Цена стабильности. Как Азербайджан противостоит потрясениям в регионе
Как утверждают ученые-метеорологи, в мире не существует двух одинаковых снежинок. Во всяком случае, до сих пор такой феномен не отмечен. И да простят нас все за эту параллель, но точно также в мире не существует двух одинаковых сценариев военного мятежа, неважно, удачного или нет.
Трагические события последних дней в Турции будут комментировать и анализировать еще долго. Одни с разной степенью достоверности прогнозируют возможные сдвиги во внешней политике, другие - изменения в политике внутренней. Оправдаются ли эти прогнозы, трудно судить. Но одно несомненно: в эти дни Турция заглянула в бездну гражданской войны. Да, страна уже пережила четыре военных переворота. Но все они были практически бескровными. Такого, чтобы люди в форме турецкой армии стреляли в собственных мирных граждан, чтобы военные вертолеты с опознавательными знаками турецких ВВС брали на прицел собственный парламент, в истории еще не было. Поэтому провалившийся военный переворот и вызвал столь жесткую и однозначную реакцию отторжения. Против путчистов выступили единым фронтом сторонники Эрдогана, их политические оппоненты - кемалисты, наконец, подавляющее большинство военнослужащих - и офицеров, и рядовых. Более двухсот погибших от рук своих же сограждан - такую цену за чьи-то политические умопостроения в Турции платить не желают.
А теперь фокус внимания сместился уже в Армению, где разворачивается своя драма с захватом полка ППС, и террористы требуют ни много ни мало - отставки Сержа Саргсяна.
В Армении, конечно, далеко не тот масштаб событий. Даже самый беглый взгляд выявляет фундаментальную разницу. В Армении выйти на улицы призывает не демократически избранный глава государства, а оппозиция. Уместно, конечно, порассуждать об авторитете власти и оппозиции в той же Армении. Напомнить, что криминальный "карабахский клан" своей "мудрой политикой" завел эту страну в такой геополитический капкан, из которого она даже теоретически не сможет выйти без больших потерь. Можно напомнить о жизни в условиях криминальной диктатуры. О превышающей все мыслимые и немыслимые пределы миграции, которую уже называют "чемоданным референдумом". После чего максимально вежливо задать вполне логичный вопрос: а чего вы после всего этого ждете от своих сограждан, Сержик Азатович?
Но, возможно, даже не это самое страшное для Армении. Потому что по-настоящему пугает готовность армянского общества к решению всех проблем при помощи автомата Калашникова. И это, увы, закономерный результат. У власти здесь, напомним, находятся люди с бандитским менталитетом "полевых командиров". А из террористов и пособников фашистов уже не первый год лепят этаких "национальных героев". Кое-кто, вероятно, наивно полагал, что эти люди в самой Армении в одночасье превратятся в воспитанных пай-мальчиков. А так в жизни, увы и ах, не бывает.
То, что этого не произошло, стало понятно еще 1 марта 2008 года, когда в Ереване армейский спецназ расстрелял участников оппозиционного митинга. Просто теперь за оружие берутся с обеих сторон.
Куда важнее другой вывод из драматичной хроники последних дней. Нынешний жаркий во всех смыслах июль заставил многих из нас заново задуматься о цене такого блага, как стабильность. Та самая политическая стабильность, когда политика делается с помощью выборов, референдумов и открытой дискуссии и не делается с помощью автоматов и танков, а за неимением оных - камней и "коктейля Молотова". Потому что перед глазами - драматичные новости последних дней, и не только из Турции и Армении. Практически уничтоженной оказалась государственность Ливии, и как показывает пример еще одной страны - Сомали, вполне возможно, что трагедия эта - надолго. Продолжается война в Сирии, несмотря на титанические усилия и местных властей, и их иностранных партнеров, не удается в полной мере восстановить политическую стабильность в Ираке. То, что начиналось как "жасминовая революция", привело к тяжелейшим последствиям для Туниса и Египта. Трагические новости регулярно приходят из Украины. Бурлит Венесуэла, охваченная настоящими "голодными бунтами"...
Говорят, что есть уроки, которые лучше постигать не на своем опыте. К сожалению, следовать этой мудрости получается далеко не всегда. И тяжелые, трагичные итоги первых лет независимости Азербайджана, с их чередой военных мятежей, переворотов, контрпереворотов, партийных добровольческих батальонов, превратившихся в "вооруженную оппозицию", - слишком яркий пример. Все это тоже оплачивалось далеко не малой кровью и армянской оккупацией Карабаха. Под угрозой тогда оказалась сама идея азербайджанской государственности.
Об этом сказано и написано уже многократно: ситуацию в Азербайджане кардинальным образом изменило возвращение к власти нашего Общенационального лидера Гейдара Алиева 15 июня 1993 года. Просто выяснилось, что в условиях митинговой стихии призывы "Мы требуем демократию!" вызывают горячий отклик, но в реальности для построения демократического государства одной только "митинговой стихии" еще недостаточно. И что без политической стабильности не будет ничего - ни собственной реальной государственности, ни инвестиций, ни настоящей многопартийной демократии, ни развития страны, ни прекращения территориальных захватов в Карабахе. Для этого нужна долгая, продуманная и многоплановая работа, и эту работу никак не получится вести под аккомпанемент пулеметных очередей и взрывы гранат.
Только вот есть еще одна неприятная истина: "вирусом нестабильности", в отличие от кори, недостаточно переболеть один раз, чтобы получить надежный иммунитет на все последующие "контакты" с ним. Увы, не следует забывать: попытки реализовать в Азербайджане дестабилизационный сценарий в разных вариантах и под разными, так сказать, политическими соусами предпринимались и потом. И не раз. Есть вполне обоснованные предположения, что попытка Армении обострить ситуацию на линии фронта в начале апреля нынешнего года имела "внутриполитический" прицел - таким путем по ту сторону линии фронта рассчитывали вернуть Азербайджан в состояние начала девяностых, с потоками беженцев, "вооруженной нестабильностью" и войной всех против всех.
Однако в Азербайджане есть такая реальность, как ответственная и продуманная политика. Та политика, которую проводит сегодня Президент Ильхам Алиев.
Наверное, даже простое перечисление всех мер, которые необходимы для такой простой вещи, как стабильность, выйдет далеко за рамки этой статьи. Это продуманные экономические реформы и система реинвестирования "нефтедолларов", которая позволила Азербайджану избежать "нефтяной болезни" и сегодня успешно пройти испытание нынешним "ценовым шоком" на нефтяном рынке - в отличие от той же Венесуэлы, где нефтедоллары просто растратили на социальный популизм. Это реформы политические, те самые, которые обеспечивают продвижение демократии не по травматичному и болезненному революционному, а по эволюционному сценарию. Это меры социальной поддержки, достаточные, чтобы оказать помощь нуждающимся, но в то же время сдержанные, чтобы не превращать вполне трудоспособных граждан в иждивенцев. Это умение "развязывать узелки", откликаться на чаяния граждан и вовремя решать возникающие проблемы - где-то при помощи системы ASAN, где-то путем масштабных кадровых реформ или других превентивных мер.
Это, наконец, то самое человеческое измерение - множество социальных, благотворительных и гуманитарных проектов, которые осуществляются сегодня в Азербайджане, в том числе, вернее, прежде всего усилиями Фонда Гейдара Алиева, президентом которого является Первая леди нашей страны Мехрибан Алиева. Это каждодневная, ответственная, квалифицированная работа, множество больших и малых решений, которые и обеспечили нашей стране, если угодно, запас прочности - и политической, и экономической, и социальной. Тот самый запас прочности, который мы еще раз по достоинству оценили в эти жаркие во всех смыслах дни.
Нурани
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре