Вахдат Султанзаде – воплощение лучших традиций отечественной дипломатии

К 80-летнему юбилею чрезвычайного и полномочного посла Азербайджанской Республики в Туркменистане и Исламской Республике Афганистан Вахдата Султанзаде

Когда в различных кругах азербайджанского общества произносится имя Вахдата Султанзаде, лица людей неизменно расплываются в широкой, благостной, умиленной улыбке, отождествленной с образом милейшего, добрейшего, вечно сеющего вокруг себя добро человека, ставшего легендой отечественной дипломатии уже при жизни!

Но это лишь одна ипостась этой незаурядной личности, которая на различных этапах своей дипломатической деятельности облагодетельствовала десятки, а то и сотни людей, протянувших к ней руки с надеждой на помощь и содействие, ибо другая - олицетворяет гибкий тактический ум профессионального дипломата, принципиальность, бескомпромиссность позиций, касающихся интересов азербайджанского государства и его народа. Да, дорогой читатель, я не оговорилась - именно ипостаси его феномена, суть которой по трактату древнегреческого философа и мыслителя Плотина "О трёх изначальных ипостасях" отражается в своеобразном триптихе Блага, Ума и Души. И этот триптих на протяжении всей жизни буквально пронизывает изумительную и столь гармоничную природу Вахдата Султанзаде!

Говоря о выдающихся личностях нашей современности, многие люди, как правило, проводят параллели с могучими столпами ушедших эпох, находя схожие черты и идентифицируя те или иные их деяния. Однако при всей уникальности личности Вахдата Султанзаде, неподражаемости его мышления, поступков, действий, трудно не провести аналогию с выдающимся российским дипломатом, политиком, навеки вошедшим в мировую историю международной политики XIX столетия, Александром Михайловичем Горчаковым.

Обнаружить духовную, интеллектуальную, гуманистическую идентичность между ними не сложно, даже сопоставив портреты и внимательно вглядевшись в тончайшие аристократичные черты их образов, глубину их глаз, усеянные благородными сединами их головы, символизирующие жизненную мудрость и политическую дальновидность сих мужей! К тому же их объединяет и политическое долголетие, плодотворность которого с годами лишь увеличивалась и продуцировала все более действенные результаты.

Выглядело бы весьма неэтичным с научной точки зрения подвергнуть буквальной, построчной исторической синхронизации этапы их дипломатической и политической деятельности, ибо разность эпох, масштабности задач, стратегических целей предполагает применение совершенно иной научно-исторической классификации. Однако страстный патриот своей Родины, великолепный стилист и оратор, утонченный вельможа-аристократ, умнейший человек своего века Горчаков имел славу "бархатного" канцлера, но временами и "железного" властелина политики, если дело касалось чести своего народа. Не такая ли "бархатность" в сочетании с "железной" волей характеризуется в наше время Вахдат Султанзаде - дипломат, политик, сочетающий в себе весь спектр этих достоинств, какой бы противоречивостью они не отличались?!

Подобно А.М. Горчакову, Вахдат Мамедович всегда в самые драматические для его Родины моменты, вносил свою существенную лепту в решение проблем, так или иначе затрагивающих жизненные интересы Азербайджана. Это ярко проиллюстрировано рядом фактов в его жизни, речь о которых пойдет ниже.

Не секрет, что дипломатия, как одна из самых древних сфер человеческой деятельности, имеет свои постулаты, выработанные всем ходом мировой истории, генерированные опытом, накопленными в течение тысячелетий знаниями. И если соотнести, хотя бы некоторые из них с жизнедеятельностью Вахдата Султанзаде, то становится очевидным, что профессиональные навыки, знания, дипломатический опыт, его незаурядные природные способности дипломата, оратора и аналитика, воплощают в себе лучшие традиции отечественной дипломатии. Кстати, дипломатии, вобравшей в себя благодаря таким личностям, как он, все самое прогрессивное и действенное в мировой дипломатической практике.

Позволю себе начать с постулата, представляющим дипломатию, как: "...длиннейший путь из одной точки в другую". Достаточно вспомнить 60-70-е годы - изначальную точку, когда молодой, талантливый востоковед Вахдат Султанзаде кристаллизовал свои качества дипломата, будучи воспитанником великого государственного, политического деятеля мирового масштаба Гейдара Алиева. При этом скрупулезно вбирая в себя все, что было им заимствовано у таких корифеев мировой дипломатии, как Андрей Андреевич Громыко, Таира Акперовна Таирова, Владимир Михайлович Виноградов и другие.

Процесс формирования личности профессионального дипломата происходил на изломе величайших исторических событий, связанных с иранской революцией 1979 года и порожденных ею международных коллизий. И в водовороте этих неординарных геополитических свершений Вахдат Мамедович не только сумел верно сориентироваться по курсу своего великолепно отлаженного дипломатического компаса, но и своим непосредственным участием оставить след в отстаивании интересов советского государства, которое он, как дипломат представлял в Иране.

На всех последующих этапах его дипломатического, не побоюсь сказать, творчества, будь то в Турции, либо в Марокко, он неизменно следовал своему профессиональному долгу, мастерски применяя весь арсенал дипломатических средств, сочетая позиции Лисицы, с позицией Льва согласно великому Николо Макиавелли! Его неизменная нацеленность на обеспечение интересов складывающейся в те времена суверенной азербайджанской государственности нашла свою положительную оценку у подлинного создателя её непоколебимого монолита, национального лидера Азербайджана Гейдара Алиева.

И длиннейший путь, приведший к нынешней точке его дипломатической стези, ознаменовался апофеозом многолетних профессиональных изысканий, умственных устремлений, подкрепленных неимоверно сложным ежедневным, ежечасным трудом, напряжением всех его мыслительных и физических сил. Удостоившись высокого доверия Президента Азербайджана Ильхама Алиева, Вахдат Султанзаде, как и много лет тому назад, с тем же юношеским запалом, неистощимым оптимизмом, с той же железной волей в тандеме с бархатным характером несет дипломатическую вахту в качестве чрезвычайного и полномочного посла Азербайджанской Республики в Туркменистане и Афганистане. И все это отнюдь не выдает в нем человека, который переступает порог своего восьмидесятилетия!

Еще один постулат, следование которому, проявило в деятельности Вахдата Мамедовича образец высшего дипломатического пилотажа: "Дипломатия - это искусство заставить другого идти вашим путём". В памяти воскресают напряженные будни саммита Организации Исламской Конференции, проходившего в Касабланке в 1994 году, когда проект резолюции, квалифицирующий Армению в качестве агрессора в нагорно-карабахском конфликте, был на грани провала ввиду особой позиции министра иностранных дел одной из бывших республик советского мусульманского Востока, кстати, женщины. Вахдату Султанзаде, возглавлявшему азербайджанскую делегацию на саммите, пришлось проявить все свое дипломатическое мастерство, использовать широкий спектр методов воздействия на взгляды и психологические установки министра, дабы вынудить её идти его путем, т.е. путем поддержки принятия резолюции.

А вот постулат Уинстона Черчилля о том, что: "Дипломат - это человек, который дважды подумает, прежде чем ничего не сказать" красной нитью проходит через всю деятельность Вахдата Султанзаде, превращает его дипломатические усилия в совершенство, обуславливающее максимально эффективное и своевременное решение любых политических вопросов.

Вахдат достаточно гибкий человек, но твердый, и это всегда придавало определенный лоск его работе. Но самое главное заключается в том, что для него самое важное для жизни - это, прежде всего, работа, затем семья, а потом друзья. Он действительно интеллектуал и при этом абсолютно преданный Родине. Безусловно, Вахдат - патриот. И всю свою жизнь, теперь можно сказать без всякого преувеличения, посвящает служению любимого Азербайджана.

Продуктивность дипломатической деятельности патриарха отечественной дипломатии зиждется на главном принципе его жизни, столь мудро сформулированным А.П.Чеховым: "Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим. Без труда не может быть чистой и радостной жизни". Его неослабевающая требовательность, прежде всего, к себе, а затем и к своим коллегам, создает атмосферу доверительного отношения, опирающегося на порой изнурительный, скрупулезный и филигранный труд дипломата, ответственного за судьбы своего государства и народа.

Именно этот жизненный принцип Вахдата Мамедовича стал определяющим и стержневым в четком, бесперебойном, наподобие механизма швейцарских часов, функционировании азербайджанского посольства в Ашхабаде. И результаты не замедлились материализоваться в существенном улучшении динамики азербайджано-туркменских связей во всех сферах межгосударственного сотрудничества двух стран.

Умело, тонко, без видимой показательности и излишнего бравирования, Вахдат Султанзаде и его коллеги буквально вкрапляют изумруды сотрудничества в различные области двухсторонних отношений, последовательно претворяя в жизнь курс на укрепление дружеских отношений между Азербайджаном и Туркменистаном, с дальновидностью разработанный Президентом Ильхамом Алиевым.

Отдавая себе отчет в том, что именно эти взаимоотношения олицетворяют стабилизирующий фактор для всего прикаспийского пространства от Кавказа и до Центральной Азии, он проводит титаническую работу по максимальной диверсификации двухсторонних контактов в экономической, гуманитарной и политической сферах. Его мастерская имплементация внешнеполитической концепции Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева, направленной на благотворное, взаимовыгодное сближение с Туркменистаном, не могла не вызвать бурю симпатий среди государственно-политического истэблишмента в самом Туркменистане.

Годы упорного, скрупулезного труда внесли утонченную, грациозную гравировку в его дипломатические шедевры, выделили рельефную отточенность великолепного стиля его работы. В сочетании с его крайне притягательным личным обаянием, эта феноменальность снискала ему недюжинный авторитет во всем туркменском обществе. Об этом красноречиво свидетельствует пиетет, проявляемый к нему со стороны национального лидера Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова, в глазах которого во время общения с Вахдатом Мамедовичем на любом уровне, в любом формате и при любой степени конфиденциальности светится огонек искренней любви и почитания славного, по его выражению, "яшули", являющегося синонимом понятия "аксакал". Все это, в свою очередь не может не поднимать авторитета азербайджанского государства и не вносить свой вклад в совершенствование его внешнеполитической сферы.

Впрочем, подобный неизгладимый след в сердцах людей, общавшихся с ним на деловой, дипломатической или просто бытовой почве, запечатлевал самую добрую память в любой стране, где ему доводилось представлять сперва Советский Союза, Россию, а затем и Азербайджан. Ведь до сих пор, независимо от количества прошедших лет, с превеликим удовольствием и с вожделением от встречи с самым близким человеком, к нему тянутся люди, представляющие различные социокультурные категории государств, в которых Вахдат Мамедович поражал их воображение своими неординарными, но всесторонне и глубоко продуманными дипломатическими ходами.

Ведущие геронтологи мира закономерно считают, что продолжительность жизни человека зависит от степени активности функционирования его мозгового центра. Этот тезис красноречиво подтверждается и на примере личности Вахдата Мамедовича. А ведь еще в древности интеллектуальная деятельность, в частности, в дипломатической сфере, ценилась выше даже воинской доблести! Об этом миру поведал еще Плутарх: "В Спарте полководец, достигший своей цели благодаря хитрости и убедительным речам, приносит в жертву быка, а победивший в открытом бою - петуха. Так, даже столь воинственный народ, как спартанцы, полагал слово и разум более достойными и подобающими человеку средствами действия, нежели силу и отвагу". Безусловно, этими средствами действия старейшина внешнеполитического фронта Азербайджана владеет безукоризненно, что и всегда определяло его принадлежность к когорте видных дипломатов и незаурядных личностей!

Взирая со стороны на бурную, перманентно активную, генерирующую неимоверно мощный энергетический поток, деятельность Чрезвычайного и Полномочного Посла Азербайджанской Республики в Туркменистане и Афганистане Вахдата Султанзаде, невольно приходишь к ощущению того, что как будто и не было тех 53-х лет его дипломатической службы. Словно он вновь, с воистину отроческим энтузиазмом покоряет вершины дипломатического искусства.

И в канун его славного юбилея, хочется еще раз громогласно заявить, что вся его жизнь звучит, словно симфония оптимизму, радости и беспрерывному созиданию! Она, по выражению Бернарда Шоу, прожившего 94 года, не тающая свеча, а чудесный факел, попавший в руки на мгновение, и Вахдат Султанзаде заставил его пылать, как можно ярче, прежде чем передать грядущим поколениям!

Себа Агаева