Президент Ильхам Алиев выступил на Азербайджанском национальном градостроительном форуме в Агдаме

5 октября при совместном сотрудничестве Программы ООН по населенным пунктам (UN-HABITAT) и Государственного комитета по градостроительству и архитектуре, при организационной поддержке Университета АДА в Агдаме начал работу Азербайджанский национальный градостроительный форум на тему "Цели устойчивого развития" и "Новая городская повестка дня" - как ведущая сила в восстановлении и реконструкции в постконфликтный период".

Как передает Day.Az со ссылкой на АЗЕРТАДЖ, Президент Азербайджана Ильхам Алиев выступил на форуме.

Выступление Президента Ильхама Алиева

-Уважаемая исполнительный директор Программы ООН по населенным пунктам Маймуна Мохд Шариф.

Уважаемые гости.

Дамы и господа.

Добро пожаловать в Агдам. Очень рад, что мы организовали Азербайджанский национальный градостроительный форум здесь - в месте, где когда-то находился город Агдам. Сегодня вы можете видеть, что от города, где когда-то жизнь била ключом, ничего не осталась. Он разрушен, разрушен в период оккупации. Мне также хотелось бы поблагодарить наших гостей из различных стран - в форуме принимают участие представители более 40 стран - за то, что они находятся вместе с нами, за то, что приехали сюда, чтобы увидеть, что произошло с Агдамом, а также проделанную нами и запланированную на предстоящие годы работу по возвращению бывших вынужденных переселенцев к родным очагам. Как я уже отметил, Агдам был разрушен в годы оккупации. Он не был разрушен во время Первой Карабахской войны. Он был разрушен впоследствии, когда в течение 30 лет был разобран по камешку, когда все здания были опустошены и снесены, а камни похищены и проданы. Вы можете видеть, что единственным полуразрушенным строением являлось здание Джума-мечети. Однако, причина того, что оно не было разрушено вместе с другими мечетями, разрушенными Арменией на бывших оккупированных территориях, заключается в том, что его минареты использовались для наблюдения за потенциальным передвижением Вооруженных сил Азербайджана. Тем не менее, у нас есть фото- и видео- доказательства осквернения агдамской мечети. Армяне содержали в мечете свиней и коров. Из 67 мечетей, находившихся на освобожденных нами территориях, 65 - полностью разрушены. Из них 2 - одна здесь, а другая в Шуше - были наполовину разрушены и осквернены.

Все, что вы видите здесь - в Агдаме, можете увидеть в каждом селе на территории Карабаха. Мне известно, что наши гости прибыли сюда самолетом в новый Физулинский аэропорт. Город Физули полностью разрушен. Не осталось ни одного строения. Равно, как Джебраил, Губадлы, Зангилан. Местами, где не все здания были разрушены, были Шуша, Лачин и отчасти Кяльбаджар. Однако, причина заключается в том, что армянское государство проводило политику незаконного заселения на оккупированных территориях армян из различных стран. Это считается грубым нарушением международного права и Женевской конвенции.

В настоящее время мы находимся лицом к лицу с таким гигантским вызовом, как скорейшее возвращение бывших вынужденных переселенцев и беженцев к родным очагам. Однако, наряду с широкомасштабной программой восстановления, одной из самых больших трудностей остаются мины. После окончания, можно сказать, два года назад войны почти 250 азербайджанцев погибли или были тяжело ранены в результате разрыва мин. К сожалению, эта цифра с каждой неделей растет. Только на прошлой неделе 2 человека погибли и трое получили тяжелые ранения. В период оккупации армяне разместили более 1 миллиона мин. Эта политика террора против Азербайджана и азербайджанцев продолжается. Совсем недавно были обнаружены и обезврежены более 1400 мин, заложенных армянскими вооруженными силами в Лачинском районе в период после окончания Второй Карабахской войны. Таким образом, агрессия и террор против Азербайджана продолжаются.

Наш народ пострадал от серьезного гуманитарного кризиса, так как в результате армянской агрессии и оккупации более 1 миллиона азербайджанцев в Карабахе, Зангезуре, а также сегодняшней Армении подверглись на родных землях полной этнической чистке. Когда это произошло, население Азербайджана составляло менее 8 миллионов человек. Вы можете представить себе, что один миллион превратился в беженцев и вынужденных переселенцев? Мы глубоко признательны международным организациям, в частности, структурам ООН за поддержку, оказанную нашим беженцам и вынужденным переселенцам в первые годы независимости, когда ощущалась серьезная необходимость в такой поддержке. Каждый, кто приезжает на освобожденные от оккупации территории, видит последствия армянской оккупации и агрессии. Со времени окончания Второй Карабахской войны тысячи иностранных гостей, журналистов, политиков, представителей гражданского общества побывали здесь и своими глазами увидели это. Масштабы армянского варварства и вандализма фактически настолько велики, что многие приезжающие в эту часть Азербайджана чувствуют себя полностью морально опустошенными. Вы можете представить себе, что чувствуем, приезжая сюда, мы, азербайджанцы, в особенности люди, проживавшие в Агдаме, Физули, на других находившихся под оккупацией территориях Азербайджана. Они не могут даже найти места, где находились их дома, так как все полностью разрушено.

При проведении захватнической политики основная цель Армении заключалась в изменении де-факто ситуации на месте и затягивании тем самым процесса переговоров с Азербайджаном до бесконечности. Именно поэтому переговоры безрезультатно продолжались 28 лет. Результат фактически был нулевым. Несмотря на принятие такими ведущими международными организациями как ООН, ОБСЕ и другими, резолюций и постановлений, требующих незамедлительного и безоговорочного вывода армянских войск с территории Азербайджана, в частности 4 резолюций Совета Безопасности ООН, можно сказать, в течение 30 лет остававшихся на бумаге, все наши обращения о применении санкций против Армении, нам не удалось добиться этого. Международная общественность решила в определенном смысле закрыть глаза на гуманитарные бедствия азербайджанского народа. Больше всего вызывает сожаление то, что обладающая мандатом ОБСЕ структура, именуемая Минской группой, и ее сопредседатели, неоднократно посещали оккупированные территории, были свидетелями беспощадного разрушения всех городов и сел, незаконного заселения армян на наших землях, но не осудили Армению. В период такой двадцативосьмилетней "деятельности" они не высказали ни единого слова в осуждение Армении. Сегодня, когда мы видим некоторые попытки, направленные на возрождение Минской группы, конечно, не можем поддержать это, так как они ничего не сделали для осуществления своего мандата. Единственное, в чем фактически заключалась их работа, - это попытка в определенном смысле легитимизировать армянскую агрессию. Они пытались создать баланс между агрессором и жертвой агрессии. Поэтому сегодня Азербайджан сам восстановил международное право, выполнил резолюции ООН, использовав Устав ООН, в частности, его положение о самообороне, восстановил наше национальное достоинство.

Мы не нуждаемся ни в каком посредничестве. После окончания Второй Карабахской войны мы выдвинули предложение. Несмотря на то, что вы увидели в Агдаме, разрушение Арменией территории площадью более 10 тысяч квадратных километров, страдания, перенесенные нашими гражданами, мы предложили Армении мир. Мы выдвинули необходимые для мирного соглашения пять основных принципов международного права, в частности, взаимное признание территориальной целостности стран, отказ от дальнейших территориальных притязаний, неприменение силы или отказ от угрозы применения силы, определение государственных границ и открытие коммуникаций. По сути все это - основные принципы международного права, считаю, что мирные или любые другие соглашения между странами, стремящимися нормализовать отношения, должны быть основаны на этом. Что касается армянского населения, все еще проживающего в Карабахском регионе Азербайджана, то они - наши граждане, и мы не станем обсуждать ни с одним из международных игроков, как собираемся организовать их жизнь на нашей территории. Карабах - это Азербайджан! Вторая Карабахская война доказала это на поле боя. В период оккупации ни одна страна мира, в том числе и Армения, не признала эту надуманную структуру. Поэтому мы никогда не обсуждаем с международными структурами или какой-то страной, независимо от ее величины и потенциала, вопросы, связанные с нашими внутренними делами.

У нас есть определенный оптимизм в связи с мирным процессом, так как недавно состоялась встреча министров иностранных дел Азербайджана и Армении, в частности, первая такая встреча, связанная с повесткой дня относительно подготовки проекта мирного соглашения. Надеемся, что это не отнимет много времени. Нам известно, к какой тактике армяне обычно прибегают при нежелании договориться, как это было при проведении в течение 28 лет переговоров по Карабахскому конфликту. Если и дальше пойдет так, то и мы не сможем добиться мира. Если это выбор Армении, значит, они допустят очередную серьезную ошибку. Они неверно оценили нас, неверно оценили нашу волю, волю азербайджанского народа, потенциал Азербайджана и поплатились за это. Война, произошедшая два года назад, велась на территории Азербайджана. Это еще раз подтверждает нашу позицию и свидетельствует о том, что несмотря на все это, страдания, пережитые более чем миллионом наших граждан, мы хотим положить конец вражде, взаимной ненависти и открыть новую мирную страницу. Получится это или нет, посмотрим. Не уверен, но, по меньшей мере, мы продвигаемся в этом направлении.

В то же время надеемся, что две соответствующие комиссии по делимитации границ - комиссии Азербайджана и Армении не станут терять времени и будут активно работать над определением фактически не существующей границы между двумя странами. В годы оккупации, продолжавшейся, можно сказать около тридцати лет, эта граница полностью находилась под контролем Армении. По окончании оккупации мы подошли к этой границе, которую считаем границей, и дислоцировались здесь. Так что для определения этой границы протяженностью более 400 километров нам необходимо активно работать, опираясь на исторические документы, исторические карты, международный опыт и методологию. Таким образом, данный процесс уже идет. Тем не менее, вновь хочу отметить, что трудно сказать, насколько он будет успешным.

Таким образом, это были события, произошедшие в истекший период. Сегодня мы сталкиваемся с новыми вызовами. Но это приятные вызовы - реконструкция Карабаха и Восточного Зангезура, возвращение людей и создание более благоприятных условий для бывших вынужденных переселенцев, проживающих в различных регионах Азербайджана. Уверен, что они заслуживают этого. На протяжении многих лет эти люди жили в тяжелых условиях. Хотя мы обеспечили более 300 тысяч вынужденных переселенцев новыми домами и квартирами, тем не менее, во время открытия этих домов они благодарили нас и всякий раз говорили, верните нас на наши земли. Каждый раз я заверял их, что реализую это, и горжусь тем, что это нам удалось, программа Великого возвращения уже началась.

В мае нынешнего года в Зангилане было отстроено первое село, куда вернулись первые вынужденные переселенцы. Я действительно горжусь, уверен, что и весь азербайджанский народ гордится тем, что сюда возвращаются не только бывшие жители, но и их дети и внуки. В сентябре этого года в Зангилане открылась школа, в которой уже учатся юные зангиланцы. Они не видели этих земель, так как родились после оккупации. Однако это свидетельствует о том, что азербайджанский народ привязан к своим корням и родным землям. Согласно опросу, проведенному нами в связи с возвращением бывших вынужденных переселенцев на родные земли, можно сказать, что действительно вызывает чувство гордости изъявление большинством людей желания вернуться на эти земли, хотя они даже не видели их. Конечно, это формирует в нашем обществе особый климат, чувство гордости, победы, восстановления справедливости, восстановления достоинства народа, эти чувства неизмеримы, вы должны ощутить это. Мы чувствуем это и счастливы.

Сегодня мы мобилизуем здесь - в освобожденном от оккупации Агдаме весь наш потенциал для скорейшего возвращения бывших вынужденных переселенцев к родным очагам. Реализуются крупномасштабные инфраструктурные проекты. Вы видели Физулинский международный аэропорт, он был построен за восемь месяцев. В этом месяце мы планируем открыть Зангиланский международный аэропорт, а в 2025 году - ввести в строй международный аэропорт в Лачине. В следующем году будет сдана в эксплуатацию железная дорога Барда-Агдам. Вчера я заложил фундамент новой железной дороги. В настоящее время идет строительство магистральных и проселочных дорог. На основании утвержденного инвестиционного плана на территории освобожденных от оккупации Карабаха и Восточного Зангезура будет построено 33 тоннеля общей протяженностью более 50 километров и 84 новых моста протяженностью 12 километров. Это лишь часть проделанной нами работы. Мы полностью восстановили электроснабжение на всех освобожденных территориях, надеюсь, что в скором времени приступим к строительству в Джебраиле солнечной электростанции мощностью 230 мегаватт.

В целом мы оценили потенциал возобновляемой энергии на освобожденных от оккупации территориях, согласно предварительному анализу он составляет, можно сказать, десять тысяч мегаватт. Мы уже открыли несколько гидроэлектростанций, общая мощность гидроэлектроэнергии превысит пятьсот мегаватт. Остальную мощность составит солнечная и ветряная электроэнергия. Эта территория не только консолидирует людей, вынужденных в годы оккупации проживать в различных регионах Азербайджана, но и станет в будущем ведущей силой для экономики Азербайджана. Здесь у нас большие запасы воды, которых мы были лишены в период оккупации, так как армяне оккупировали не только наши города, но и наши ресурсы. Незаконно проводились горно-промысловые работы, незаконные работы, препятствующие нашему доступу к воде, мы не могли орошать сотни тысяч гектаров земель. Сегодня мы вернулись к нашим рекам, землям. Генеральные планы всех городов уже подготовлены и утверждены ведущими международными компаниями.

Таким образом, мы уже приступили к строительству здесь - в Агдаме нескольких домов. Вчера я находился здесь и принял участие в церемониях закладки фундамента 3 сел - Хыдырлы, Кенгерли и Сарыджалы. Максимум через два года в этих селах будет проживать несколько тысяч человек. В городе Агдам мы строим школу, можно сказать, на тысячу мест. Она тоже будет готова, возможно, в нынешнем или в следующем году. Строятся больница и несколько жилых зданий. Это только в Агдаме. Та же работа проводится в Физули, Губадлы, Зангилане. До конца следующего года планируем восстановить город Лачин, в который вернулись два месяца назад, так как я уже сказал, что там проводилось незаконное заселение. Были снесены отнюдь не все здания. Мы уже направили туда группу специалистов. Таким образом, мы реконструируем Карабах и Зангезур. И нисколько не сомневаемся в этом. Как бы дорого не обходилось, мы сделаем это. Это - наша национальная идея. Прежде наша национальная идея заключалась в возвращении земель, восстановлении справедливости и территориальной целостности, и весь азербайджанский народ сплотился вокруг данной идеи, подготовил себя к этому. Представители молодого поколения, отдавшие жизнь - во время войны у нас погибли, можно сказать, три тысячи человек, - и тысячи людей, отметившие нашу Победу, - это поистине современный Азербайджан, новый Азербайджан. Азербайджан, сбросивший уже клеймо оккупации, развивается, я уверен, что он станет одной из самых успешных стран, и речь идет не только о нашем регионе.

Дорогие друзья, дамы и господа, еще раз благодарю вас за то, что находитесь здесь вместе с нами. Этот форум действительно очень важен для нас. Я признателен исполнительному директору Программы ООН по населенным пунктам. Шесть месяцев назад она посетила нас. Мы провели очень хорошую встречу, после чего нас пригласили на Всемирный градостроительный форум в Польше. Наши представители участвовали в нем. Сегодня мы организуем Национальный градостроительный форум, и я признателен представителю ООН, мэрам и заместителям мэров, представителям всех стран за то, что были вместе с нами. Я бы сказал, что это - начало международных связей Агдама. Надеюсь, что Агдам и многие города мира станут городами-побратимами. Знаете, во времена Советского Союза Агдам был самым крупным городом в Карабахе, городом, где бурлила жизнь, об этом знает каждый в Азербайджане. После освобождения территорий от оккупации зарубежные эксперты, журналисты приехали в Агдам и дали ему несколько названий. Одним из них являлось "жертва урбицида", что полностью соответствовало истине. Другое название - "город призраков", это тоже вполне справедливо. Еще одно - "Хиросима Кавказа". Но в отличие от Хиросимы разрушения произошли не в результате взрыва атомной бомбы, это случилось в результате вандализма и варварства наших соседей. Но сейчас мы вернулись, вернулись военным путем, вернулись в соответствии с нормами международного права, вернулись, чтобы жить здесь и жить вечно. Благодарю.