https://news.day.az/politics/64434.html
Эльдар Зейналов: «Гонения на журналистов, средневековые угрозы и пр. серьезно подрывают попытки властей создать светский и демократический имидж Азербайджана»
Эксклюзивное интервью Day.Az с известным правозащитником Эльдаром Зейналовым.
- Как Вы оцениваете акцию голодовки азербайджанских журналистов?
- В свое время, когда у Института усовершенствования учителей отняли это здание и передали "Азадлыгу", я тоже возмущался. Но в результате учителя получили много большее помещение, причем в достаточно удобном районе.
В данном же случае имеет место открытое выживание из помещения без какой-либо достойной компенсации. И если бы это коснулось и проправительственных газет, редакции которых расположены в этом районе, например, газета "Йени Азербайджан", можно было бы поверить в какую-то насущную необходимость. А то "выкуривают" исключительно оппозиционеров: "Йени Мусават", "Азадлыг"...
Поэтому политическая дискриминация налицо, и это привлекает к борьбе журналистов симпатии правозащитников. Некоторые из них даже ненадолго присоединялись к акции.
К тому же "Азадлыг" - не просто одно из оппозиционных печатных изданий, а газета со славной историей. Тем людям, кто не забыл, с чего начиналась наша независимость, это название о многом напоминает...
Сам же метод голодовки я не осуждаю, но считаю малоэффективным по ряду причин. Эта акция не наглядна, как пикет или митинг; она не может вовлечь большое количество участников, т.к. проводится в одном закрытом помещении; в отличие от обитателей тюремных камер, журналисты имеют много других способов привлечь внимание к своим проблемам; наконец, это просто небезопасно для участников акции, если они зайдут в голодании достаточно далеко.
Я надеюсь, что журналисты выиграют суд - если не в Баку, то в Страсбурге. Помимо того, о проблемах журналистов наш Правозащитный Центр Азербайджана и наши коллеги из Федерации Правозащитных Организаций Азербайджана постоянно информируют международные организации.
- Ваше мнение по поводу публикаций в газете "Сенет"?
- Я эту скандальную статью не видел, и не могу действовать по советскому принципу: "Мы не читали, но осуждаем!" Если честно, то и о существовании такой газеты до сих пор не догадывался. Так что не могу судить, насколько глубоко эта публикация могла задеть чувства верующих.
Но я всегда считал и считаю, что за слово надо наказывать не в уголовном, а в гражданском порядке. Поэтому меня удивило, что двух виновников этого шума посадили в следственный изолятор за разжигание розни. Как могло что-то "разжечься", если этого никто не читал?..
Но предположим, что власти решили круто взяться за зачинщиков всякого рода розни. Тогда, по этой же логике, в соседнюю камеру Баиловской тюрьмы должны были посадить тех, кто угрожал журналистам смертью.
Согласно статье 134 Уголовного Кодекса, "угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, если имелись реальные основания опасаться исполнения этой угрозы, наказывается ограничением свободы на срок до двух лет либо лишением свободы на срок до двух лет". А кто посчитает эту угрозу нереальной, если за границей, в Иране, уже делают ставки, обещая будущему убийце куш?
Когда в том же Нардаране местные жители, никому ничем не угрожая, просто не захотели проводить у себя в селе фальсифицированные выборы, туда послали войска с автоматами, и долгие недели держали село в осаде. Молчу уже о приговорах, которые получили тогда нардаранские старейшины.
А тут, на фоне открытых угроз убийством - полное благодушие властей. Я не призываю власти репрессировать мирных, пусть даже и очень разозленных, граждан. Но ведь не надо забывать о том, что смертную казнь у нас отменили почти 9 лет назад, и что угроза убийством уголовно наказуема. Почему же тогда правоохранительные органы элементарно не предупредили об этом тех, кто забыл о светском характере нашего государства?
И еще: почему-то никто не выносит фетву против содержателей притонов, высокопоставленных взяточников, наркоманов в том же Нардаране и пр. Виновными в наших бедах опять оказываются журналисты.
И по "странному" стечению обстоятельств, именно тогда, когда чиновники начали очередное наступление на свободу слова.
- Адвокаты отказываются защищать этих журналистов. Интересно, а какова будет позиция правозащитников?
- Я знаю верующего адвоката, который делает намаз и точно бы отказался, если бы к нему обратились по этому поводу. Но вот остальные?...
Адвокаты в своем большинстве такие всеядные, что не отказываются защищать серийных убийц и казнокрадов-министров, не брезгуют давать взятки и уж точно не вспоминают о своем многолетнем членстве в богохульной Коммунистической Партии.
А тут двое простых журналистов стали с их стороны отверженными. Не способны заплатить, что ли, как министр? Или ждут руководящих указаний из Президентского аппарата?
Что касается правозащитников, то их позиция сейчас может быть охарактеризована, как замешательство. Никто не читал этой злополучной статьи, никто не понимает, для чего ее вообще надо было писать. От одной коллеги я на днях даже услышал экзотическую версию о том, что автор статьи решил, мол, таким путем получить убежище за границей.
Нелегко реагировать на события, когда воду так сильно замутили. Однако отметьте, что за малым исключением, никто из правозащитников до сих пор не поддержал ни ареста Рафига Тагы, ни смертного приговора, вынесенного ему теми самыми людьми, которых мы все вместе защищали 4,5 года назад. Это наша принципиальная позиция.
- Как могут последние события в стране отразиться на позиции нашей страны в международных организациях?
- Конечно, негативно. Гонения на журналистов, средневековые угрозы и пр. серьезно подрывают попытки властей создать светский и демократический имидж Азербайджана.
- Сменим тему. Есть ли надежда, что после увольнения прежнего начальника Гобустанской тюрьмы там будут решены проблемы заключенных?
- Надежда, по определению, умирает последней. К тому же, последние интервью начальника Пенитенциарной Службы Назима Алекберова внушают веру в реальность этих надежд.
Например, обещают возможность учебы пожизненников, а ведь подготовленная нами жалоба по этому поводу, отклоненная во всех судебных инстанциях Азербайджана, лежит сейчас в Европейском Суде.
Значит, власти пересматривают стереотипы в отношении пожизненных заключенных.
- Каково ваше видение реформ в пенитенциарной системе страны?
- Их нельзя рассматривать отдельно от развития нашего общества. Много ли найдется граждан, настроенных поддержать строительство новых тюрем вместо детских садиков или улучшение пищи убийцам и ворам, когда недоедают беженцы и пенсионеры?
Поэтому реформы в пенитенциарной системе идут при очень слабой общественной поддержке и во многом за счет давления извне, со стороны Совета Европы и ООН.
При этом, несмотря на множество негативных явлений в этой сфере, движение поступательно.
Многое из того, что делается в тюрьмах сейчас, основывается на достижениях предыдущего руководства, которое часто склонны рассматривать в черном свете. Это все происходит потому, что есть четкий ориентир в виде европейских стандартов.
Кто об этом забывает, вроде последних двух начальников Гобустанской Тюрьмы и более 70 других чиновников пенитенциарной системы, те вскоре теряют свои кресла.
Не последним фактором является при этом постоянный мониторинг положения в тюрьмах со стороны правозащитных организаций. Можно только приветствовать создание с этой целью Общественного Комитета, который уже начал работу в тюрьмах.
З.
Day.Az
Новости по теме:
- Как отказаться от Ислама, или практическое руководство для радикалов и демагогов
- Журналисты, оскорбившие пророка Мухаммеда, могут попросить убежища в Дании
- Догмасекуляристы на пути от евроинтеграции-тренинга к этатизму
- Али Гасанов: "Пикеты перед дипмиссией Азербайджана в Иране не носят антиазербайджанский характер"
- Гаджиага Нури: "Нардаранцы в этой ситуации, я бы даже сказал, спасли имидж нашей страны"
- Клерикалы на пути от политического пиар-тренинга к маркет энтри
- Иранский аятолла пообещал подарить дом тому, кто убьет Рафика Таги
- Эльчин Гасанов: "Публикация в газете "Сенет" - попытка эпатажа. И эта попытка удалась"
- Адвокаты не хотят защищать права Рафига Таги и Самира Садагатоглу
- В Тегеране прошла акция протеста по поводу публикаций в газете "Сенет"
- Кто оскорбляет Пророков, или что происходит, если приказать дуракам Богу молиться
- Эльданиз Гулиев: "Вынесение фетвы о необходимости отрезания головы Р.Таги не входит в круг полномочий нардаранцев и, самое главное, демонстрирует их как сторонников страшных, средневековых методов борьбы с инакомыслящими"
- Международный комитет защиты прав журналистов требует освободить азербайджанских коллег, оскорбивших пророка Мухаммеда
- В Азербайджане инициирована кампания по отказу от исламской религии
- Дело не в Рафиге Таги
- Хидаят Оруджев: "Рафиг Таги еще ранее оскорблял ряд известных личностей Азербайджана"
- Азербайджанские журналисты, оскорбившие Пророка Мухаммеда, приговорены к двум месяцам лишения свободы
- Задержаны автор статьи, оскорбляющей Пророка Мухаммеда, Рафик Таги и главный редактор газеты "Сенет" Самир Садагатоглу
- Против сотрудников газеты "Сенет", опубликовавшей оскорбительные статьи о Пророке Мухаммеде, возбуждено уголовное дело
- Община мечети Джума осудила публикацию, оскорбляющую Пророка
- Нардаранцы вынесли смертный приговор азербайджанскому журналисту, оскорбившему пророка Мухаммеда
- Азербайджанская газета опубликовала статьи, оскорбляющие Пророка Мухаммеда
Эльдар Зейналов: «Гонения на журналистов, средневековые угрозы и пр. серьезно подрывают попытки властей создать светский и демократический имидж Азербайджана»
- В свое время, когда у Института усовершенствования учителей отняли это здание и передали "Азадлыгу", я тоже возмущался. Но в результате учителя получили много большее помещение, причем в достаточно удобном районе.
В данном же случае имеет место открытое выживание из помещения без какой-либо достойной компенсации. И если бы это коснулось и проправительственных газет, редакции которых расположены в этом районе, например, газета "Йени Азербайджан", можно было бы поверить в какую-то насущную необходимость. А то "выкуривают" исключительно оппозиционеров: "Йени Мусават", "Азадлыг"...
Поэтому политическая дискриминация налицо, и это привлекает к борьбе журналистов симпатии правозащитников. Некоторые из них даже ненадолго присоединялись к акции.
К тому же "Азадлыг" - не просто одно из оппозиционных печатных изданий, а газета со славной историей. Тем людям, кто не забыл, с чего начиналась наша независимость, это название о многом напоминает...
Сам же метод голодовки я не осуждаю, но считаю малоэффективным по ряду причин. Эта акция не наглядна, как пикет или митинг; она не может вовлечь большое количество участников, т.к. проводится в одном закрытом помещении; в отличие от обитателей тюремных камер, журналисты имеют много других способов привлечь внимание к своим проблемам; наконец, это просто небезопасно для участников акции, если они зайдут в голодании достаточно далеко.
Я надеюсь, что журналисты выиграют суд - если не в Баку, то в Страсбурге. Помимо того, о проблемах журналистов наш Правозащитный Центр Азербайджана и наши коллеги из Федерации Правозащитных Организаций Азербайджана постоянно информируют международные организации.
- Ваше мнение по поводу публикаций в газете "Сенет"?
- Я эту скандальную статью не видел, и не могу действовать по советскому принципу: "Мы не читали, но осуждаем!" Если честно, то и о существовании такой газеты до сих пор не догадывался. Так что не могу судить, насколько глубоко эта публикация могла задеть чувства верующих.
Но я всегда считал и считаю, что за слово надо наказывать не в уголовном, а в гражданском порядке. Поэтому меня удивило, что двух виновников этого шума посадили в следственный изолятор за разжигание розни. Как могло что-то "разжечься", если этого никто не читал?..
Но предположим, что власти решили круто взяться за зачинщиков всякого рода розни. Тогда, по этой же логике, в соседнюю камеру Баиловской тюрьмы должны были посадить тех, кто угрожал журналистам смертью.
Согласно статье 134 Уголовного Кодекса, "угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, если имелись реальные основания опасаться исполнения этой угрозы, наказывается ограничением свободы на срок до двух лет либо лишением свободы на срок до двух лет". А кто посчитает эту угрозу нереальной, если за границей, в Иране, уже делают ставки, обещая будущему убийце куш?
Когда в том же Нардаране местные жители, никому ничем не угрожая, просто не захотели проводить у себя в селе фальсифицированные выборы, туда послали войска с автоматами, и долгие недели держали село в осаде. Молчу уже о приговорах, которые получили тогда нардаранские старейшины.
А тут, на фоне открытых угроз убийством - полное благодушие властей. Я не призываю власти репрессировать мирных, пусть даже и очень разозленных, граждан. Но ведь не надо забывать о том, что смертную казнь у нас отменили почти 9 лет назад, и что угроза убийством уголовно наказуема. Почему же тогда правоохранительные органы элементарно не предупредили об этом тех, кто забыл о светском характере нашего государства?
И еще: почему-то никто не выносит фетву против содержателей притонов, высокопоставленных взяточников, наркоманов в том же Нардаране и пр. Виновными в наших бедах опять оказываются журналисты.
И по "странному" стечению обстоятельств, именно тогда, когда чиновники начали очередное наступление на свободу слова.
- Адвокаты отказываются защищать этих журналистов. Интересно, а какова будет позиция правозащитников?
- Я знаю верующего адвоката, который делает намаз и точно бы отказался, если бы к нему обратились по этому поводу. Но вот остальные?...
Адвокаты в своем большинстве такие всеядные, что не отказываются защищать серийных убийц и казнокрадов-министров, не брезгуют давать взятки и уж точно не вспоминают о своем многолетнем членстве в богохульной Коммунистической Партии.
А тут двое простых журналистов стали с их стороны отверженными. Не способны заплатить, что ли, как министр? Или ждут руководящих указаний из Президентского аппарата?
Что касается правозащитников, то их позиция сейчас может быть охарактеризована, как замешательство. Никто не читал этой злополучной статьи, никто не понимает, для чего ее вообще надо было писать. От одной коллеги я на днях даже услышал экзотическую версию о том, что автор статьи решил, мол, таким путем получить убежище за границей.
Нелегко реагировать на события, когда воду так сильно замутили. Однако отметьте, что за малым исключением, никто из правозащитников до сих пор не поддержал ни ареста Рафига Тагы, ни смертного приговора, вынесенного ему теми самыми людьми, которых мы все вместе защищали 4,5 года назад. Это наша принципиальная позиция.
- Как могут последние события в стране отразиться на позиции нашей страны в международных организациях?
- Конечно, негативно. Гонения на журналистов, средневековые угрозы и пр. серьезно подрывают попытки властей создать светский и демократический имидж Азербайджана.
- Сменим тему. Есть ли надежда, что после увольнения прежнего начальника Гобустанской тюрьмы там будут решены проблемы заключенных?
- Надежда, по определению, умирает последней. К тому же, последние интервью начальника Пенитенциарной Службы Назима Алекберова внушают веру в реальность этих надежд.
Например, обещают возможность учебы пожизненников, а ведь подготовленная нами жалоба по этому поводу, отклоненная во всех судебных инстанциях Азербайджана, лежит сейчас в Европейском Суде.
Значит, власти пересматривают стереотипы в отношении пожизненных заключенных.
- Каково ваше видение реформ в пенитенциарной системе страны?
- Их нельзя рассматривать отдельно от развития нашего общества. Много ли найдется граждан, настроенных поддержать строительство новых тюрем вместо детских садиков или улучшение пищи убийцам и ворам, когда недоедают беженцы и пенсионеры?
Поэтому реформы в пенитенциарной системе идут при очень слабой общественной поддержке и во многом за счет давления извне, со стороны Совета Европы и ООН.
При этом, несмотря на множество негативных явлений в этой сфере, движение поступательно.
Многое из того, что делается в тюрьмах сейчас, основывается на достижениях предыдущего руководства, которое часто склонны рассматривать в черном свете. Это все происходит потому, что есть четкий ориентир в виде европейских стандартов.
Кто об этом забывает, вроде последних двух начальников Гобустанской Тюрьмы и более 70 других чиновников пенитенциарной системы, те вскоре теряют свои кресла.
Не последним фактором является при этом постоянный мониторинг положения в тюрьмах со стороны правозащитных организаций. Можно только приветствовать создание с этой целью Общественного Комитета, который уже начал работу в тюрьмах.
З.
Day.Az
Новости по теме:
- Как отказаться от Ислама, или практическое руководство для радикалов и демагогов
- Журналисты, оскорбившие пророка Мухаммеда, могут попросить убежища в Дании
- Догмасекуляристы на пути от евроинтеграции-тренинга к этатизму
- Али Гасанов: "Пикеты перед дипмиссией Азербайджана в Иране не носят антиазербайджанский характер"
- Гаджиага Нури: "Нардаранцы в этой ситуации, я бы даже сказал, спасли имидж нашей страны"
- Клерикалы на пути от политического пиар-тренинга к маркет энтри
- Иранский аятолла пообещал подарить дом тому, кто убьет Рафика Таги
- Эльчин Гасанов: "Публикация в газете "Сенет" - попытка эпатажа. И эта попытка удалась"
- Адвокаты не хотят защищать права Рафига Таги и Самира Садагатоглу
- В Тегеране прошла акция протеста по поводу публикаций в газете "Сенет"
- Кто оскорбляет Пророков, или что происходит, если приказать дуракам Богу молиться
- Эльданиз Гулиев: "Вынесение фетвы о необходимости отрезания головы Р.Таги не входит в круг полномочий нардаранцев и, самое главное, демонстрирует их как сторонников страшных, средневековых методов борьбы с инакомыслящими"
- Международный комитет защиты прав журналистов требует освободить азербайджанских коллег, оскорбивших пророка Мухаммеда
- В Азербайджане инициирована кампания по отказу от исламской религии
- Дело не в Рафиге Таги
- Хидаят Оруджев: "Рафиг Таги еще ранее оскорблял ряд известных личностей Азербайджана"
- Азербайджанские журналисты, оскорбившие Пророка Мухаммеда, приговорены к двум месяцам лишения свободы
- Задержаны автор статьи, оскорбляющей Пророка Мухаммеда, Рафик Таги и главный редактор газеты "Сенет" Самир Садагатоглу
- Против сотрудников газеты "Сенет", опубликовавшей оскорбительные статьи о Пророке Мухаммеде, возбуждено уголовное дело
- Община мечети Джума осудила публикацию, оскорбляющую Пророка
- Нардаранцы вынесли смертный приговор азербайджанскому журналисту, оскорбившему пророка Мухаммеда
- Азербайджанская газета опубликовала статьи, оскорбляющие Пророка Мухаммеда
Читать Day.Az в:
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре