Франция стремится на Южный Кавказ, потерпев поражение в других проектах

Резолюция Сената противоречит и национальному законодательству Франции, и международному праву. Сенат высказал необоснованные и нелогичные претензии к Азербайджану, вмешавшись в его внутренние дела, а также нарушил конституцию собственной страны.

Об этом сказал в беседе с Day.Az депутат Милли Меджлиса, председатель Общественного объединения "Возвращение в Карабах" Турал Гянджалиев.

С правовой точки зрения, резолюция Сената Франции - это не более чем клочок бумаги. Согласно французской конституции, вопросы безопасности, обороны и внешней политики определяются в Елисейском дворце, а не в парламенте. В отличие от Испании, Италии или Германии, Франция - страна с президентским правлением, то есть французский парламент фактически предпринял антиконституционный шаг.

Резолюция Сената Франции наносит вред усилиям по миростроительству в регионе  - посол Лейла Абдуллаева

Резолюция Сената Франции наносит вред усилиям по миростроительству в регионе - посол Лейла Абдуллаева

Франция, обвиняющая Азербайджан в якобы "агрессии" против Армении, до сих пор не знает, что инициатором разгоревшегося в начале 90-х карабахского конфликта является Армения. Это абсурд. Далее, французские парламент требует от Баку вывести армию из Лачинского коридора, то есть с суверенных территорий самого Азербайджана. Это требование тоже полный абсурд. Кроме того, оно очень смешное. По-видимому, в парламенте Франции не нашлось профессионального юриста, который объяснил бы сенаторам, что нельзя требовать от какой-то страны вывести свои войска со своей собственной территории.

В принятом Сенатом документе достаточно и другой чепухи, показывающей, что законодательный орган Франции сформирован из туркофобов, исламофобов и азербайджанофобов. Это уже третий за последние два года документ антиазербайджанского характера, принятый Сенатом. Такое впечатление, что Франция только и ждет случая, чтобы продемонстрировать свою азербайджанофобию и угодить армянству.

Принятие столь абсурдного документа связано с последовательными поражениями, которые терпит Париж в крупных геополитических проектах. Как известно, Франция потерпела полное поражение в Северной Атлантике. Силами Великобритании и США в этом регионе были ограничены все возможности и инициативы французской стороны. Франция стремительно теряет свой авторитет на Ближнем Востоке, в странах Магриба, где она некогда считалась силой. Создание Великобританией, США и Австралией альянса AUKUS лишило Париж всех возможностей предпринимать какие-то действия в акваториях Индийского и Тихого океанов. После этого Австралия приняла решение выйти из соглашения по закупке у Франции 16 подводных лодок на сумму около 70 миллиардов долларов.

Теперь Франции не остается никаких возможностей показать свою силу, кроме как пытаться внедриться на Южный Кавказ. Надо сказать, что до 44-дневной войны Франции удавалось как-то вуалировать свою грязную политику, но после Победы Азербайджана она перестала скрывать свою азербайджанофобию и заняла деструктивную позицию совершенно открыто. Но все ее потуги, включая резолюцию Сената от 15 ноября, ничего не дадут. Потому что после военной победы Азербайджан перешел из разряда стран малой силы в категорию стран средней силы. Несмотря на свои небольшие размеры, наша страна умеет дать достойный ответ более крупным и сильным государствам. Для обеспечения себе доминирования на Южном Кавказе Франция сегодня объединяется с Арменией и Ираном против Азербайджана. Эта троица противодействует и открытию Зангезурского коридора. Франция тут играет первую скрипку.

Франция использует Армению как подручный инструмент, потому что сама по себе не способна предпринимать каких-то шагов в нашем регионе. Если армянам нравится выполнять такую функцию, это их проблема. Но пускай не забывают 44-дневную войну.

Макрон доказал, что колонизаторские замашки Франции не остались в прошлом - АКТУАЛЬНО от Намика Алиева - ВИДЕО

Макрон доказал, что колонизаторские замашки Франции не остались в прошлом - АКТУАЛЬНО от Намика Алиева - ВИДЕО

Чем может ответить Азербайджан? У Азербайджана есть возможности ответить на деструктивные шаги Парижа, и какие-то решения Сената не должны нас особо беспокоить. Ни в одной из сфер Азербайджан не испытывает какой-либо зависимости от Франции. В свою очередь, наша страна представляет большую важность для Евросоюза как один из основных гарантов энергобезопасности Европы. Да, Франция не покупает азербайджанский газ, но ничто невечно, в том числе заполненные за счет российского топлива французские газохранилища.

Далее, Азербайджан является транспортно-логистическим хабом, соединяющим Запад и Восток, и в дальнейшем может очень пригодиться Франции для экспортно-импортных  операций с Азией. Как должна повести себя азербайджанская сторона после всех тех шагов, которые уже предприняты Парижем против наших интересов?

Нужно сказать, что Франция теряет позиции не только в своих бывших колониях, но и в самом Евросоюзе. Возьмем, например, Вышеградскую четверку, в которую входят Польша, Словакия, Чехия и Венгрия. Или страны Балтии. Со всеми этими странами у Азербайджана прекрасные отношения, и они, думаю, смогут предотвратить антиазербайджанские решения на уровне ЕС, если Франция когда-нибудь вздумает пойти в своих шагах против Баку дальше собственного Сената. Как член азербайджанской делегации в Европарламенте я не раз встречался с представителями разных стран, и из разговоров с ними становится ясно, что большинство членов Евросоюза уже не принимает гегемонию стран-основателей, таких, как Франция, Германия.   

То есть у азербайджанской стороны есть возможности воздействовать на Париж, в том числе на ее собственном поле - на пространстве Евросоюза. У Азербайджана есть такие партнеры, как Турция, Великобритания, Израиль, которые тоже могут сыграть свою роль. Кроме того, Азербайджан имеет немалый авторитет в Движении неприсоединения, куда входит большинство бывших французских колоний. Напомню так же о заявлениях Президента Ильхама Алиева, прозвучавших на саммите Лиги арабских государств в Алжире. Кроме того, Баку совместно с Анкарой могут предотвратить любые деструктивные попытки Франции на Средиземном море.

Подводя итог, отмечу, что хотя резолюция не имеет никакой правовой силы, инициирована и принята она, конечно же, по инструкциям из Елисейского дворца. Однако можно не сомневаться, что эти решения не смогут послужить помехой проактивной политике Азербайджана.

Лейла Таривердиева