги героев, почти всегда имеющие философскую подоплеку. Джордж Мартин - тонкий знаток человеческой души, а потому его персонажи, даже отъявленные мерзавцы и негодяи, порой совершают добрые поступки. А хорошие люди переступают грань дозволенного и идут на сделку с совестью.
У меня появилась профессиональная мечта: во что бы то ни стало разыскать писателя и взять у него интервью. Порыскав по Интернету, я обнаружила, что Мартин ведет свой "Живой журнал" и через него охотно общается с поклонниками, которые сотнями оставляют комментарии к его записям. Правда, на мое письмо Джордж не давал ответа несколько дней. И все же заветное сообщение я получила: автор "Песни Льда и Пламени" подтвердил, что с удовольствием пообщается с нашим журналом, тем более что это его первое интервью для российских читателей.
"Но в вашем распоряжении будет только 15 минут", - сразу предупредил он. Так это же целая вечность, если правильно задавать вопросы, обрадовались мы с коллегами. В общем, ровно в час ночи по московскому времени - разница с городом Санта-Фе, в котором живет Мартин, составляет 11 часов - я набрала номер телефона, который мне прислал ассистент писателя. "Привет, это Джордж! К разговору готов", - услышала я в трубке. Так началась наша беседа.
- Джордж, о вас пишут, что вы никогда не причисляли себя к поклонникам фэнтези, как же получилось, что в итоге вы все-таки увлеклись этим жанром?
- Сколько себя помню, мне всегда хотелось писать. Но при этом, так уж странно сложилось, я никогда не помышлял о том, чтобы однажды превратить литературу в дело своей жизни. И уж тем более, совершенно верно, я не грезил о славе писателя-фантаста.
Когда я был подростком, мне нравилось придумывать разные истории про супергероев, я зачитывал их ребятам из моего двора и даже публиковал в журналах для писателей-любителей. Но только после поступления в колледж внутри у меня вдруг что-то будто щелкнуло и я понял, что возьмусь за писательство всерьез.
В начале 1970-х, когда я, будучи журналистом, начал активно писать, фэнтези нельзя было назвать жанром, успешным с коммерческой точки зрения. Поэтому я сконцентрировал свое внимание на научной фантастике. Видимо, из-за этого впоследствии и появились слухи о том, что я якобы не любил фэнтези. Для меня, кстати, все эти жанровые определения весьма условны, ведь они тесно связаны друг с другом, их границы размыты. Я всегда свободно перескакивал из одного жанра в другой, как их ни называй.
Большое влияние на меня, безусловно, оказал Джон Рональд Руэл Толкин с его "Властелином колец", очень люблю эту трилогию. Важную роль лично для меня сыграла и историческая литература, в особенности те книги, которые появились в 1950-х годах. Также, пожалуй, выделю произведения Джека Вэнса и Теда Уильямса. Все эти веяния явственно можно уловить в моем эпосе "Песнь Льда и Пламени". Я ничуть этого не стыжусь и не скрываю.
- Помните ли вы, когда и при каких обстоятельствах у вас родился замысел "Песни Льда и Пламени"?
- Да, я хорошо помню этот день. Это было летом 1991 года. Я тогда вообще-то довольно плодотворно сотрудничал с Голливудом и не мог пожаловаться на отсутствие проектов. Но однажды у меня выдалось свободное время, все заказы были выполнены. И я решил, раз уж так получилось, нужно потратить это время с пользой: продолжить работу над одной своей фантастической повестью. Но не тут-то было!
Вдруг, уж не знаю, каким образом, в моей голове появилась идея первой главы будущего цикла про жителей Семи Королевств. Я неожиданно "увидел" Брана, который находит щенков люто-волчат. Это видение абсолютно точно не имело никакого отношения к той новелле, которую я намеревался дописать, но я почувствовал, что во что бы то ни стало обязан зафиксировать все придуманное на бумаге. Через три дня глава была готова. Вскоре я обнаружил, что фантастическая повесть окончательно и бесповоротно заброшена: глаза мои горят, руки едва поспевают за мыслью - я полным ходом веду работу над какой-то совершенно новой книгой.
- Каково это - видеть, как придуманные тобой персонажи обретают плоть и кровь, и понимать, что вымышленные судьбы так волнуют миллионы реальных людей?
- Конечно, это потрясающее чувство. Но я слукавлю, если скажу, что это сладостное ощущение мне незнакомо. Все-таки я довольно давно работаю в телевизионном бизнесе. Но каждый раз я с искренним изумлением наблюдаю, как мои герои, еще, казалось бы, недавно существовавшие только в моем воображении, странным образом оживают. Для "Игры престолов" я сам пишу лишь один сценарий в сезон. Я бы хотел делать больше, но из-за своей занятости просто физически не могу себе этого позволить, мне нужно закончить еще две книги.
Однако я очень доволен работой других наших сценаристов, которые создают по мотивам моего романа прекрасные телеадаптации.
- Принимали ли вы участие в отборе актеров? Какова вообще ваша роль в процессе визуализации книжных образов, будь то в воспроизведении быта персонажей, воплощении фантастических существ или в создании ландшафтов?
- Как вы, наверное, знаете, съемки сериала ведутся в разных уголках света. ;В Ирландии, Англии, Хорватии, Исландии и много где еще. Я не могу повсюду следовать за съемочной группой, что естественно, ведь живу я в Санта-Фе, за тысячи километров от всех этих мест. Но я постоянно нахожусь на связи с координаторами проекта, у нас есть свой секретный сайт для общения. Таким образом, я имею возможность оставлять какие-то свои комментарии к увиденному, делать замечания и вносить предложения.
Принц Джоффри Баратеон, светловолосый, с ледяными глазами и жестоким сердцем. Молодой ирландский актер Джек Глисон настолько убедительно играет роль юного тирана, что постоянно получает в свой адрес многочисленные угрозы со стороны агрессивных фанатов сериала, негодующих по поводу чудовищных выходок его персонажа. Недавно артисту даже пришлось нанять личную охрану.
Но вы должны понять, что, хотя к моему мнению, безусловно, прислушиваются, я вовсе не являюсь ключевой фигурой в этом деле. Что касается непосредственно подбора актеров, то на первых порах, когда необходимо было определиться с главными персонажами, к примеру с Робертом Баратеоном, Эддардом Старком, Джоном Сноу, Дайенерис Таргариен и другими, я действительно принимал очень активное участие в кастинге. Это было в 2007-2008 годах. Мы отсмотрели сотни артистов, и в результате, мне кажется, нам удалось сформировать лучший на сегодняшний день актерский состав на телевидении.
- Какие исторические события оказали на вас наибольшее влияние в процессе написания "Песни Льда и Пламени", какие персонажи перекочевали со страниц вашей жизни на страницы романа?
- Было несколько основных моментов, которые я постоянно держал в голове и к которым мысленно обращаю взор до сих пор. Пожалуй, в первую очередь это Война Алой и Белой розы и, конечно же, крестовые походы. Что же до персонажей... Знаете, в каждом из них - частица меня. Это правда, а иначе бы я не придумал всех этих разных людей. Но в отличие от них я, к счастью, никогда никого не убивал и не завоевывал. Мне нередко говорят, что в моих книгах много жестокости. Я на это всегда отвечаю, что в настоящей истории человечества бывали вещи и похуже.
- На ваш взгляд, благодаря чему "Игра престолов" добилась такого феноменального успеха? Что делает этот сериал особенным?
- Мне приятно думать, что так сложилось благодаря тому, что в проекте принимают участие исключительно блистательные профессионалы своего дела. Высочайшее качество во всем - вот что отличает "Игру престолов" от других современных многосерийных фильмов.
Для нашей команды нет неважных мелочей, все тщательно продумывается и, соответственно, безупречно выполняется. Зритель это видит. У нас есть превосходная история, замечательные сценаристы, потрясающие актеры, костюмеры и гримеры, отличные режиссеры и продюсеры. Все работают на пределе своих возможностей, а они, эти возможности, в свою очередь, весьма впечатляющие.
Кроме того, сериал выходит на канале НВО, а это, знаете ли, тоже кое-что значит. Вернее, значит очень многое. Дело в том, что в США этот канал относится к нише премиум-класса, он платный. НВО не зависит ни от рекламы, ни от рейтингов и обладает куда большей свободой самовыражения, чем остальные американские телеканалы. Да и, конечно же, располагает огромными средствами, которые тратятся по усмотрению руководства. Совокупность этих факторов позволяет нам создавать очень качественное шоу для взрослых, в котором интимные сцены крайне откровенны, а насилие жестче и реалистичнее.
Выпустив "Игру престолов", НВО, по сути, перевернул представление большинства людей о фэнтези. Считалось, что этот жанр предназначен в основном для детей, поэтом в историях фэнтези не может быть много насилия и секса. О'кей, я не имею ничего против детского фэнтези, я и сам однажды был ребенком. Но я давно вырос и понял, что границы жанра куда обширнее. Так что сериал "Игра престолов" доказал, что фэнтези может представлять колоссальный интерес и для взрослой аудитории. Человеку в любом возрасте нужна своя сказка, вот мы ее и создаем. Я уверен, что вслед за "Игрой престолов" киностудии начнут массово производить нечто наподобие нашего сериала.
- А почему, как вы считаете, сегодня наблюдается такой всплеск интереса к фэнтези и фантастике вообще?
- Знаете, я не думаю, что люди так уж хотят сбежать из собственной реальности, а чаще всего вы услышите именно такое объяснение. Эмилия Кларк, исполняющая роль Дайенерис Таргариен, матери драконов, также принадлежит к плеяде талантливых британских артистов, принимающих участие в работе над сериалом НВО. Как иронично отмечали в зарубежной прессе кинокритики, Эмилия мужественно несет на своих хрупких плечах "нагое бремя фильма": больше нее в обнаженном виде на экране мелькала лишь проститутка Роз в исполнении Эсме Бьянко. Однако недавно Кларк заявила, что в последующих сезонах не намерена обнажаться столь же часто, поскольку у нее вовсе нет желания прослыть актрисой "легкого поведения".
Английскому актеру Айзеку Хемпстеду-Райту 14 лет. Впервые он предстал перед зрителями в образе мальчика Тома в мистическом триллере Ника Мерфи "Пробуждение", российская премьера которого состоялась в прошлом году. Но настоящую известность Айзек приобрел, став одним из участников сериала по книгам Джорджа Мартина. Образ Брана Старка, открывшего в себе необыкновенные способности, стал для актера настоящим трамплином в мир звездного кинематографа. Впрочем, сам Айзек говорит, что он обычный парень, "который любит своих близких, шоколад и интересные фильмы".
Мне кажется, что у всех нас скорее просто очевиднее обозначилось желание пережить чудо в своей жизни. Посмотрите, ведь в фэнтези, в принципе, общество волнуют те же проблемы, что и нас с вами: войны, политика, голод, любовные отношения... Это же не меняется. Изменяется лишь антураж, физические и ментальные возможности человека. Когда я был мальчишкой, я мечтал о далеких планетах ничуть не меньше, чем о каких-нибудь пиратских приключениях. И моя жизнь, которую я все равно любил, а жили мы в бедности, насыщалась новыми красками. И это было прекрасно.
Я думаю, что человек, который читает книги, и в том числе, безусловно, фэнтези, обретает удивительную возможность прожить множество жизней. А тот, кто чтение не любит, ограничивает себя лишь одной. Читатель - везунчик, он успевает примерить на себя тысячу судеб и, подойдя к финальной черте, умирает более счастливым, чем тот, кто добровольно лишает себя этого потрясающего опыта.
- Раскройте напоследок секрет: сколько книг вы еще собираетесь написать и, соответственно, сколько сезонов сериала "Игра престолов" нам ждать?
- Как уже упомянул, я погружен в работу над еще двумя книгами цикла. Всего же их будет семь. Сейчас я сочиняю часть под названием "Ветры зимы", затем возьмусь за "Мечту весны". Предполагаю, что эти две книги в целом займут не менее трех тысяч страниц. Есть издатели, которые планируют выпустить их в нескольких томах, но как поступят в России, мне пока неизвестно. В каждой стране действуют по-своему. В любом случае, пишу я достаточно медленно, на это уходят годы. Так что о том, как пойдут дела с дальнейшим производством сериала, пока можно только догадываться.
Нажмите на фотографию для увеличения:
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре