Гидон Кремер: Музыкальные полотна Гара Гараева - шедевры искусства - ИНТЕРВЬЮ
В Азербайджанской государственной филармонии имени Муслима Магомаева 14 декабря в 19.00 состоится одно из самых ожидаемых событий концертного сезона - творческий вечер, посвященный 70-летию выдающегося скрипача и музыкального деятеля современности Гидона Кремера. Об этом Day.Az сообщает со ссылкой на Trend.
В преддверии концерта представляем одно из его интервью, в котором Маэстро делится своими впечатлениями и размышлениями о творчестве выдающегося азербайджанского композитора Гара Гараева, 100-летие которого будет праздноваться в рамках ЮНЕСКО в будущем году.
- Когда состоялось ваше первое знакомство с музыкой Гара Гараева?
- Знакомство с творчеством выдающегося симфониста, композитора-новатора Гараева у меня состоялось еще в конце 70-х годов прошлого века. Я всегда любил открывать для себя лучшее, новое в музыке, экспериментировать. В тот период я был в поисках музыки, которая удовлетворила бы мои требования. И вот мне попалось несколько его сочинений, созданных примерно в одно время, но разных по композиционным признакам.
Тогда я открыл для себя Скрипичный концерт Гара Гараева. Произведение привлекло мое внимание серьезным отношением к проблеме современной формы жанра: неформальным подходом, абсолютно нестандартным наполнением трехчастного цикла. У этого концерта весьма сложный, философски глубокий финал, выгодно отличающийся от традиционных легковесных концовок, снижающих ценность некоторых произведений данного жанра. Скрипичный концерт - это ошеломляющее по силе философского обобщения музыкальное полотно со своим направлением в музыке. Кроме того, в его произведениях прослеживается сильный интеллектуальный аспект. А сюита из балета "Тропою грома"? Даже самые требовательные музыканты считают ее изысканным творением композитора.
- А вторая ваша встреча с музыкой Гараева состоялась уже в Лондоне в Cadogan Hаll.
- Лондонский концерт - возвращение и соприкосновение одновременно, будто и не было той долгой временной паузы со дня участия в ряде авторских вечеров Гараева. Спустя много лет, благодаря гараевской классике, я словно вернулся в молодые годы, когда у многих музыкантов формировался интерес к современной музыке. С тех пор мне довелось исполнить сотни сочинений, но уважение к выдающемуся Гараеву и радостное волнение от встречи с его партитурой всегда будут со мной...
- Кого напоминает вам музыка Гараева, его манера, почерк, заметно ли влияние школы Шостаковича?
- Во время репетиций у меня возникло ощущение мостика - помимо Шостаковича, - к Морису Равелю, композитору-импрессионисту, известному как реформатор ХХ века.
Гараев - многоплановый композитор, его экспрессивный, романтически-эмоциональный, красочный стиль связаны со Страной огней и берут истоки из музыкального фольклора.
- Сложен ли в исполнении Гараев? Нужна ли особая подготовка, чтобы слушать его произведения?
- Думаю, тут надо говорить, опираясь на определенные опусы. Есть музыка Гараева, которая вполне доступна, это ее "идиом" киномузыка/балет. Но есть более личностная, как Третья симфония, Скрипичный концерт, они более богаты не только по композиционной технике, но и духовностью. А кто сказал, что хорошее должно восприниматься легко? Слушателю не помешает послушать сочинение несколько раз, прежде чем вынести свой вердикт.
- К какой школе Гидон Кремер относит Гараева?
- Для автора ценно не принадлежность к определенной школе, а собственный почерк. Лучшие опусы Гараева также свидетельствуют об этом. Его прелюдии, симфонические поэмы, камерные произведения вышли за рамки Азербайджана и стали достоянием мировой современной классики. Гараев - это величина, его музыкальные полотна - шедевры искусства.
Информационная поддержка - Trend.az, Day.az, Milli.az.
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре