Армения катится к гражданской войне в новом году
В теперь уже далекие восьмидесятые-девяностые, когда в телеэфир (и жизнь) только начали входить телесериалы, один телекритик, по зову души или по производственной необходимости - теперь уже и не узнать, но все же взялся за анализ этой кинопродукции. И отметил, что латиноамериканские сериалы по своей природе долгие и неспешные, здесь одно событие растягивают на несколько серий. А вот в американской "Санта-Барбаре" как в теленовостях, только успевай следить: кто, с кем, от кого, где, когда...
Параллели между сериалами для домохозяек и политикой - дело, конечно, рискованное. Только вот нетрудно заметить: в одних странах политическая жизнь идет по законам "латиноамериканского сериала", то есть неспешно, сдержанно и в чем-то даже скучно. В других - настоящая "Санта-Барбара", где скучать не приходится, а "горячие новости" сыплются как из рога изобилия. А в Армении порой даже в парламенте разворачиваются такие сцены и диалоги, что, как говорится, "Голливуд отдыхает". Вот и на сей раз депутаты оппозиционной фракции "Наследие" во главе со своей главной политической "звездой" - Заруи Постанджян додумались выступить с призывом включить в повестку дня парламента проект заявления "Право народа на восстание"...
Постанджян на заседании парламента заявила: "Мы столкнулись с проблемой, надо послушать и понять, почему в Армении взялись за оружие и напали на полицейский полк. Нужно обсудить заявление, даже если не проголосуем за положения данного документа". Проще говоря, ереванская оппозиция задумала ни много ни мало протащить через парламент этакую индульгенцию на вооруженный мятеж.
Можно, конечно, отмахнуться: дескать, армянская оппозиция вообще любит громкие словеса. Оппозиция регулярно обещает устроить революцию, вывести народ на улицу и так далее, так почему бы для полного комплекта не заговорить о "праве на восстание"? Тем более что нечто подобное есть даже в таком уважаемом документе, как Декларация о независимости США?
Правда, куда логичнее напомнить о другом: несмотря на все лестные отзывы профессиональных "учителей демократии", старательно нарисованные для Армении, в реальности демократические и легитимные методы смены власти здесь не действуют. Расстрел участников митинга протеста против фальсификации президентских выборов в 2008 году - доказательство слишком красноречивое. Тем более что и последующие выборы в Армении сопровождались и фальсификациями, и силовым давлением на избирателей, и другими "прелестями". В такой ситуации право на восстание - действительно насущная необходимость вне зависимости от того, какие тесные и доверительные отношения у руководства Human Rights Watch или Freedom House с армянским лобби.
Только вот в Армении есть своя специфика, а именно те самые традиции политического террора. Когда из террористов старательно лепят этаких "национальных героев", будь то боевики-дашнаки рубежа XIX-XX веков, их "коллеги", которые в двадцатые годы устраивали серию политических убийств членов правительства "младотурок" в Османской империи и кабинета министров Азербайджанской Демократической Республики или же боевики АСАЛА, от рук которых в семидесятые-восьмидесятые годы погибли десятки турецких дипломатов.
Еще в конце восьмидесятых в Армению перебралось немало террористов с реальным "боевым опытом". Возможно, конечно, в Армении были уверены, что эти субъекты будут вести себя как террористы исключительно за пределами Армении, но внутри страны по мановению волшебной палочки превратятся в вежливых и воспитанных пай-мальчиков.
Но в реальности террористические "политтехнологии" сегодня с успехом переносятся на улицы Еревана, Гюмри, других городов Армении. Что, в общем-то, понятно и объяснимо. Во-первых, в Армении, отлученной от экономической жизни региона в результате собственной агрессивной политики, "субстрата" для развития по-настоящему прибыльного бизнеса нет. Во-вторых, никуда не делись и реалии жизни в условиях "диктатуры шпаны", от коррупции до криминального произвола, при том, что криминальные "инструменты" нередко используются властями Армении для "сравнительно честного отъема" уже не денег, а прибыльного бизнеса, оказавшегося в руках чужаков.
Можно привести еще с десяток резонов, и вывод из них будет один и тот же: благополучие и процветание в сегодняшней Армении может обеспечить только близость к власти. А так как прибыльных сфер даже для "своих" не хватает, за власть дерутся здесь с утроенной энергией.
Здесь не любят вспоминать ни о том, что и приход к власти в Армении Левона Тер-Петросяна в 1991 году, и его отстранение от этой самой власти в 1997-98 гг. сопровождались целой серией "точечных" политических убийств, ни о расстреле парламента 27 октября 1999 года.
Но есть и события посвежее: 17 июля группа террористов из числа сторонников "Учредительного парламента" и его лидера Жирайра Сефиляна, к этому моменту уже арестованного, захватила полк патрульно-постовой службы. После чего в центре Еревана разворачивались события в стиле голливудских боевиков. Террористы эффектно позировали журналистам в беретах "а-ля Че Гевара" и с оружием, их сторонники митинговали перед полицейским оцеплением и периодически его прорывали, а журналисты старательно обходили тот факт, что от рук террористов погибли по крайней мере двое полицейских. В конце концов после долгого торга 31 июля террористы сдались властям и теперь ожидают суда. Или амнистии - тут уж как повезет. А их сторонники на воле старательно лепят их них этаких великомучеников и заодно готовят почву для повторения подобных "акций".
И самое главное - вся эта "парламентская активность" разворачивается в весьма чувствительный момент - как раз в то время, когда власти Армении вновь заговорили о создании, точнее, воссоздании так называемых "добровольческих батальонов". Что, по версии нового министра обороны Армении Вигена Саркисяна, должно стать частью концепции "нация-армия".
Понятно, что за этими красивыми словами и броскими лозунгами скрывается весьма неудобная для Еревана реальность.
Апрельские бои закончились для Армении тяжелым поражением и потерями, в том числе территориальными. А еще весьма красноречиво продемонстрировали, чего в реальности стоил весь громкий "пиар" вокруг "самой боеспособной армии региона, сильной своим особым армянским духом". Азербайджан проводит учения, продолжает укреплять свою армию, и на этом фоне армянская общественность ждет от нового министра "укрепления обороноспособности Армении". А как ее, эту самую обороноспособность, укрепить, если на фоне массовой эмиграции из страны армянская армия столкнулась с вполне предсказуемым и ожидаемым дефицитом призывников? Да и те, что остались в стране, всеми силами стараются от службы в армии откосить? Самое время апеллировать ко все тому же "боевому духу", но уже в новой редакции, и объявить набор добровольцев-резервистов.
Рассчитывали ли в Ереване восполнить таким образом дефицит призывников, рассчитывали ли, что призыв браться за оружие самим поубавит волну критики в адрес минобороны, сегодня можно только гадать. Только вот результат оказался, скажем так, непрогнозируемым. На этот призыв весьма активно откликнулись... политические партии, прежде всего, дашнаки, которые тут же принялись формировать собственные "добровольческие батальоны".
А вот это уже куда опаснее. Призыв в армию резервистов - дело в общем-то традиционное. Но резервисты - это одно, а вот "партийные вооруженные формирования" - уже другое. К тому же нетрудно догадаться, что уже очень скоро примеру дашнаков могут последовать и другие партии, перед которыми замаячила вполне реальная перспектива получить в свои руки такой рычаг, как собственные вооруженные формирования. А так как в армянской оппозиции уверены в "праве народа на восстание" в кавычках и без, можно догадаться, насколько велика реальность гражданской войны в этой стране. Потому как даже теоретически невозможно решать проблемы с соседними странами исключительно при помощи оружия и пребывать в полной уверенности, что в собственной стране будет царить тишь да гладь, да политическая благодать.
Нурани
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре