"Воскресное чтиво" на Day.Az: "Моя малая Родина – Чемберекенд"
Мы призываем наших читателей продолжать посылать на электронный адрес [email protected] различные публикации, касающиеся искусства, истории, культуры, этнографии, традиций Азербайджана, и многих других областей жизни нашей страны, а также свои рассказы, ранее не печатавшиеся в прессе.
Чувство ностальгии знакомо всем и каждому - у одного ностальгия по молодым годам, у другого - по старому бакинскому двору, по своему городу или деревне, по старым друзьям и по нашим бакинским улочкам. Вот и я отношусь к числу последних: у меня ностальгия по не существующему на сегодняшний день, но не забытому району нашего города под названием Чемберекенд.
Это был район Баку от Нагорного парка вплоть до тогдашней улицы Мухтадыра, где сейчас разбит прекрасный парк, где фонтаны, цветочные клумбы и тенистые деревья дают прохладу. Теплым летним вечером здесь можно встретить и старожилов Баку, которых, как и многих из нас, тянет в привычные с детства места в нашем городе.
Но только старожилы города помнят этот район города как Чемберекенд мяхялляси. Ведь это было место, где люди жили, без преувеличений, большой семьей, так как многие переселились сюда еще в 18-19 веках (тогда это была окраина Баку) из Ичеришехер, из абшеронских поселений и других регионов Азербайджана. И даже названия семей сохранялись тогда - "крепостные", "шувелянские", "сальянские" и т.д.
Этот небольшой участок пригорода ими самовольно застраивался, без каких-либо строительных (не говоря уже об архитектурных!) правил, с тем, чтобы иметь возможность держать домашний скот и выгуливать его на пастбищах близлежащих холмов. Так и сложилось, что многие семьи в дальнейшем породнились, строили новые дворы, оставляя узкие улицы и переулки для проходов.
Как правило, семьи были большие, чтобы прокормить их, многие сдавали комнаты в своих двориках жильцам города. Так и получалось, что жили здесь представители многих народов и национальностей, но на моей памяти не было конфликтов по национальному признаку, хотя, как и водится между соседями, были и пересуды, и склоки, и сплетни, а радости и горе тоже делили вместе.
Жили небогато, но трудились не покладая рук, чтобы прокормить многочисленные семейства.
Сказать, что в разросшемся к середине 20-го века Чемберекенде все знали друг друга на протяжении нескольких поколений - ничего не сказать. Любые события в той или иной семье становились темой обсуждения по всему поселению, каждый (-ая) при встрече с обсуждаемым (-ой) считал своим долгом дать совет, наставление, а главное - поддержать и помочь. Существовал здесь и кодекс чести - любая женщина или молоденькая девушка могла спокойно проходить по дворам и улицам селения Чемберекенд без косых мужских взглядов.
По рассказам старших в нашей семье, когда зимы в иные годы были довольно снежными, чтобы выбраться из дома поутру (а строения были в основном невысокие и одноэтажные и снег заваливал дома чуть ли не до крыш), приходилось лопатами расчищать выход из домов и дворов. Весь этот район города был очень зеленым, дворы были усажены виноградниками, тутовыми и различными плодовыми деревьями, что делало каждый дворик зеленым оазисом в летнюю жару.
Помнится, моя тетя до самой своей смерти часто приходила в этот парк перед нынешним зданием Кабинета Министров, к сохранившемуся со времен ее детства старому дереву, которое, по ее словам, росло у нас во дворе и которое она сама когда-то посадила, будучи школьницей. Видимо, только это дерево и сохранилось от старого Чемберекенда...
Но в памяти остались то, как дружно и весело проходили соседские посиделки во двориках летними душными вечерами: соседи (которые зачастую были и родственниками между собой) устраивались под виноградником побеседовать за стаканом чая, дети бегали по соседним дворам и даже по всему Чемберекенду - за них можно было не беспокоиться: они не потеряются, их не обидят, соседи и приглядят, и приведут домой, если заигрались поздно.
Здесь действовал главный закон человеческого общества - ВЗАИМОВЫРУЧКА и ВЗАИМОПОДДЕРЖКА. Именно по этому, старому духу города сегодня такая ностальгия у старожилов Баку.
Ну а душными летними ночами спать укладывались прямо под открытым небом: постели расстилались во дворах, и мы, дети, долго не могли заснуть, возились, мечтали, глядя на звездное небо и прислушиваясь к шелесту листвы и негромким голосам взрослых: мужчины по соседству допоздна играли в нарды, сидя под густыми навесами виноградника, а женщины хлопотали по дому.
Помнится, как же все радовались, когда в 1961 году в поселок провели газ и можно было отказаться от керосинок и печек-"буржуек". Это был праздник для всех. Ведь бытовых удобств тогда не было никаких, разве что круглосуточно текла из кранов шолларская, вкусная и холодная вода.
А по выходным дням целыми семейными делегациями отправлялись на помывку в близлежащую баню. Бакинские бани играли своеобразную роль в социальной жизни горожан - здесь общались, отдыхали и обменивались новостями.
Для нас, для детей, важным событием в жизни было начало школьного года, когда принаряженные дети веселой гурьбой отправлялись в 132-ю школу, где училось почти все молодое поколение чемберекендцев. Притом старшие дети приглядывали за младшими, даже не будучи между собой родственниками, а просто потому, что все они - чемберекендцы...
Спустя годы, нашлись через социальные сети некоторые друзья детства: многие из них живут сегодня не только в Азербайджане, но и в разных странах, у них уже есть внуки, но память наша хранит дружбу, доброе и теплое друг к другу отношение и тот колорит бакинского мяхялля, который был присущ, на мой взгляд, только Чемберекенду.
И мне понятна та ностальгия по нашей жизни в старом Баку, которую испытывают дети Чемберекенда - это добрая память о юности, о простых и искренних отношениях между соседями, о товариществе и взаимопомощи, о вере в добро и надеждах на лучшее.
Где сейчас все это?..
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре