Саргсян сказал в Тегеране "халва!", но сладко не стало - ПОДРОБНОСТИ
Визит Сержа Саргсяна в Иран, о котором так много говорили в Армении и которого так ждали, наконец, состоялся.
Саргсян присутствовал на официальной церемонии инаугурации своего иранского коллеги Хасана Рухани, принял участие в официальном приеме в честь прибывших в Тегеран высокопоставленных иностранных делегаций. А на следующий день провел незапланированную, как утверждают армянские СМИ, встречу с иранским лидером.
В преддверии визита на армянском медиа-пространстве было много шума. Сам Саргсян дал два интервью иранским СМИ, исходя из которых, можно было сделать вывод, что главным событием 5 августа в Тегеране будет вовсе не инаугурация Хасана Рухани, а его встреча с президентом Армении, ради которого вся эта церемония и устраивается.
Хотя программой визита, если верить армянским СМИ, встреча Саргсяна с Рухани не планировалась, она все же состоялась. Но гораздо более интересна встреча в Тегеране же председателя Евразийской экономической комиссии Тиграна Саргсяна с первым вице-президентом Ирана Эсхадом Джангири. Стороны обсудили вопросы сотрудничества между ЕАЭС и Ираном, а также санкции США в отношении России и Ирана.
Отметим, что в июне этого года Иран и ЕАЭС завершили работу над текстом временного соглашения, ведущего к образованию зоны свободной торговли. На встрече в Тегеране Тигран Саргсян выразил надежду, что соглашение будет подписано в ближайшее время.
Армянские аналитики обращают особое внимание, что и незапланированная встреча Саргсяна с Рухани и возобновление обсуждений по ЗСТ происходят на фоне принятия США санкций против России и Ирана. Санкции были утверждены как раз на днях, и этот факт, по мнению аналитиков, и внес изменения в программу.
Как бы там ни было, основной темой обсуждений, судя по отчетам в СМИ, стали как раз американские санкции. Говорилось и о вожделенных для Еревана транспортных и газовых проектах, но без конкретики, в общих словах. В очередной раз декларировались возможности такого взаимодействия - и не более. О каких-либо договоренностях, достигнутых в этом направлении, информации нет. Вряд ли, услышь Саргсян от иранского коллеги долгожданное "да", он не сообщил бы об этом прессе, едва выйдя со встречи.
В данном случае, и это видно невооруженным глазом, Армения в очередной раз сыграла роль промежуточного звена. Это звено необходимо вовсе не для того, чтобы связать Персидский залив с Европой через Армению. Эта страна может стать площадкой развития связей между Ираном и Евразийским союзом. Правда, в этом случае почему-то не учитывается наличие по пути Грузии, интегрирующейся в Европу и НАТО и ни в коем не намеренной содействовать облегчению санкций в отношении северного соседа по причине оккупации грузинских территорий. С Ираном у Грузии нет проблем, так же, как нет и особых контактов, и западные санкции всегда будут перевешивать любые транзитные интересы.
Интересное мнение высказал, комментируя Sputnik Армения иранский вояж Сержа Саргсяна, доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Сергей Маркедонов.
Комментируя так волнующую армянскую сторону представленность Азербайджана на инаугурации Хасана Рухани не на самом высоком уровне, Маркедонов отметил, что "позиции Баку, как важного партнера Вашингтона и Брюсселя в деле обеспечения энергетического плюрализма", то есть снижения зависимости стран ЕС от российских поставок голубого топлива, укрепляются. И, напротив, снижаются опасения по поводу перспектив конкуренции и согласования интересов с Тегераном. В то же самое время Азербайджан традиционно дистанцировался от односторонней ориентации на США и Евросоюз и предпочитал прагматические отношения со своими соседями и на юге (Иран), и на севере (Россия), сказал Маркедонов.
Совсем другое дело, по его словам, Армения. "Для Еревана пространство маневра весьма невелико. Уже долгие годы отмечается зазор между декларациями о необходимости придать новую динамику межгосударственным связям и реальным экономическим наполнением сказанного. В особенности это касается долгосрочных инвестиционных проектов. И хотя многие критические оценки обоснованы, нельзя отрывать их от контекста конфронтации Ирана и Запада.
Не выдерживают также критики, по мнению Маркедонова, и наивные надежды на Тегеран, как некий компенсаторный механизм, позволяющий заменить Москву как стратегического партнера Еревана. "Психологически природа появления подобных идей понятна (военно-техническое сотрудничество России и Азербайджана - болезненная тема). Но на практике она трудновыполнима прежде всего потому, что сама Исламская Республика не готова к выполнению этой роли. И потому, что основные приоритеты Тегерана находятся на Ближнем Востоке, а не на Южном Кавказе, и в силу военных, дипломатических и экономических возможностей, несоизмеримых с российскими ресурсами", - сказал российский политолог.
Кстати, в Тегеране Серж Саргсян обсуждал с Хасаном Рухани и карабахский конфликт. Ереван упорно пытается как-то обозначить хоть какую-то роль Тегерана в карабахском урегулировании, или на худой конец добиться от последнего устраивающих оккупанта заявлений. Не исключено, что в Армении по каким-то своим соображениям рассматривают Тегеран даже в качестве нового стратегического союзника против Азербайджана, над идеологической подушкой "проекта" активно работает армянский агитпроп. Из России союзник получился никудышный, о чем свидетельствуют поставки российского оружия Азербайджану. Но как армянская сторона собирается бороться с военно-техническим сотрудничеством между Баку и Тегераном, которое тоже существует? Вопрос, конечно, интересный.
Не исключено, что Саргсян поднимал и тему закупки иранских вооружений. Диверсификация рынка оружия - это давняя, но несбыточная мечта Еревана. В начале года Иран посетил министр обороны Виген Саркисян, который после проведенных там встреч заговорил о недостаточности для Армении "закупаемого" у России оружия. О подобных планах с Ираном он не говорил, но намерения и намеки из Еревана были слишком явными, чтобы их не заметить.
В любом случае, что бы ни обсуждалось Сержем Саргсяном в Тегеране, жизнь армян от этого не станет лучше. И уж точно она не станет безопаснее.
Зульфугар Ибрагимов
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре