"Историческая призма": 1917-1918 гг. Армения и Ленин - ИСТОРИЯ ОДНОГО ПРОВАЛА
Захватившие в октябре 1917 года власть в Петрограде большевики с первых своих шагов доказали, что они унаследовали от бывшего царского, а позже Временного правительства политику использования армянского фактора в отношениях с Османской империей.
Хотя, первоначально при проведении данной политики большевики приняли ряд противоречащих друг другу решений.
Так, 20 ноября 1917 года в обращении к мусульманам России и Востока большевики, касаясь вопроса о будущих границах Турции, отмечали: "Мы заявляем, что договор о разделе Турции и отнятии у нее Армении порван и уничтожен". Здесь речь идет о соглашении Сайкс-Пико от 26 апреля 1916 года, который предусматривал раздел территории Османской Турции между Англией, Францией и Россией. Таким образом, казалось, что Советская Россия признает границы Османской Турции до 1914 года и отказывается от каких-либо территориальных притязаний к ней.
По логике вещей, следующим шагом должно было стать принятие решения о выводе русских войск с оккупированных царской армией турецких территорий в Восточной Анатолии. Однако, большевики всегда отличались тем, что действовали по обстоятельствам и исходили из политической целесообразности. Поэтому очень часто трудно было вычислить логику в их заявлениях и практических шагах.
В ноябре 1917 года большевики не контролировали политическую ситуацию на Южном Кавказе, а тем более на кавказском фронте для того, чтобы давать какие-либо приказы местным войсковым частям.
Тем временем 15 ноября 1917 года в Тифлисе было создано местное правительство - Закавказский комиссариат, который не признал власть большевиков. Данное правительство с целью прибрать к рукам все вооружение бывшей русской армии самостоятельно стало вести переговоры с османским командованием. В результате 5 декабря 1917 года в Эрзинджане был заключен договор, согласно которому отходящая с Кавказского фронта русская армия должна была передать все свое вооружение Закавказскому комиссариату. Именно данный шаг заставил большевиков пересмотреть свою политику в отношении "армянского вопроса" для того, чтобы внести раскол внутри правительства Комиссариата.
На это и было рассчитано издание декрета от 29 декабря 1917 года "О Турецкой Армении". Тем самым большевики хотели продемонстрировать армянам, что они, в отличие от Закавказского правительства, против возвращения ранее оккупированных русской армией территорий Османской Турции и выступают за создание здесь армянской автономии.
Заранее надо оговориться, что данный декрет с момента его издания не имел юридической силы, поскольку касался территорий, которые не принадлежали России и были оккупированы последней в ходе военных действий в 1915-1916 гг. С другой стороны, к моменту издания Декрета не существовало каких-либо соглашений, по которым турецкая сторона признала данную оккупацию.
Предварительная работа по изданию декрета "О Турецкой Армении" была начата после издания большевиками 15 ноября Декларации "Прав народов России", согласно которой был создан Комиссариат по делам национальностей РСФСР во главе со И. Сталином, перед которым стояла задача разработать декреты для национальных меньшинств.
При народном комиссариате по делам национальностей РСФСР в числе других комиссариатов был создан Комиссариат по армянским вопросам. Его комиссаром являлся секретарь ВЦИК В.Аванесов, его заместителем - В.Терьян. Перед Комиссариатом была поставлена задача пропагандировать идеи советской власти среди армянского населения.
Для разработки проекта декрета "О Турецкой Армении" в ноябре 1917 года Совет народных комиссаров РСФСР создал комиссию, в которую вошли: И.Сталин (комиссар по делам национальностей), П.Прошьян (левый эсер), П.Аксельрод (меньшевик), которого позже в комиссии сменил дашнак С.Золян (Ростом). Поскольку Сталин не принимал активного участия в разработке первоначального проекта декрета, то, когда началось его обсуждение, на заседаниях комиссии 20, 23 и 29 декабря 1917 года он выразил свои замечания по отдельным его положениям. В результате, из первоначального проекта декрета были сняты положения, предложенные С.Шаумяном, о том, что русские войска должны были оставаться в районе Эрзерума, Вана, Битлиса, которые в это время ещё находились под их контролем, а также пункты, которые предусматривали подготовительные мероприятия для создания независимого государства в районах проживания армян на территории "Турецкой Армении".
Эти изменения дали повод сегодня армянским авторам обвинять Сталина в армянофобстве, в нанесении ущерба национальным интересам армян, хотя тот же Сталин 31 декабря 1917 года в статье в газете "Правда" ратовал за право свободного самоопределения "Турецкой Армении". Те же авторы не хотят замечать, что декларация большевиков от 15 ноября 1917 года была обращена только к народам Российской империи. Территории же (Битлис, Ван, Эрзерум), которые были представлены в проекте комиссии по подготовке декрета и на которых армяне надеялись создать свою автономию, находились под контролем Российской империи лишь по праву войны и их окончательный статус не был ещё определен. К тому же на этих территориях армянское население не представляло большинство. Поэтому в декрет пришлось включить особое приложение о географических границах "Турецкой Армении", которые должны были быть согласованы с представителями прилегающих и спорных мусульманских районов.
Таким образом, получалось, что издавая декрет, его авторы не имели четких представлений о будущих границах "Турецкой Армении". Хотя под декретом о "Турецкой Армении" стояла подпись Председателя Совнаркома РСФСР В.Ленина, однако он не принимал участия в его обсуждении, поскольку находился в это время на лечении в Финляндии. Поэтому в разгар обсуждения декрета 27 декабря 1917 г. Сталин обращается с письмом к Ленину и просит его временно прервать свое лечение и приехать. В результате, 29 декабря 1917 г. Советом Народных Комиссаров РСФСР за подписью В.Ленина и И.Сталина был принят, а 15 января 1918 г. Всероссийским Съездом Советов утвержден Декрет о "Турецкой Армении", в котором подчеркивалась поддержка правительством России "права армян оккупированной Россией "Турецкой Армении" на свободное самоопределение вплоть до полной независимости".
Реализация данного права обусловливалась предварительными гарантиями, необходимыми для "свободного референдума для армянского народа". Предусматривался также вывод русских войск и немедленное формирование армянской милиции с целью обеспечения личной и имущественной безопасности населения "Турецкой Армении". Это означало, что армяне могли рассчитывать лишь на собственные силы для удержания занятых территорий в случае наступления турецкой армии.
В соответствии с Декретом Чрезвычайному Комиссару по делам Кавказа Степану Шаумяну поручалось оказать населению "Турецкой Армении" содействие в деле осуществления положений Декрета, а также сформировать смешанную комиссию "для установления срока и способа вывода войск из пределов "Турецкой Армении".
Однако, дальнейшее развитие региональной ситуации, набиравшая силу в России гражданской война, объединившая против большевиков все оппозиционные силы, получавшие к тому же поддержку со стороны стран "Антанты", крах плана по советизации Южного Кавказа, вынудили Советскую Россию на некоторое время отодвинуть на задний план свои турецкие дела, связанные с армянами.
7 февраля 1918 года глава российской делегации на переговорах в Бресте Лев Троцкий заявил: "Что касается очищения турецких областей, то у нас имеются достаточно веские принципиальные соображения не смотреть на очищение армянской территории как на обмен за очищение той или иной части Российской территории". Таким образом, большевики брали на себя обязательство очистить турецкие территории безусловно, без каких-либо предварительных условий.
3 марта 1918 г. между Россией и державами Четверного союза (Германия, Австро-Венгрия, Болгария и Турция) был подписан Брест-Литовский мирный договор, 4 статья которого предусматривала, что Россия "сделает все от нее зависящее, чтобы обеспечить скорейшее очищение провинций Восточной Анатолии и их упорядоченное возвращение Турции", и что "округа Ардагана, Карса и Батума также незамедлительно очищаются от русских войск". При этом Россия обязалась "не вмешиваться в новую организацию государственно-правовых и международно-правовых отношений этих округов".
Условия Брестского мира повергли армян в понятный шок: все их надежды начали рассыпаться. После Брестского мира большевики не стали более вплотную заниматься "армянским вопросом", хотя и продолжали использовать армянские вооруженные формирования для укрепления своей власти в Бакинской губернии весной 1918 года. В результате заключения советско-турецкого Московского договора от 16 марта 1921 года Советская Россия окончательно отказалась от своего проекта о "Турецкой Армении".
Ильгар Нифталиев,
доктор философии по истории, ведущий научный сотрудник Института Истории им.А.А.Бакиханова НАН Азербайджана
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре