Тарлан Горчу: Я шел к мечте создания Театра марионеток больше 30 лет

Открывшийся в Баку совсем недавно Театр марионеток уже успел завоевать признание. О нем пишут критики, о нем позитивно отзываются деятели культуры и зрители. Если вы еще не были на спектакле Театра, вам эти отклики могут показаться преувеличенными, однако, побывав здесь, вы поймете, что это действительно восхитительно. Просто переступив порог Тетра марионеток, хочется часами стоять и рассматривать каждый элемент интерьера. Все 4 этажа построены и обустроены с большой любовью, каждая вещь тут имеет свою историю и свое значение, картины и другие произведения искусства, будь то ковер или марионетки, сделаны руками Мастера.

Тарлан Горчу, основатель и руководитель Театра марионеток, с большим чувством гордости и нежности за свое творение проводит экскурсии по театру для желающих. Являясь известным художником, попробовавшим себя во многих жанрах, он в основном занимается дизайном и современным искусством. Его скульптуры, ковры, каллиграфия, графика побывали на многих выставках мира. Но настоящей страстью художника является театр. По образованию Тарлан Горчу - режиссер, а не художник. Об этом и многом другом он рассказал в интервью Day.Az.

Прошел всего месяц после того, как мы начали показывать "Лейли и Меджнун", но сколько положительных отзывов мы получили от ведущих критиков Азербайджана! Почти 30 лет я шел к своей мечте создать Театр марионеток в Азербайджане. И вот, спустя такой длительный срок, я ни о чем не жалею. Да, может быть, не отвлекаясь на создание других произведений искусства, я, возможно, и махнул бы рукой на эту свою мечту, но меня спас мой тип мышления. Упорно и терпеливо двигаться к своей цели очень сложно, но результат того стоит. Вы часто видите, чтобы люди выходили со спектакля со слезами на глазах? А у нас такое бывает, хотя играют не люди, а куклы!

За то, что наш театр сегодня работает, и работает успешно, в первую очередь хочу поблагодарить президента Фонда Гейдара Алиева, Первую леди Мехрибан Алиеву. Четыре года назад Мехрибан ханум увидела наш спектакль "Аршин мал алан", оценила нашу работу и начала оказывать помощь в реализации нового проекта. При ее содействии было реконструировано здание, которое и раньше принадлежало нам, но после пожара было разрушено. Последние годы усиленно велись работы по реконструкции здания и подготовке нового спектакля "Лейли и Меджнун" по мотивам оперы Узеира Гаджибейли. Мы уже планируем сделать третий спектакль по оперетте "Не та, так эта", так как я хочу сделать триаду спектаклей по произведениям этой гениальной личности.

Вообще, должен сказать, что государство уделяет большое внимание театрам, сфере культуры в целом. Политика Президента Ильхама Алиева в этом направлении дает свои успешные плоды.

Принятию главного решения в моей жизни, а именно созданию Театра марионеток, способствовал один интересный случай. Бакинский кукольный театр был приглашен на Закавказский фестиваль, и нужно было приготовить специальную фестивальную постановку. Министерство культуры Азербайджана тогда почему-то выбрало меня, как молодого режиссера со стороны, чтобы я создал что-то необычное и интересное. Тогда я поставил условие, что буду не только режиссером, но и художником спектакля. Потому что нет ничего лучше, чем слаженная работа этих дух создателей постановки. Художник должен передать видение режиссера, а если он его не понимает, то страдает весь спектакль.

Жюри фестиваля возглавлял знаменитый грузинский режиссер и руководитель Театра марионеток Резо Габриадзе. Ему очень понравился мой спектакль "Басат и Тепегёз", и мы с ним сдружились. Он показал мне свой театр и рассказал все подробности. Именно тогда я и определился с тем, чего я хочу. Этот Театр марионеток был компактным, его можно было осилить и физически, и материально, а в творческом плане эта компактность давала больше простора, здесь можно было ставить любые спектакли для взрослых и детей.

Все это произошло около 30 лет назад. Четыре года я работал над первым своим спектаклем, "Аршин мал алан", по мотивам одноименной оперетты Узеира Гаджибейли. Это был очень удачный спектакль, мы сразу же вывезли его во Францию. Потом, в связи с обстоятельствами (развал СССР и Карабахская война), в нашей стране наступил период застоя. У нас не было ни здания, ни денег, были только труппа и готовый спектакль. Я стал больше заниматься изобразительным искусством, начал работать графиком и дизайнером, а театр остался в законсервированном виде на долгие годы. Мы открывали ящики с куклами только для поездок на гастроли. А побывали мы за эти годы во многих странах Европы и Америки. Трудно поверить, но самый маленький театр страны побывал на самых значимых сценах мира.

Сценарии к спектаклям пишу я, художником и постановщиком тоже являюсь я. Для создания марионеточного спектакля требуется участие многих специалистов, мы задействуем их в разных странах. Кстати, куклы для спектаклей создаются по моим эскизам. Я считаю театр своим детищем, потому что я продумал каждую мелочь в интерьере, я участвовал в реконструкции здания, делал эскизы для создания мебели, и многое здесь сделано на заказ. Конечно, это требует времени, но это того стоит.

Меня никогда не пугали трудоемкость и длительность работы над спектаклем. Во все времена люди сажали деревья, которые дают плоды уже через год, но об уникальности плодов они не думают. Тот же бансай младше 60 лет не считается настоящим бансаем, хотя в те времена до этого возраста не всегда и доживали (смеется). Люди всегда делились на два типа: те, кто строил хижины, и те, кто строил пирамиды...

Фирангиз Агаларова