Евро валят США, а не Греция - как это отразится на манате - АНАЛИТИКА На курс европейской валюты к доллару будет куда больше влиять приближающееся повышение учетных ставок в США, чем перипетии греческого долгового кризиса. Как поведет себя евро в ближайшем будущем, и какое влияние это может оказать на азербайджанский манат?



На мировом валютном рынке все последние дни падает курс евро к доллару. Если 10 июля он составлял почти 1,12, передает Deutsche Welle, то в ходе торгов в четверг, 16 июля, он опускался до уровня 1,08 с половиной. Самое удивительное в этом весьма быстром движении вниз состоит в том, что оно происходит на фоне (пока) довольно успешных попыток предотвратить выход Греции из еврозоны.

Так, весьма резкое падение произошло в понедельник, 13 июля, хотя утром этого дня на саммите лидеров стран еврозоны в Брюсселе была достигнута принципиальная договоренность о предоставлении Греции новой программы финансовой помощи. В ночь на 16 июля парламент в Афинах утвердил первый пакет необходимых для получения денег реформ, но распродажу евро это в четверг не остановило, хотя на европейском фондовом рынке курсы акций растут на этих новостях уже который день, причем весьма бурно. Получается, что валютный рынок Forex либо отрицательно относится к попыткам удержать греков в еврозоне, либо реагирует на совершенно иные факторы.

Что касается курса маната по отношению к двум ведущим мировым валютам, то здесь наблюдается аналогичная тенденция. Если десятого июля за доллар давали 1,0487, а за евро - 1,1643 маната, то уже 14 июля европейская валюта подешевела до 1,1550 AZN, а доллар, соответственно подрос до 1,0492 маната, и этот тренд сохраняется до сих пор: с 16 июля официальный курс маната установлен на уровне 1,0495 AZN/USD и 1,1477 AZN/EUR.

В экспертных кругах царит практически единодушное мнение, что дело тут не в Греции, а в Федеральной резервной системе США (ФРС). После семи лет антикризисной политики, в ходе которых учетные ставки оставались практически на нулевом уровне, американский Центробанк готовится теперь положить конец политике сверхдешевых денег и начать повышать те проценты, под которые он снабжает рынок ликвидностью. Именно эта перспектива и движет сейчас обменным курсом. При этом происходит не столько ослабление евро, сколько укрепление доллара, ведь капитал, как правило, всегда перетекает туда, где процентные ставки выше и где есть ожидания их дальнейшего роста.

А ожидания эти были подогреты как раз в те самые дни, когда внимание общественности, во всяком случае в Европе, было всецело приковано к Греции, а потому некоторые прозвучавшие за океаном ключевые заявления остались незамеченными. Так, волна продаж евро или, точнее говоря, покупок долларов началась в пятницу, 10 июля (и продолжилась в понедельник, 13 июля), после того, как глава ФРС Джанет Йеллен, выступая в американском Кливленде, назвала "уместным" повышение процентной ставки "когда-нибудь в этом году".



Это был тот сигнал, которого ждали участники рынка. В среду, 15 июля, отчитываясь перед конгрессом США, Джанет Йеллен фактически повторила свое высказывание про то, что настало время начинать нормализацию денежной политики, и дала довольно оптимистичную оценку состояния американской экономики. Оно, по мнению главы ФРС, достаточно стабильно, чтобы выдержать удорожание кредитов, несмотря на угрозы, исходящие сейчас от долгового кризиса в Греции и обвала бирж в Китае. А буквально несколько часов спустя Джон Уильямс, глава отделения ФРС в Сан-Франциско, прямо заявил журналистам: "Сентябрь очень хорошо подошел бы для повышения". Более того, он высказал предположение, что за первым шагом до конца года вполне мог бы последовать второй. Именно эти слова и привели к тому, что 16 июля курс евро упал ниже отметки 1,09. Теперь участники рынка настраиваются на то, что учетные ставки вырастут в США как в сентябре, так и в декабре.

А это означает, что падение евро до уровня 1,08-1,09 - далеко не предел. Ведь в марте этого года за один евро уже давали менее 1 доллара и 05 американских центов, поскольку ждали начала цикла повышения учетных ставок в США уже в июне. Однако целый ряд неважных макроэкономических показателей заставил тогда крайне осторожную ФРС на неопределенное время отложить этот шаг.

В результате курс евро вновь начал расти и в мае в какой-то момент даже превысил отметку в 1,14. Тем временем поступательная динамика в экономике и на рынке труда в Америке заметно стабилизировалась, а потому теперь дело вновь идет к укреплению доллара и ослаблению евро. Так что вполне может быть, что уже нынешней осенью мы увидим паритет валют, когда за 1 евро будут давать 1 доллар.

Все будет зависеть от того, когда, как быстро и какими шагами ФРС начнет повышать ставки. Это сейчас ключевой фактор на мировом валютном рынке. Что же касается ситуации в Греции, то она, судя по опыту последних недель, будет влиять на валютные курсы не очень сильно и, как это ни парадоксально, с точностью до наоборот. Успехи в деле спасения Греции в нынешней специфической ситуации скорее будут способствовать ослаблению евро, поскольку снизят глобальные риски, связанные с этим кризисом, и позволят ФРС повышать ставки более быстрыми темпами.

Наоборот, обострение греческих проблем может заставить Джанет Йеллен притормозить процесс нормализации денежной политики, и это приведет к временному ослаблению доллара и росту курса евро. Однако основное направление движения в главной на мировом валютном рынке паре в среднесрочной перспективе совершенно очевидно: евро будет падать. И именно эти тренды будут наблюдаться и в отношении азербайджанского маната. Следует ожидать, что вслед за тем, как будет уменьшаться курс европейской валюты, пропорционально вырастет и курс доллара США, так как Центробанк страны рассчитывает курс маната с учетом бивалютной корзины, по некоторым данным, состоящей из доллара и евро в соотношении 70-75%/30-25%.