Испанский тренер "Карабаха": Футбол как маленькая жизнь - чем дольше играешь, тем больше хочется

Интервью Day.Az с тренером по физической подготовке футбольного клуба "Карабах" Рубеном Селлесом.

- "Карабах" сыграл с известными клубами в Лиге Чемпионов. Довольны ли вы, как тренер по физической подготовке, результатами?

- Да, конечно. Футбол как маленькая жизнь - чем дольше ты живешь, тем больше хочется жить. Так же и в футболе - чем больше ты играешь, тем больше хочешь двигаться дальше, вперед.

Первая наша игра была с "Челси". Мы играли и проиграли с нехорошим результатом 6:0. Это был очень сложный момент, который нужно было пережить и не сдаваться. Потом прошла игра с "Ромой" в Баку, затем против "Атлетико". И в каждом матче мы играли с мыслью завоевать победу. Перед тобой твой соперник, который тоже надеется только на победу. И с каждым разом мы играли все лучше и лучше.

- Как бы вы прокомментировали эпизод с Дино Ндлову, случившийся в заключительном отрезке матча "Карабах" - "Атлетико" и вызвавший недовольство многих?

- После игры я получил много сообщений по этому поводу. Многие выразили недовольство случившимся. Во время игры я тоже думал, что не было пенальти, потому что я не смог проследить все нюансы. Но потом, когда просматривал видео, я понял, что было справедливо. Я говорю от своего имени, от имени Рубена Селлеса. Часто в футболе бывает, что команда или болельщики недовольны вынесенным "приговором". Это нормально. Это футбол. В один день ты что-то получаешь, в другой день что-то теряешь. Нужно быть готовым ко всему и спокойно реагировать на все обстоятельства. Да, для Дино это обернулось неприятным моментом, потому что он не смог играть в Испании из-за того, что получил красную карточку. Но все хорошо, мы тихо и спокойно продолжаем работать.

- Сложно ли возвращать футболистов в нужную колею после поражения?

- Когда команда проигрывает, ей нужна сильная мотивация, чтобы двигаться дальше. Даже когда команда выигрывает, ей нужно не терять самообладания, нужно спокойно реагировать. Но я хотел бы особо подчеркнуть, что порой важен не результат, важно то, как был получен этот результат. Играя против такой профессиональной команды, как "Рома", мы проиграли, но зато какую достойную игру показали. Много было захватывающих и волнительных моментов, когда наши игроки отбивали мяч от ворот.

- Насчет "Атлетико" - каково было играть против своих соотечественников?

- Это для меня особенный случай (улыбается). И от друзей и знакомых я получил много сообщений касательно этого вопроса. На игру в Испанию я поехал вместе со своей семьей. И мы были очень довольны этим. Я одинаково хорошо себя ощущал от игры как с испанской, итальянской, так и лондонской командами. Впервые моя команда в официальном матче играла против профессиональных команд. Мы рады и тому, что если раньше эти команды не слышали, что существует такая команда, как "Карабах", то сегодня они играют с нами, понимают, на что мы способны, и знают, что мы можем достойно играть.

Хочу отметить, что футбол для меня не только игра, а в первую очередь, работа. На поле для меня не важно, с кем играешь, важно, как играешь. Работа есть работа.

- В 2013 году вы начали работать как помощник тренера в команде "Нефтчи". Затем переехали в Норвегию, где продолжили свою карьеру в другой футбольной команде. В 2015-ом году вы вновь вернулись в Азербайджан. С чем это было связано?

- В Норвегии мы начали работу в декабре 2014 года, уже через 6 месяцев главного тренера сняли с должности. И когда я узнал об этом, то тоже захотел покинуть свой пост. Через 2-3 дня после этого случая мне позвонили и сообщили, что в команду "Карабах" требуется человек на позицию тренера по физической подготовке. Я владел русским языком, был знаком со страной и культурой. Это подходило приглашающей стороне. Мы быстро договорились и уже через 10-15 дней я прилетел в Баку и приступил к своей работе в команде "Карабах", где работаю по сей день.

- На что, в первую очередь, обращаете внимание, когда тренируете игроков? Что входит в ваши функции?

- Во-первых, мы изучаем спортивную историю игроков, их травмы, а затем, учитывая все факторы, мы составляем индивидуальную программу на каждого футболиста и еще одну программу на всю команду в целом. Но следует отметить, что, к примеру, программа, составленная на норвежскую команду или на греческую команду, кардинально отличается от программы азербайджанской команды, потому что при составлении программы учитывается и культура, и образ жизни игроков. Так же в мои обязанности входит помочь главному тренеру Гурбану Гурбанову при анализе видео и разработке методологии. Это основная наша работа.

- Бывают ли случаи, когда вы не можете подтянуть игрока до требуемого стандарта. Что вы делаете в таких случаях?

- Это тяжелый момент. Бывают такие случаи, когда игрок не может изучать и, следовательно, идти дальше. Это не только по физической части, но и по технической. Есть игроки, которые имеют определенный уровень, но не могут двигаться дальше. Есть игроки, которые находятся на перформансе, то есть немного ниже уровня. Поэтому, если у игрока есть какие-то способности и он может приносить пользу команде, то мы его оставляем. Но если игрок не полезен команде, то приходится менять этого футболиста. Это, правда, не входит в мои функции - определять дальнейшую судьбу игрока. В основном, это работа Гурбан муаллима.

- А как проходит отбор новых футболистов в команду. На что, в первую очередь, обращаете внимание?

- В первую очередь, мы смотрим характеристику, изучаем футбольную карьеру игрока. Важно знать, на какую позицию он больше подходит. Если на подачу, атаку, левый или правый защитник, то нам нужен хороший с технической точки зрения футболист, который на поле умеет все: быстро двигается, может играть один на один, отбивает мяч, атакует, быстро реагирует в стандартных ситуациях. Если же мы ищем защитника, то нам важны другие качества - как он отдает передачи, помогает обороне, как работает пара на пару.

Второй важный момент при отборе игроков - это его рекомендации. Конечно, мы узнаем о нем в его прошлых командах. И в последнею очередь нам интересно, есть ли семья, дети. А потом уже главный тренер Гурбан Гурбанов решает, будет ли этот человек полезен нашей команде или нет.

- То есть наличие семьи тоже играет какую-то роль?

- Нет, это лишь интересная информация, которая никак не влияет на наше решение. Просто нам необходимо знать все нюансы. Для игры в команде важно, чтобы человек не был индивидуалист, а был коллективист. А так, у нас в команде наряду с холостыми игроками, есть и семейные.

- Можно ли сказать, что в Азербайджане растёт талантливое поколение футболистов?

- Несомненно. Я думаю, у нас на сегодняшний день сформировались хорошие футболисты, которые хотят развиваться и усердно работают над собой, у них есть стремления. Могу, к примеру, назвать таких, как Махир Мадатов, который играет на хорошем интернациональном уровне.  Азербайджанская команда соперничает с профессиональными командами на различных стадионах мира. Это результат большого труда, это заслуга игроков. Но хотел бы подчеркнуть, что сильные игроки присутствуют не только в команде "Карабах", но и в других командах - "Нефтчи", "Габала", "Интер".

- Какие у вас прогнозы относительно ближайшего будущего азербайджанского футбола?

- На этот вопрос можно ответить разносторонне. Есть пункты, касающиеся национальной команды, а есть пункты, касающиеся "Карабаха". В сборной есть очень много хороших игроков. Я думаю, что уходящий главный тренер сборной, которого заменил Гурбан Гурбанов, Роберт Просинечки проделал очень большую работу и команда показала интересную игру на квалификации. Были трудные моменты, но они выиграли Норвегию, Сан-Марино, играли очень хорошо против Германии и Чехии.

Касательно "Карабаха" - он сейчас на первом месте как самый лучший клуб Азербайджана, не только по результатам, но и по организационной части. У нашей команды есть большой потенциал. Болельщики тоже высоко оценивают то, что "Карабах" сделал за последние 2-3 года. Поэтому команде нужно и дальше держать высокую планку. Если мы не будем продолжать усердно работать, то не будет хороших результатов, не будет игры на официальных матчах с профессиональными командами.

Хотел бы сказать о работе таких клубов, как "Габала", "Нефтчи", "Интер". Они, в свою очередь, тоже ведут сильную работу и, думаю, они потихоньку добьются высоких результатов, смогут в дальнейшем играть в европейской лиге.

- Интересно было бы узнать ваше мнение о наших, азербайджанских болельщиках.

- Я думаю, что "Карабах" сегодня на первом месте, и внимание всего Азербайджана приковано к нему. Когда я работал в "Нефтчи", эта команда была первой, кто играл в Евролиге, и у них было много болельщиков. По моим наблюдениям, азербайджанскому народу нравится большой футбол, масштабные матчи, игра на мировых стадионах. И когда болельщики видят, что азербайджанская команда "Карабах" играет против одной из лучших команд Европы, то, конечно, они не равнодушны и гордятся командой. И фанаты активные, они следят за матчами, покупают футболки, едут на матчи, которые проходят за пределами Азербайджана. Причем, они не ограничиваются одной командой.

Думаю, со временем у людей зародится ещё больший интерес к футболу, и это примет массовый характер. На игре с "Ромой" на стадионе собралось около 68-70 тысяч человек. Если не ошибаюсь, это впервые за последние 20-25 лет в Азербайджане. Думаю, людям нравится не футбол, а хорошая игра и перспективная команда.

- В одном из интервью вы назвали "Карабах" "кавказской "Барселоной"...

- Да, но эти слова не принадлежат мне. Я сам вычитал их в нескольких изданиях и процитировал в своём интервью. Те, кто написали эти статьи, провели такое сравнение, оценив сильную игру "Карабаха" на поле.

- Также вы подчеркивали схожесть характеров испанского народа с азербайджанским. В чем она выражается?

- Например, испанцы - тоже обладатели сильного темперамента, им свойственна эмоциональность и мгновенная реакция на какие-то ситуации. Схожесть также можно найти, оценив климат, то, что Азербайджан находится около моря. Есть страны с холодным климатом, где долгие месяцы не бывает солнца. Например, Норвегия, Англия, скандинавские страны. И есть другие - как Португалия, Испания, Италия и Азербайджан. 

- Насколько нам известно, у вас есть сын, которого зовут тоже Рубен. Хотели бы, чтобы он продолжил ваше дело?

- Вы про меня все знаете (смеется). У меня двое детей: старшая дочь, которой 8 лет, и четырехлетний сын - Рубен. Рубен особенный ребенок. Часто из-за работы мне приходилось жить вдали от своих детей и семьи. Это были трудные времена. Когда я работал в Греции 3 года, Лусия жила в Испании. Рубену было 4-5 месяцев, когда мы приехали в Азербайджан и через год он снова переехал в Испанию, а папа уехал в Норвегию. Он чувствовал себя очень плохо без папы и мне было сложно без семьи. Но сейчас мы живём все вместе, дети каждый день едут в школу на специальном автобусе. Это английская школа. Рубен даже начал понимать и говорить по-русски. Он себя чувствует здесь очень хорошо.

Что же касается футбола, то мой сын не очень любит футбол. Знаете почему? Потому что у него футбол ассоциируется с отсутствием папы дома. Всегда, когда папа на футболе или в разъездах, папа не рядом. И это для него плохо. Правда, сейчас он уже привыкает. Раньше, когда я говорил "Папа едет на футбол", следовало недовольное "Нет, папа остается дома!". И всегда мой выход из дома сопровождался криками, слезами. Он ревнует меня к футболу. Иногда мы вместе выходим играть в футбол. Он пару минут пинает мяч, а потом Рубена нет. Его не захватывает игра.

- Вы говорите, что ваша семья чувствует себя здесь очень хорошо. А что вам самому больше всего импонирует в нашей стране?

- В целом я уже 4 года живу в Азербайджане. Я здесь себя чувствую, как дома. Люси уже 3 года ходит здесь в школу. У нас появились новые друзья. Мы уже хорошо ориентируемся в городе, всей семьей выходим на прогулки по Торговой, очень любим бульвар, ходим в рестораны.  Знаем, когда праздники, вечеринки, встречаемся со знакомыми. Не только в Баку есть красивые места, но и за пределами столицы. Несколько раз я посетил Шахдаг в Гусарах, Габалу. И я думаю, что природа этих мест великолепна. Чувствуем себя на девяносто процентов из ста как дома. Здесь мы живём и здесь наш дом.

- А были ли моменты "культурного шока"?

- Ну, я бы не назвал это шоком. Когда я впервые начал свою деятельность в "Нефтчи", то столкнулся с совершенно другой культурой. Ведь до этого я работал в Греции, Испании, России. И в первые моменты было немного сложно. Не понимал русский язык как сейчас, не знал город, не ориентировался, где что находится, какая зона лучше, не было машины первые 3-4 месяца. Ты сталкиваешься с другой культурой и другим образом жизни, с другой религией. Люди чтут традиции, совершают намаз 5 раз в день и, удивительно, даже среди ночи просыпаются, чтобы совершить молитву. Это было для меня, конечно, необычно.

- Вы в Азербайджане изучили русский язык. Не возникало ли желания выучить азербайджанский?

- Азербайджанский понимаю, но немного. Хотел бы, но два языка совместно изучать очень сложно.

- Какой видите свою дальнейшую футбольную карьеру? Планируете остаться в Баку или продолжить ее в другой стране, команде?

- Пока неизвестно. Это футбол. Тут не знаешь, что будет завтра. Я последние 9 лет работал в 5 странах и в 6 командах. Есть команда, где я работал 4 месяца. В "Карабахе" я работаю уже 3 года. Мой контракт до мая 2018 года, а потом уже решим, что дальше.

Беседовала Салатын Мирзоева