Главная ошибка России - потворствование армянскому национализму и оккупации территорий Азербайджана

В Армении в понедельник начинается агитационная кампания кандидатов в депутаты, которых будут выбирать 9 декабря. Но уже задолго до самой даты голосования процесс начал обрастать скандалами и тревожными сигналами. Тревожными, в первую очередь для самого армянского общества, питавшего завышенные надежды на новую власть.

Одной из "изюминок" предвыборной кампании в Армении является появление на политическом поле новой, но все еще не зарегистрированной партии "Сасна црер". Как известно, партия является наследницей одноименной террористической группировки, в июле 2016 году устроившей в Ереване теракт с захватом заложников и расстрелом полицейских. Придя к власти, Никол Пашинян освободил террористов (осужденных, правда, по другим статьям) и позволил им влиться в политическую жизнь страны, претендовать на мандаты депутатов и делать провокационные заявления.

Прокомментировать эту "особенность" пашиняновской политики Day.Az попросил известного российского историка, политического аналитика и исследователя темы армянского терроризма Олега Кузнецова.

Создание в Армении партии "Сасна црер" представляет собой в моем понимании совершенно конкретный предвыборный ход с сиюминутными задачами без расчета на долговременную перспективу.

Если вы помните, то боевики этой террористической группировки летом 2016 года захватили в Ереване расположение полка патрудьно-постовой службы полиции и две недели удерживали его, после чего сдались властям, которые их даже не обвинили в совершении террористического акта. Фактически, этих людей "законсервировали" в СИЗО до тех пор, пока у властей в них появится потребность. Когда Пашинян пришел к власти в результате государственного переворота в апреле-мае этого года, то он, спустя некоторое время начал уголовное преследование в адрес Кочаряна и Хачатурова, амнистировал этих людей. Тогда я думал, что он пошел на этот шаг с вполне конкретной целью, - обезопасить себя и свои преобразования, если в ответ на них на улицы выйдут члены Союза добровольцев (еркрапа) - военизированной группировки поддержки Республиканской партии Армении. Со стороны Пашиняна это был очень умный ход - противопоставить более оголтелых и менее сытых террористов менее оголтелым и более сытым террористам. То, что в любой другой стране себе нельзя было представить, в Армении прошло на "ура".

Потом боевики "Сасна црер" заявили о своих претензиях в политике, дескать готовы сменить автоматы на галстуки, и о намерении создать собственную партию.

Будучи в прошлом работником министерства юстиции России, в обязанности которого входила государственная регистрация общественных и религиозных организаций и надзор за их деятельностью, могу сказать, что ни одна партия за столь короткий срок, пусть даже в масштабах крошечной страны, какой является Армения, не способна легитимизироваться без прямой административной поддержки государства.

Есть еще один аспект, на который я хочу обратить внимание: Никол Пашинян только 23 ноября подписал документы о предоставлении гражданства Армении лидеру "Сасна црер" Жирайру Сефиляну, который до этого был лицом без гражданства. В мировой истории мне известен только один случай, когда лидером парламентской партии был человек без гражданства, это было в Германии, когда лидер Национал-социалистической рабочей партии Адольф Гитлер, отказавшись от австрийского гражданства в 1926 году, германское гражданство получил в Брауншвейге в 1932 году, аккурат накануне выборов рейхпрезидента Германии, на которых он занял второе место.

Понимаю, что аналогия с ситуацией в Армении может кому-то показаться натянутой, но факта из истории не выкинешь.

Лично я ни секунды не сомневаюсь в том, что проект патии "Сасна црер" с момента освобождения террористов этой группировки - это хорошо продуманный и спланированный проект если не самого Пашиняна, то стоящих за ним политтехнологов, для которых Армения - не более чем поле для профессиональной деятельности, когда важен сам результат, а не его последствия в будущем.

Надо понимать, что в современной Армении нет демократических или либеральных партий, все политические и общественные группировки в этой стране - или националистические, или экстремистские, или откровенно расистские, или террористические. Иными словами, все - праворадикальные и ультра-праворадикальные, других нет. Поэтому перед Пашиняном в преддверии парламентских выборов стоит очень непростая задача - выстроить в стране иерархию из националистов, экстремистов, расистов и террористов, при этом сделать это так, чтобы самому не оказаться у самого правого края этого спектра. Возглавляемая им партия "Елк" когда-то была самой радикальной и даже ультра-радикальной, но сегодня, чтобы она могла иметь презентабельный вид на международной арене, в Армении должен быть кто-то, кто был бы мега-радикальным. Для этого террористы из "Сасна црер" были выпущена на свободу.

Что же касается их антироссийский лозунгов, то они не такие уже и антироссийские, скорее - националистические или ультра-националистические. В них нет ничего принципиально нового, начиная с Гарегина Нжде.

О существования такого отношения к России в Армении в Кремле все давно знали, но никак не реагировали, не считая эту ситуацию угрозой своим национальным интересам. Главная стратегическая ошибка Кремля заключалась в том, что все последние 25 лет власти России исподволь или явно потворствовали армянскому национализму и оккупации армянами территорий Азербайджана, что сформировало у армянских националистов культ собственной безнаказанности за свои действия даже по отношению в патрону. Изменить что-либо сегодня Кремль уже не в силах, ему остается только пожинать плоды своих геополитических ошибок.

О том, что ситуация в Армении будет развиваться именно по тому сценарию, по которому она развивается последние полгода, я предупреждал российские власти публично и приватно, минимум, последние пять лет. Но к моим словам никто не прислушался, а некоторые высокопоставленные чиновники из российского МИДа, фамилии которых здесь нет смысла называть вслух и которых я знаю не один десяток лет, звонили мне по телефону и требовали, чтобы я у них не мешался под ногами.

Теперь Россия в полный рост столкнулась с проблемой армянского национализма, которую она будет вынуждена вскоре решать внутри страны административно-полицейскими, а во внешней политике - военно-политическими мерами. Других вариантов обуздания этой стихии лично я уже не вижу, ситуация прошла "точку невозврата", после чего маховик экстремизма в Армении будет и далее бесконтрольно раскачиваться, порождая агрессию на всем Южном Кавказе.

Россия окончательно упустила свой шанс стать миротворцем в нагорно-карабахском конфликте, и этого не может понять только откровенный профан или самовлюбленный болван...

Зульфугар Ибрагимов