«Иранский прорыв» Азербайджана.

Региональные и не только региональные, СМИ уделили большое внимание визиту в Иран Президента Азербайджана Ильхама Алиева. Тем более, что речь идет действительно о весьма масштабном и значимом для всего региона событии. Впрочем, обо всем по порядку. 

Теперь уже бывший президент Франции Николя Саркози как-то сказал: "Страны не меняют адресов". В самом деле, в современном мире с его глобализацией инвестор из Австралии может заключить договор где-нибудь в Западной Африке на оснащение, например, местных междугородних автобусов видеорегистраторами, первоначально договориться об их поставке с немецкой Telefunken, но затем в силу коммерческих, политических или еще Бог знает каких причин передумать и закупить аппаратуру у японской Sony. Но вот добрые отношения с соседними странами не заменить ничем - это аксиома. Как, увы, и то, что порой найти потенциальных союзников где-нибудь на другом континенте оказывается, как ни парадоксально, куда проще, чем выстроить нормальные связи с сопредельными государствами. 

Президент Ильхам Алиев в своем интервью Радиотелевизионной компании Исламской Республики Иран заявил: "Мой официальный визит в Иран состоится по приглашению Президента Исламской Республики Иран господина Хасана Роухани. Хочу отметить, что ранее мы четыре раза встречались с Президентом Ирана. Как в ходе моего официального визита в Исламскую Республику Иран в апреле 2014 года, так и во время официального визита господина Хасана Роухани в Азербайджанскую Республику в ноябре того же года были проведены искренние обсуждения по всем аспектам двусторонних отношений между нашими странами, подписаны многочисленные документы, служащие развитию связей в политической, экономической, гуманитарной и других сферах". Как подчеркнул глава государства, "после восстановления Азербайджаном государственной независимости связи между нашими странами во всех направлениях, в том числе в торгово-экономической сфере, развивались по восходящей". А затем, уже в ходе встречи с президентом Ирана Хасаном Роухани, глава Азербайджанской Республики подчеркнул: "Мы в Азербайджане очень рады тому, что ирано-азербайджанские связи успешно и интенсивно развиваются по нарастающей. У наших связей очень прочная основа. На протяжении веков наши народы жили и созидали вместе. Нас объединяют история, культура, общее прошлое, религия. На этой прочной основе строятся наши отношения и сегодня ирано-азербайджанские связи поднялись до уровня стратегического сотрудничества".

Нынешний визит Президента Азербайджана в ИРИ стал по-настоящему "прорывным".

 Декларации и жизнь 

Как отмечают эксперты, оценивать результативность встреч на высшем уровне можно по-разному. Однако количество подписанных двусторонних документов - показатель наглядный и весьма красноречивый. В ходе нынешнего визита в Иран Президента Азербайджана было подписано 11 двусторонних документов: соглашений, меморандумов о взаимопонимании, договоров...Они охватывают самый широкий спектр вопросов. И, возможно, кому-то многие из этих соглашений покажутся в чем-то "приземленными" или даже "прозаичными". В самом деле, есть среди них большой "пакет" договоров и соглашений, касающихся той конкретики, которая редко выплескивается в топ-новости и на первые страницы газет, от здравоохранения до такой деликатной сферы, как вопросы женщин и семьи, от сотрудничества в преодолении чрезвычайных ситуаций до поощрения и защиты инвестиций, от ветеринарного контроля до вопросов труда и социальной защиты. 

А вот здесь необходимо небольшое отступление. Однажды в еще существовавшем СССР в одной из телепередач своим опытом делились проектировщики и строители нового жилого района: "Наш микрорайон входил в строй со всей инфраструктурой: дома, универсам (так в советские годы называли супермаркеты), школа, поликлиника, автобусная остановка...От домов до всей этой инфраструктуры тянулся зеленый лужок. Мы не стали проводить там дорожки заранее. Посмотрели, где жители протоптали тропинки, и потом уже по ним провели дорожки". Конечно, "спроектировать" межгосударственные соглашения куда труднее, но иногда подобный опыт необходим и здесь.

В ходе встреч подписываются самые разные документы. Как правило, журналисты охотнее всего цитируют политические декларации о намерениях, где всегда наличествует множество красивых фраз. Только вот эти фразы далеко не всегда перерастают в осязаемые дела. А вышеупомянутые соглашения - это документы иного рода. Они направлены на ту самую "конкретику". Эти соглашения призваны, если угодно, "зарегулировать" те сферы, где сотрудничество между Ираном и Азербайджаном, скажем так, весьма востребовано на человеческом уровне и где ощущался явный дефицит четких двусторонних договоренностей, отвечающих не столько теоретическим схемам, сколько сложившейся ситуации. Где кому-то надо ввезти племенных коров, кому-то - оформить пенсию, кому-то - решить вопрос с браком и разводом, а кому-то - отправиться на лечение в соседнюю страну и не стать при этом жертвой мошенников. Это - не проза жизни. Это - сама жизнь. Другое дело, что у политиков-популистов до нее редко доходят руки. Но у Азербайджана - другие приоритеты. 

Было понятно: в фокусе внимания окажутся другие соглашения. Те, которые дали старт в регионе новому комбинационному проекту. 

 Когда сотрудничество "встало на рельсы"

В ходе визита Президента Азербайджана Ильхама Алиева в Иран среди подписанных документов есть и такие, как рамочное Соглашение о соединении азербайджанских и иранских железных дорог, Соглашение о сотрудничестве в сфере строительства железнодорожного моста Астара (Азербайджан) - Астара (Иран) и Соглашение о взаимной административной помощи в таможенных вопросах. За сухими и немного "громоздкими" формулировками - по-настоящему эпохальное событие - старт транспортного коридора "Север-Юг". В уже упоминавшемся интервью Президент Азербайджана подчеркнул: "В последние годы Азербайджан и Иран превратились в очень важного партнера транспортного коридора Север-Юг. Осуществив необходимые меры по расширению транзитных возможностей нашей республики, мы реорганизовали нашу транспортную инфраструктуру в соответствии с самыми современными стандартами. Уверены, что ввод в эксплуатацию железной дороги между иранской и азербайджанской Астарой в значительной степени оживит транспортный коридор Север-Юг. В целом, транспортно-коммуникационные коридоры представляют большое экономическое и геополитическое значение для всех стран-участниц, в том числе и для нас. Данные коридоры, с одной стороны, в значительной степени повысят удельный вес наших государств в международных грузоперевозках, а с другой, - усилят наше двустороннее сотрудничество в экономической сфере".

А как заявил  на совместной пресс-конференции со своим азербайджанским коллегой Ильхамом Алиевым в Тегеране президент Ирана Хасан Роухани, железные дороги Ирана и Азербайджана будут соединены к концу 2016 года. "Что касается вопросов транзита и коридора "Север-Юг", то соединение железных дорог Астара (Иран) - Астара (Азербайджан) станет важным событием до конца текущего года", - сказал Роухани. 

Железная дорога "Север-Юг" соединит Северную Европу с Юго-Восточной Азией. Она также будет служить связующим звеном для соединения железных дорог Азербайджана, Ирана и России. По предварительным оценкам, пропускная способность железной дороги составит 1,4 миллиона пассажиров и от пяти до семи миллионов тонн грузов в год. На всем протяжении железной дороги будут построены 22 туннеля и 15 мостов. Уже на  первом этапе по коридору "Север-Юг" планируется транспортировать шесть миллионов тонн грузов в год, а в дальнейшем - 15-20 миллионов тонн грузов. 

Здесь опять необходимо отступление. В отличие, к примеру, от того же Афганистана с его крайне слабо развитой транспортной инфраструктурой, Иран располагает завидной железнодорожной сетью. Именно Трансиранская магистраль играла в годы второй мировой войны не менее важную роль в доставке товаров по ленд-лизу, чем легендарные "северные конвои". Затем, после введения санкций против ИРИ, железные дороги Ирана были "выключены" из транзитной жизни региона. Впрочем, куда большую роль здесь сыграло еще одно обстоятельство. 

В своем интервью Радиотелевизионной компании Исламской Республики Иран Президент Ильхам Алиев напомнил: "В начале 1990-х годов в результате агрессии Армении против Азербайджана 20 процентов признанной на международном уровне территории нашей страны были оккупированы, наш народ подвергся этнической чистке, более миллиона азербайджанцев оказались в положении беженцев и вынужденных переселенцев. На оккупированных землях были разрушены вся экономическая и социальная инфраструктура, памятники культуры, в том числе мечети. Армения уклоняется от выполнения решений и резолюций ведущих организаций мира во главе с ООН, требующих освобождения оккупированных земель. К сожалению, мировое сообщество до сих пор не применило в отношении Армении какого бы то ни было  реального механизма воздействия для достижения урегулирования проблемы в рамках норм и принципов международного права. В том числе деятельность сопредседателей Минской группы ОБСЕ, созданной в целях разрешения конфликта, по сей день остается безрезультатной. С уверенностью можно сказать, что продолжение факта оккупации уже более 20 лет в немалой степени обусловлено и влиянием наблюдаемой в настоящее время в мире политики двойных стандартов. Факты подтверждают, что международное сообщество демонстрирует селективный подход к аналогичным событиям, происходящим в отдельных точках мира".

Вместе с тем известно и другое. У Ирана в годы существования СССР было налаженное железнодорожное сообщение с "северным соседом", и уже советские железные дороги позволяли без труда "выходить" на транспортную инфраструктуру Европы. Существовал даже регулярный пассажирский поезд Москва-Тегеран, проходивший через Баку. Трансграничная железнодорожная "переправа" существовала в Джульфе, до которой из Азербайджана надо был добраться уже по территории Армении. После того, как в Ереване предъявили претензии на Карабах, по вполне понятным причинам эта дорога оказалась блокированной. Теперь же Азербайджан становится для Ирана самым настоящим окном в Европу - строительство новой современной железнодорожной "ветки" позволит ИРИ и в прямом, и в переносном смысле "поставить на рельсы" свое сотрудничество не только с Азербайджаном, но и с Европой. Что особенно важно сейчас, когда уходят в прошлое санкции и о перспективах экономического "взлета" Ирана не высказался только ленивый.

И здесь вряд ли имеет смысл напоминать, что Азербайджан в результате превращается в региональный коммуникационный "хаб", в транспортный "перекресток" и широтных, и меридиональных "коридоров". А это - инвестиции, рабочие места, политические гарантии безопасности важных коммуникаций...Такие политические "удачи", простите, не падают с неба. К подобным прорывам надо готовиться, и эта работа в Азербайджане началась задолго до того, как в мире заговорили о возможном снятии санкций с ИРИ. 

"Каспийское сотрудничество"

Впрочем, не меньшего внимания политиков и экспертов удостоился еще один документ: Меморандум о взаимопонимании между Азербайджанской госкомпанией SOCAR и Национальной нефтяной компанией Ирана, Меморандум о взаимопонимании между SOCAR и Иранской инвестиционной компанией Ghadir.

Как сказал Президент Азербайджана, прекрасные перспективы есть в нефтегазовом секторе, Иран вкладывает инвестиции в нефтегазовые месторождения Азербайджана, проведен прекрасный обмен мнениями по дальнейшему сотрудничеству. "Был также обсужден вопрос совместной разработки нефтегазовых месторождений, расположенных на Каспии, ожидаются хорошие результаты. Каспийское море является нашим общим достоянием. Каспийское море и впредь должно быть морем сотрудничества, безопасности и мира. Прекрасная работа проводится в сфере энергетики, есть прекрасные перспективы. Сотрудничество в этой сфере не ограничивается лишь ирано-азербайджанским сотрудничеством. К этому проекту могут примкнуть и соседние страны. И тогда это превратится в прекрасный транснациональный, региональный проект", - сказал глава государства. 

Напомним: у Азербайджана за последние годы накоплен богатый опыт разработки нефтяных месторождений в сотрудничестве с иностранными партнерами. В нашем "активе" - буровая установка "Деде Горгуд", суда сейсморазведки. Наконец, Баку еще в годы существования СССР именовали "нефтяной академией", и теперь, после того, как страна обогатилась и зарубежным опытом, этот статус получил новое прочтение. Словом, у нефтегазового сотрудничества Азербайджана и ИРИ перспективы самые радужные. Но очевидно, что значение достигнутых договоренностей выходит за рамки сугубо экономического проекта. Речь идет об изменении политического климата на Каспийском море, которое действительно является общим достоянием и должно стать морем сотрудничества, безопасности и мира.

Международное значение двустороннего визита 

Только вот, возможно, главный итог визита Президента Ильхама Алиева в Азербайджан, как ни парадоксально это звучит,  не связан с экономическими и инвестиционными договоренностями двух стран. Азербайджано-иранский саммит вновь обозначил растущий политический вес нашей страны. В ходе встречи с президентом Ирана Хасаном Роухани глава Азербайджанской Республики отметил, что накануне Россия и США договорились о перемирии в Сирии. "Мы приветствуем эту договоренность. Мы неоднократно заявляли о том, что для нормализации ситуации в Сирии, в первую очередь, необходимо прекращение огня, а затем должен быть заключен мир. Народ Сирии сам должен определить свое будущее, свою судьбу", - сказал Президент Ильхам Алиев. А это уже заявление, которое в прямом смысле слова можно назвать знаковым. И дело не только в том, что в начале февраля Президент Азербайджана принимал участие в донорской конференции по Сирии в Лондоне. И даже не в том, что у нашей страны - активное и многостороннее сотрудничество с Турцией, развивающиеся связи с государствами Персидского Залива, с Ираном и Россией - словом, со всеми ведущими "внешними игроками" на сирийском поле. Куда важнее возросший авторитет и "международный политический вес" Азербайджана, который превращает нашу страну в важного "игрока" на международном политическом поле. 

И, наконец, в ходе беседы с иранскими журналистами Президент Азербайджана напомнил: "В Азербайджане исторически никогда не было дискриминации на религиозной и национальной почве, представители различных национальностей, конфессий, религиозных течений всегда жили в условиях мира, спокойствия и взаимопонимания. Конституция и существующее законодательство страны полностью гарантирует свободу совести и вероисповедания и ни в чем не препятствует деятельности верующих в повседневной жизни". Как подчеркнул глава государства, "в то время, когда в ряде стран нарастают противоречия между суннитами и шиитами, в январе этого года в Мечети Гейдара в Баку шииты и сунниты совершили единый намаз. В современный период расширения исламофобии в мире мы внесли вклад в укрепление солидарности, единства между исламскими странами. Взаимопонимание, формирование среды доверия, верховенство общих интересов, совместная борьба с исламофобией и другими негативными тенденциями должны составлять фундамент исламской солидарности. Азербайджан намерен и впредь продолжать усилия в этой сфере".

Азербайджан сегодня готов поделиться своим уникальным политическим опытом межконфессионального мира и согласия, и этот опыт остро необходим и Востоку, и Западу. Точно так же, как опыт широкомасштабных и успешных политических и экономических реформ, развития демократической модели в постсоветской мусульманской стране. И, судя по многим признакам, интерес к "азербайджанской модели" в мире продолжает расти.

И все это превращает визит Президента Азербайджана в ИРИ в знаковое событие, значение которого выходит далеко за рамки азербайджано-иранских отношений как таковых. 

Нурани