Счастливый случай народного артиста Гаджи Исмайлова

Скромный, честный, порядочный. Да, именно таким нам запомнился Мустафа - учитель географии из Шеки, ставший для многих одним из любимых киногероев. Интересно, стал бы герой так популярен, если бы сыграл его не народный артист Азербайджана Гаджи Исмайлов, а кто-то другой? Ведь перед самыми съемками своего нового фильма "День рождения", у Расима Оджагова была совершенно иная кандидатура на роль Мустафы. Но все изменил случай в буфете, о котором мы вам собираемся сегодня поведать...   

Прежде, чем рассказать об этом судьбоносном эпизоде в карьере актера, давайте сначала обратимся к истокам, приведшим Гаджи Исмайлова на путь искусства.                        

Будущий народный артист родился и вырос в стенах Ичеришехер. Окружающая его красота старого города с детства наполняла сердце маленького Гаджи любовью к культуре и искусству, постепенно подталкивая мальчика посвятить свою судьбу данной стезе.

Правда, был момент в его биографии, когда он задумывался также и о спортивной карьере.

"Было дело. Активные игры всегда занимали меня. Чем я только не занимался. Играл с ребятами в футбол, или в волейбол во дворе, посещал секции фехтования, бокса, борьбы. Возможно, мне бы удалось стать неплохим спортсменом. Но я все же выбрал профессию актера. И не жалею".    

Неповторимая аура Ичеришехер взяла в итоге верх над спортивными увлечениями Гаджи. Но почему именно актер? Почему он не стал, например, историком, поэтом или писателем, что дало бы ему возможность восхвалять впоследствии в своих произведениях мастерство древнего зодчества и культурные ценности Азербайджана?

Ответ прост. Дело в том, что еще юношей он со сверстниками любил наблюдать со стороны за съемками различных фильмов, проходившими в Старом городе неподалеку от его дома. Гаджи видел, как снимают отдельные эпизоды таких знаменитых кинокартин, как "Не так, так эта", "Последний дюйм" и "Человек-амфибия". А в фильме "Мамлюк" режиссер Давид Рондели даже задействовал Гаджи и других ребят в крохотном эпизоде.

"Да, я получил колоссальное удовольствие от нахождения на съемочной площадке, и кинопроцесс вызвал у меня немалый интерес к актерской профессии. Однако по-настоящему я задумался об этом, когда еще в школе начал посещать Театр юного зрителя".

И именно в школьные годы герой повествования начал делать первые шаги на пути к большому творчеству. Произошло это, когда в школе, где он учился, по инициативе известного режиссера, народного артиста Азербайджана Тофика Исмайлова открылся драматический кружок. Гаджи сразу же туда записался. Прошло много лет, но Гаджи муаллим до сих пор прекрасно помнит свою первую роль - лентяя Махмуда в одноактном спектакле "Gənc ustalar" ("Юные мастера") по одноименной пьесе Новруза Гянджали. При воспоминании об этом на его лице появляется улыбка.  

"Как давно это было! Это сейчас я улыбаюсь, а тогда мне было не до смеха. Выйдя на сцену, я жутко волновался и перепутал вступительную фразу с заключительной, из-за чего вышел конфуз. Остальные актеры - такие же дебютанты, как и я -  тоже растерялись. На несколько секунд в зале воцарилось молчание, и мы молча переглядывались друг с другом. Учителя и школьники пристально следили за нами со своих зрительских мест, что еще больше приводило меня в замешательство. К счастью, я вовремя сумел собраться, вспомнил роль и произнес нужные слова. Представление увенчалось успехом, чему я, естественно, был несказанно рад".      

Среди ролей, сыгранных в студенческие годы, Гаджи муаллим особо отмечает образ Мамедали бека из спектакля "Севиль", созданный им на сцене Иреванского драматического театра имени Дж.Джаббарлы.

После получения диплома Исмайлов начал работать в театральном институте в качестве преподавателя сценической речи. Спустя год он получил приглашение в Сумгайытский государственный драматический театр, а в 1970 году стал актером Азербайджанского государственного академического национального драматического театра, где работает по сегодняшний день.                           

Мечта его сбылась. Теперь он - актер, который рос от роли к роли, превратившись со временем в настоящего профессионала. Каждый раз, выходя на сцену, Гаджи муаллим с улыбкой вспоминает те дни, когда мальчишкой сидел в зрительном зале, восторгаясь театральной аурой. 

Талант его ни у кого не вызывал сомнений. Искушенные зрители толпами приходили на спектакли, увидев имя Гаджи Исмайлова на афишах. Безусловно, актера это только радовало. Однако, как бы талантлив он ни был, ему никак не удавалось попробовать себя в кинематографе, о котором Гаджи страстно мечтал. Хорошо известно, что в кино одним актерским мастерством не обойтись. Надо также обладать необходимой, грубо говоря, "фактурой": рост, внешность и т.д. Поэтому, участие Исмайлова в кино ограничивалось лишь дубляжом и озвучкой.                                                             

И вот мы подошли к тому самому случаю, с которого начали свой рассказ. Тот случай стал одним из важных в жизни народного артиста. Случилось это в 1977 году. Герой повествования обедал в буфете киностудии "Азербайджанфильм", общаясь со своими товарищами, сидевшими с ним за одним столом. День проходил в обычном ключе, не предвещая каких-то перемен. За исключением одного НО. Дело в том, что за соседним столиком расположился Расим Оджагов, для которого тоже все шло обычным чередом, пока он не увидел молодого актера. Лицо Исмайлова заинтересовало режиссера, и он стал внимательно изучать его внешность, в то время, как сам Гаджи, не замечая Оджагова и ничего не подозревая, продолжал обсуждать с товарищами дела насущные.

Наконец, Расим Оджагов оторвал свой взгляд от Исмайлова и, кивнув в его сторону, обратился к сидящему рядом коллеге, режиссеру Зияфету Аббасову: "Послушай, ты случайно не знаешь, кто этот молодой человек?"

Аббасов знал Исмайлова и дал ему краткую характеристику. Подумав минуту, Оджагов поднялся со своего места и направился к столику, за которым сидел Исмайлов. 

"Я почувствовал чье-то прикосновение на своем плече и, обернувшись, увидел перед собой Расим муаллима. До этого момента мы не были с ним лично знакомы. Он спросил меня, не хочу ли я поучаствовать в кинопробах к его новому фильму, на что я, конечно, ответил положительно. Позже я узнал, что до этой встречи Оджагов уже подобрал кандидатуру на роль Мустафы, но поменял свое решение, когда увидел меня".

Оджагов рисковал, доверив сыграть одного из главных персонажей новичку. Но как показала история, риск был оправдан. Шекинский говор, добрый взгляд, наивность и простодушие, присущие образу, созданному Гаджи Исмайловым в фильме "День рождения", навсегда сделали его героя Мустафу одним из самых любимых в отечественном кинематографе.

Неудивительно, что в 1980 году актер был награжден Государственной премией. Ну, а сама картина в том же году заняла первое место на Всесоюзном фестивале творческих фильмов, проходившем в Баку, а также была удостоена государственной награды.

После этого Исмайлову стало поступать множество предложений от других известных кинорежиссеров. Он снялся в таких популярных картинах, как "Юбилей Данте" ("Dantenin yubileyi"), "Дорожное происшествие" ("Yol əhvalatı"), "Украли жениха" ("Bəyin oğurlanması"), "Чертик под лобовым стеклом" ("Şeytan göz qabağında"), "Мерзавец" ("Yaramaz") и т.д. 

"Кроме "Дня рождения" я снялся еще в четырех фильмах Расима Оджагова, одной из которых стала лента "Стамбул, Стамбул" ("Həm ziyarət, həm ticarət"), где я вновь сыграл Мустафу".     

Картина получилась колоритной. Как и в "Дне рождения" в ней выгодно сочетаются юмор и драматизм. А главное, попав в затруднительную ситуацию в чужой стране, Мустафа и его супруга наглядно показывают нам, как сильно они любят друг друга.     

Спустя пять лет после выхода картины в прокат, Гаджи муаллим был удостоен почетного звания народного артиста  Азербайджана.

"Я сыграл во многих фильмах, но именно Мустафа до сих пор остается моей любимой ролью. И я очень благодарен Расиму Оджагову за то, что он дал мне тогда шанс".

Вот так, уважаемый читатель. Теперь и вы убедились, как простой случай может повлиять на карьеру человека.

Но при одном условии: человек этот должен быть талантливым. Как Гаджи Исмайлов.                                                                      

Маммед Маммедов