"Историческая призма": Каким был Нагорный Карабах перед началом конфликта
Начиная со второй половины 60-х годов и до начала последней фазы конфликта в Нагорном Карабахе в 1988 году в посылаемых в Москву многочисленных письмах и обращениях армянская сторона среди основных причин необходимости присоединения области к Армении указывала на невозможность обеспечения своего социально-экономического, культурного и национального развития в составе Азербайджана.
Однако даже поверхностный анализ ситуации в НКАО накануне событий 1988 года показывает, что армяне лукавили. При сравнении показателей социально-экономического развития в целом по Азербайджанской ССР, в том числе Нахчыванской АССР и Нагорно-Карабахской Автономной Области за период 1965-1987 годов, можно четко заметить значительные темпы социально-экономического развития в указанный период в автономной области.
Поскольку последняя перепись населения в НКАО была проведена в 1979 году, можно лишь примерно определить общую численность населения автономии и соотношение в его составе армян и азербайджанцев к началу 1988 года. По разным подсчетам, эта цифра составила около 180 тысяч человек, из которых не более четверти составляли азербайджанцы. Таким образом, с момента образования автономной области в 1923 году численность её населения возросла примерно в 1,5 раза.
Касаясь основных экономических показателей автономной области накануне начала конфликта, надо отметить, что в 1986 году общий объем производства промышленной продукции составил 60%. В промышленности было занято около 10 тысяч человек из 94,4 тысяч трудоспособного населения области. По этому показателю НКАО уступала лишь Баку и Сумгайыту.
В промышленном комплексе основное место занимала продукция шелководства и электротехники. Успешно развивались также отрасли легкой и пищевой промышленности. К середине 80-х годов из автономной области на сторону вывозилось товаров на общую сумму 150 миллионов рублей. Из них примерно треть поставлялась в различные районы Азербайджана, а остальная часть вывозилась в другие национальные республики СССР.
Надо отметить, что лишь 0,3% вывозимой из автономной области продукции поставлялось в Армению. В то же время в общем балансе ввозимых в автономную область товаров доля Армении составляла лишь 1,5 миллиона рублей, или 1,4 %. Эти цифры доказывают, что экономически НКАО была слабо интегрирована с Арменией и являлась частью народно-хозяйственного комплекса Азербайджана. По темпам роста промышленного производства НКАО опережала среднереспубликанский уровень. По объему промышленной продукции на душу населения НКАО вышла на первое место среди других регионов республики. Автономная область производила около 5% валовой продукции сельского хозяйства республики, хотя здесь проживало лишь 2% населения, а площадь его территории составляла 4400 км2 или 5% общей площади территории республики.
В принятой 24 марта 1988 г. ЦК КПСС и Советом Министров СССР специальной программе по социально-экономическому развитию области также констатировалось, что за последние три пятилетки объем производства промышленной продукции в области возрос в 3 раза, а сельскохозяйственной - в 1,5 раза.
Львиная доля капиталовложений, выделяемых для автономной области, направлялась на развитие армянских сел
Львиная доля капиталовложений, выделяемых для автономной области, направлялась на развитие армянских сел. Уровень жизни населения НКАО являлся самым высоким среди других регионов республики и мог быть сопоставим с уровнем жизни Баку. По данным на 1986 год, доходы на душу населения в НКАО составили 1113,5 рублей, что было выше в среднем по Азербайджану на 97,8 рублей, а по Нахчывану - на 170,4 рублей.
Из года в год росли отчисления из республиканского бюджета для социально-культурного развития автономной области. В частности, в 1987 году эта цифра составила 37,7 миллионов рублей. Среди социальных показателей автономии необходимо выделить размеры жилья на душу населения, которые были выше, чем по республике (соответственно 14,6 м2 и 10,9 м2). Высокие показатели наблюдались также в области медицинского обслуживания населения, которые были в среднем выше республиканских.
Армянский язык занимал господствующее положение в области. Накануне начала конфликта в автономной области функционировало 205 общеобразовательных школ, где обучалось около 34 тысяч учащихся. Причем во всех школах применялось односменное обучение. Кроме этого, в области действовало одно высшее и 6 средних специализированных учебных заведений. Ежегодно шел внеконкурсный прием молодежи из НКАО в высшие учебные заведения Азербайджана и страны. Значительно активизировались культурные связи НКАО с Арменией. Автономную область часто посещали руководители министерств и ведомств Армении, театры и концертные бригады, деятели культуры, ученые. Таким образом, ощутимых ограничений в связях армян НКАО с Арменией со стороны Азербайджана не наблюдалось.
Что касается изменения соотношения численности армянского и азербайджанского населения в этническом составе региона, то они были обусловлены объективными процессами
Что касается изменения соотношения численности армянского и азербайджанского населения в этническом составе региона, то они были обусловлены объективными процессами, которые происходили в социально-экономической жизни Азербайджанской ССР в 60-80-х годах.
В 1970 году численность населения области характеризуется восстановлением довоенного уровня и его дальнейшим ростом. Одновременно происходит рост численности азербайджанцев, что следует связывать не только с высокой рождаемостью азербайджанцев по сравнению с армянами, но и нарастающей миграцией армян за пределы НКАО. Так, за период 1970-1979 годов население НКАО возросло на 12 тысяч человек. И в этом приросте доля армян составила лишь 2 тысячи, а азербайджанцев - 10 тысяч человек.
В отношении причин и характера миграции армян НКАО можно сказать, что они в основном были обусловлены процессами урбанизации. Изменилось существенно направление миграции. Если до 60-х годов миграция армян из области шла в основном в Баку и другие промышленные центры Азербайджана, то в 60-80-х годах эта миграция пошла уже за пределы Азербайджана, в основном, в Армению.
Подобное изменение направления миграции армян НКАО можно связать также с новыми процессами национального развития в Азербайджане, которые стали разворачиваться с конца 50-х годов. А именно, в связи с предоставлением колхозникам в 1959 году паспортов и отменой запрета на переезд в города сельских жителей, с начала 60-х годов начинается массовое переселение сельских азербайджанцев в города республики и, в основном, в Баку. Это привело к значительному расширению сферы функционирования азербайджанского языка, которое постепенно начало теснить русский.
Как показывают итоги переписей, проведенных в 1970 и 1979 годах, увеличение удельного веса титульной нации приводило к сокращению некоренных народов, в том числе армян. Те, кто не пожелал или не имел возможности мигрировать из республики, должны были решать для себя проблему адаптации к резко возросшей значимости азербайджанского фактора в жизни Азербайджана.
Те, кто не пожелал или не имел возможности мигрировать из республики, должны были решать для себя проблему адаптации к резко возросшей значимости азербайджанского фактора в жизни Азербайджана
Для армянского населения Азербайджана в целом, и НКАО в частности, указанные процессы национального развития обусловили развитие двух тенденций. С одной стороны, стала расти напряженность в их отношениях с азербайджанцами, которые большей частью подогревались из Еревана. С другой стороны, изменилось направление миграции армян из НКАО. Однако, последний процесс носил добровольный характер и не побуждался каким-либо целенаправленным давлением со стороны руководства республики или азербайджанского населения. Миграция армян именно в Армению стимулировалась, прежде всего, языковыми факторами. Русскоязычные же армяне мигрировали в основной своей массе не в Армению, а в Россию и иные русскоязычные регионы европейской части СССР.
Понятно, что подобная миграция негативно отражалась на рождаемости и естественном приросте армянского населения. Одновременно с указанными процессами происходило увеличение численности азербайджанского населения в НКАО не только в результате естественного, но и механического прироста.
В основном, азербайджанцы переезжали из соседних с автономной областью районов. Если в период 1970-1979 году численность азербайджанцев в целом по Азербайджану увеличилась на 25%, то по НКАО эти показатели составили 37%. Миграция азербайджанцев в НКАО была обусловлена главным образом социально-экономическими факторами. А именно - крупными капиталовложениями в экономику области. Рабочие места, высвобождавшиеся из-за миграции армян из НКАО, занимали азербайджанцы.
Рабочие места, высвобождавшиеся из-за миграции армян из НКАО, занимали азербайджанцы
В то же время в кадровой политике и в вопросе национального представительства во властных структурах автономии армяне по-прежнему по численности значительно превосходили азербайджанцев. Так, составы Советов формировывались руководством области, а оно, как правило (за исключением Шуши) на 90-98% состояло из армян. В составе обкома партии из 165 членов всего 24 были азербайджанцами, а из 456 секретарей первичных партийных организаций НКАО (без Шуши) лишь 30. Аппарат обкома партии в Ханкенди практически 100% оставался армянским. Не соответствовало представительство азербайджанского меньшинства процентному соотношению населения и в профсоюзах, комсомоле, а также в органах милиции, народном контроле.
Приведенные лишь некоторые основные показатели социально-экономического развития автономной области доказывают, что накануне начала конфликта в 1988 году национальному развитию армян НКАО республиканские органы не ставили каких-либо препонов. Надуманные жалобы армян НКАО о "невозможности успешного развития в составе Азербайджана" опровергаются как цифрами, так и самой практикой жизни в области.
Ильгар Нифталиев, ведущий научный сотрудник Института Истории им. А.А.Бакиханова, доктор философии по истории
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре