"Армяне сорвали иранское посредничество в карабахском вопросе"

Старший научный сотрудник Центра восточноевропейских исследований в Польше, иранский политолог Хамед Каземзаде рассказал в интервью Day.Az об ирано-азербайджанских отношениях, экономическом сотрудничестве двух стран и о том, как по вине армян было сорвано иранское посредничество в карабахском вопросе.

Думаю, у сотрудничества Азербайджана и Ирана всегда был большой потенциал, который не удавалось реализовать из-за ограниченных возможностей и особых условий. Текущие условия способствуют развитию отношений. Частые поездки Хасана Рухани в Баку и Президента Ильхама Алиева - в Тегеран, а также крепнущие торговые и экономические связи свидетельствуют о том, что взаимоотношения между Ираном и Азербайджаном развиваются в положительном ключе.

Что касается восприятия Ираном Азербайджана, то Исламская Республика Иран видит в Азербайджане преимущественно шиитскую мусульманскую страну со схожими языком и культурой и имеющую общие исторические корни с Ираном, видит в нем своего самого важного соседа. Со своей стороны Азербайджан, у которого с Ираном более 767 километров общих границ, тоже всегда считал ИРИ приоритетной в своей политике в регионе, поскольку к этому располагают этнические, культурные, политические и исторические причины.

Общность религии и языка этих двух стран предрасполагает к тесным взаимоотношениям. История, культура, традиции и обряды Ирана и Азербайджана свидетельствуют об общем наследии и тесных межнациональных связях. Помимо культурного, религиозного и исторического аспектов, есть огромные возможности и для экономического сотрудничества. С тех пор, как Азербайджан обрел независимость, экономические вопросы приобрели особую важность в диалоге между нашими государствами.

На сегодняшний день подписаны несколько соглашений и протокол о взаимопонимании, призванные облегчить торговлю между Ираном и Азербайджаном, включая торговые соглашения, соглашения о взаимной поддержке инвестиций, об избежании двойного налогообложения, о морской торговле, таможенных пошлинах, сухопутной торговле, воздушном сообщении. Кроме того, было подписано консульское соглашение.

В 2016 году страны поддерживали активные отношения и могут являть собой пример политики взаимовыгодного сотрудничества. При таком взаимодействии обе страны выходят победителями, а проигравших нет. Интересы обоих государств соблюдены, что стимулирует дальнейшее развитие связей и стремление помогать друг другу. Естественно, проведение такой политики и в дальнейшем будет способствовать укреплению этих связей, что повлияет на стабильность и уровень развития всего региона.

Как ученый, я знаю, что есть множество возможностей развивать экономические отношения между странами, и эти возможности пока что не использовались между ИРИ и АР должным образом. В целом, экономические связи развиваются преимущественно в транспортной, торговой и энергетической сферах.

Что касается транспортного сектора, имеющиеся железные дороги в настоящее время не эксплуатируются в связи с нагорно-карабахским конфликтом. Сейчас Иран обустроил порт Амирабад, чтобы соединить железнодорожные сети с помощью грузовых морских судов в рамках коридора Север-Юг, а также планирует продолжить строительство участка железной дороги Решт-Астара в 2018 году.

Что касается торговли, то до этого года Иран постоянно входил в десятку ключевых партнеров Азербайджана в этой сфере. Иран импортировал из Азербайджана в 5 раз больше, чем поставлял туда сам. Азербайджан поставляет в Иран огромное количество товаров, и доход от этого составляет немалую часть государственного бюджета.

Согласно данным Государственного комитета статистики Азербайджана, экспорт электроэнергии в Нахчыван составляет одну пятую от общего объема экспорта Ирана в Азербайджан. Совместная комиссия по экономическому взаимодействию наших стран существует с 1993 года. Важные экономические проекты, такие, как транспортировка иранского газа в Нахчыван, строительство нахчыванского цементного завода и плотины Хода Афарин, развитие транспортных сетей и фармацевтических компаний, проходят предварительные этапы планирования, некоторые из этих проектов уже осуществлены, а некоторым требуются иностранные инвестирования. Думаю, что санкции оказали значительное влияние на ирано-азербайджанские экономические отношения, так что после их снятия можно рассчитывать на рост торговли между двумя странами.

Исламская Республика Иран и Азербайджан, как две независимые страны, имеют возможность развивать стратегическое партнерство и отношения во всех сферах. При этом, конечно, им следует осознавать и уважать независимость и внешнюю политику друг друга. Реализм во внешней политике есть один из факторов, которые способствуют укреплению отношений и увеличению уровня доверия между странами. Регулярные встречи и обсуждения между представителями наших стран помогут избежать недопонимания в каких-то вопросах и проводить более реалистичный и всесторонний анализ. На текущий момент есть три препятствия на пути к улучшению отношений: ирано-армянские отношения, азербайджано-израильские отношения, а также спор о статусе Каспийского моря и другие территориальные вопросы.

Жители Ирана, в особенности те азербайджанцы, которые живут у границ с Азербайджаном, принимают карабахский конфликт близко к сердцу. Думаю, что нагорно-карабахский вопрос - один из самых важных в ирано-азербайджанских отношениях. Что касается отношения Ирана к данному конфликту, то ИРИ всегда выражала скорбь по поводу убийства мусульман в Азербайджане и настаивала на его территориальной целостности, а также не раз делала подобные заявления на заседаниях Организации исламского сотрудничества.

Иран был первой страной, которая предприняла посреднические действия с целью достичь прекращения огня в этом регионе. В 1992 году в Иране прошли первые прямые переговоры между Арменией и Азербайджаном по карабахскому вопросу. На основании разработанного документа стороны согласились прекратить огонь при поддержке правительств Азербайджана и Армении в течение недели после прибытия Махмуда Ваези, спецпредставителя Ирана в этом регионе, а также восстановить коммуникации, чтобы обеспечить нужды граждан. Однако в ночь после подписания соглашения о прекращении огня армянские подразделения вторглись в Шушу, и иранское посредничество оказалось сведенным на нет.

Иранская сторона оказала помощь в организации в Сабирабадском районе лагеря для вынужденных переселенцев в 1994 году, а в 1993 иранский Красный Полумесяц помог размещению беженцев в Имишли. Поэтому считаю несправедливым то, что некоторые СМИ Азербайджана обвиняют Иран в поддержке Армении. При этом армянские медиа, наоборот, обвиняют Тегеран в помощи Баку.

Считаю, что если бы Иран присоединился к диалогу по мирному урегулированию, это помогло бы достичь консенсуса.

Наилучший способ разрешения карабахского конфликта и оказания давления на армян заключается в обращении к международным организациям, таким, как ОБСЕ. Думаю, что Совбез ООН в данном случае не может помочь. Кроме того, большим влиянием на Армению обладает Россия, поэтому, если она хочет разрешить этот конфликт, думаю, это удастся сделать в среднесрочной перспективе. Для урегулирования конфликта также считаю нужным привлечь такие страны, как Иран, Турция и Грузия.

Сеймур Мамедов