Ситуация с "работами по разминированию" в оккупированном Карабахе крайне далека от гуманизма

На днях Конгресс США утвердил решение Палаты представителей относительно выделения Армении дополнительного финансирования в 2020 году в размере 40 миллионов долларов. По данным некоторых источников, в структуру финансирования включены также полтора миллиона долларов, предназначенных для "работ по разминированию" на оккупированных Арменией территориях Азербайджана.

Прокомментировать этот факт мы попросили известного российского политического аналитика, историка Олега Кузнецова.

"Данное решение Конгресса США можно рассматривать двояко, с двух диаметрально противоположных точек зрения, не испытывая при этом особых симпатий ни к Соединенным Штатам, ни к Армении.

С одной стороны, конечно, можно говорить о том, что армянское лобби в США добилось очередного громкого (или не очень громкого) политического успеха, обеспечив очередное целевое финансирование сепаратистского режима в Нагорном Карабахе, что является еще одним свидетельством его неизменной поддержки со стороны американского государства. Более того, я уверен, что именно так этот факт будут интерпретировать и преподносить на самых разных языках мира. Пресса армянской диаспоры будет взахлеб говорить о том, что Америка - верный друг Армении и армян.

Многодетных армянских матерей заставляют очищать от мин оккупированный Карабах?

Многодетных армянских матерей заставляют очищать от мин оккупированный Карабах?

C другой стороны, проблема разминирования территорий после боевых действий является актуальной практически для всех стран мира, когда-либо участвовавших в современных вооруженных конфликтах. Мало кто об этом говорит сегодня вслух, но ежедневно в мире погибает или становятся калеками около ста человек в результате подрыва на оставшихся после боевых действий боеприпасах. И эта цифра - не моя фантазия, а официальная точка зрения совершенно официального международного органа под названием Агентство ООН по разминированию.

Но в данном конкретном случае есть некоторые нюансы, которые меняют смысл такого благого дела, как разминирование.

Самым интересным тут является структура, которая, скорее всего, получит финансирование на проведение работ по разминированию Карабаха. Долгое время этим делом занималась структура с очень специфической репутацией под названием HALO Тrust, специалисты которой в России, например, не только утилизировали после первой чеченской войны неразорвавшиеся боеприпасы, но параллельно еще и обучали местных боевиков минно-подрывному делу. Минно-саперное дело - это палка о двух концах, когда одним концом можно мины выкапывать, а другим - закапывать. Поэтому в Азербайджане эта структура, равно как и в России, запрещена, насколько мне известно, с 2013 года.

Не имея внешнего финансирования своей деятельности, она влачила жалкое существование, и тут, спустя шесть лет, вдруг вновь понадобилась американцам на Кавказе или где-то еще поблизости, например, в Иране. Потому-то ее и решили вывести из анабиоза, а если учесть, что граница между Ираном и оккупированными азербайджанскими территориями представляет собой не стену, а проходной двор с множеством коридоров, то нетрудно предположить, что все то, что в Карабахе будет разминировано, может быть в Иране вновь заминировано, при этом не исключены попытки перекладывания ответственности за взрывы на Азербайджан.

Словом, ситуация крайне далека от высоких гуманитарных целей, на финансирование которых были испрошены деньги, и разбираться в ней, скорее всего, будет необходимо не журналистам или политологам, а сотрудникам спецслужб", - сказал Олег Кузнецов.

Зульфугар Ибрагимов