У Ары опять обострение: Папян устроил панихиду вместо митинга - ОБЗОР от Эльчина Алыоглу

Автор: Эльчин Алыоглу, директор Baku Network, специально для Day.Az
В центре Еревана вновь зазвучали лозунги протеста. На площади Свободы армянской столицы прошел микро-митинг сторонников оппозиционного блока "Национально-демократический полюс", собравший, по оценкам наблюдателей, аж свыше пятисот человек. Поводом для акции стало подписание Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и премьер-министром Армении Николом Пашиняном в Вашингтоне декларации о прекращении боевых действий и парафирование текста мирного соглашения. Документы, которые, по замыслу инициаторов, должны были обозначить переход к новому этапу отношений, вызвали резкое неприятие в армянском обществе и стали причиной очередной волны уличных выступлений.
Толпа махала тряпками-флагами и тащила плакаты с хлесткими надписями: "Какой, на апельсин мир, если арцах под каблуком?", "Судьбу решает народ, а не эти предатели у власти", "Мир без чести = война завтра". Ораторы из НДП поливали власть грязью за "слив интересов народа" и готовность прогнуться под Баку, лишь бы усидеть в креслах. Их главный тейк - текст декларации в США пустой, а мирное соглашение противоречит Конституции и, по сути, впаривает стране чужие правила игры.
Особо жестко жгли тему Карабаха. По их логике, подписывать мирный договор без реальных гарантий прав армян и без международной защиты - это тупо суицид. Ара Папян из "Модус Вивенди" орал, что отказ от упоминания арцаха - это дырка не только в безопасности, но и в культуре, духовности, экономике. В общем везде - у армян. Он обозвал подписанные соглащения "фальшивками" и напомнил, что парламент их даже не ратифицировал, значит юридически - пустышки. Оказывается.
Организаторы митинга пытались играть в западников, мол, "мы за США и за Запад", но при этом кроили власть, называя ее нелегитимной. Влетело и за отмену поправки №907 Конгресса США - армяне орали, что теперь Баку прокачает военку и станет еще сильнее.
В финале движ превратился в прямой призыв к бунту: "Хватит хавать то, что нам навязывают! Будущее за теми, кто выйдет на улицы и не даст себя нагнуть". Итого - вместо символа мира Вашингтонская встреча стала символом нового замеса и еще сильнее разнесла армянскую политику на куски.
И тут Ара Папян снова вылез на площадь, как дедовский нафталин из шкафа, от которого даже моль умирает от скуки. Стоит, расправил плечи, орет - будто его кто-то слушает. Выглядит он, как пузатый, бесплатный адвокат, которому давно не платят, но привычка крикливого пафоса сильнее здравого смысла. Этот человек превратился в ходячую карикатуру на поговорку "нет пророка в своем отечестве" - только потому, что ни в своем, ни в чужом он не нужен даже как дворник.
Видели его на площади Свободы? Сухая тень, дрожащая, как лампочка в подъезде, трясет пальцем то на Вашингтон, то на Москву, то на Баку. Он изображает "последнего защитника арцаха", хотя мир давно перевернул страницу. Но Папяну на мир наплевать - ему бы выть свои заклинания в микрофон. Он живет в собственном музее, где на стенах висят карты "Великой Армении", такие же пыльные, как его идеи, а пауки там плетут сети из лозунгов девяностых.
Послушайте его: "Без Карабаха Армения уязвима духовно!" Духовно! Будто духовность измеряется количеством окопов и минных полей. Да не духовность это, а ломка. Националистическая наркота. И Папян - дилер, который снова тащит на рынок свой тухлый товар. Убери Карабах из его лексикона - и он растворится, как таракан после дихлофоса.
А эти его стенания про Минскую группу ОБСЕ? Он держится за нее, как утопленник за якорь. Группа, которая тридцать лет делала вид, что работает, но на деле только продлевала агонию. Но Папяну она как воздух - иначе как он будет клянчить западные гранты и кормить публику сказкой про "борьбу за справедливость"? Это же его бизнес - паразитировать на боли своего народа.
Он клянется: "Мы создадим мощное правительство, сильную армию..." Да где ж вы были, Ара, когда войны показали, что армянская армия - это картонная декорация, разваливающаяся при первом же ударе? И сейчас он, словно шаман с трещоткой, орет те же заклинания, которые всегда заканчивались кладбищем и позором. Ему удобно: пока народ закапывает сыновей, Папян выкапывает микрофоны и вещает про "борьбу до конца". Конец у него всегда один - новые могилы и новые беженцы.
И наконец - его "поздравление" с "4575-летием настоящей Армении". Залез чудак на букву "м" на трибуну, рассказывает сказки про Хайка и Белла. Каменный век, но с микрофоном. Мир летает на Марс, строит цифровые экономики, разрабатывает искусственный интеллект, а Папян все еще держит в руках палку-копалку, думая, что это меч. Его политическая программа проста: прошлое вместо будущего, кладбище вместо жизни, война вместо мира.
Его речи - это ладанка для фанатиков и яд для общества. Папяну нужна Армения бедная, злая, истеричная - только там у него будет сцена и публика. В живой, современной, сильной стране ему места нет. Там его пафос будет звучать так же нелепо, как тост пьяного на похоронах.
Хотите понять Папяна? Представьте человека, который всю жизнь собирал фантики, думая, что это золото. И теперь он выходит на площадь и орет: "Смотрите! Это сокровище!" А люди смотрят и думают: "Бедный, совсем тронулся".
Да вы посмотрите на этого Арa Папяна - он же как будильник советских времен, который сломался и теперь орет круглосуточно, даже когда все уже встали, умылись и пошли работать. Все давно живут в XXI веке, а он все еще орет с балкона о "вечной борьбе". У него мозг застрял где-то в 1993-м, когда VHS-кассеты еще крутили по домам. С тех пор его внутренний телевизор показывает только одну программу: "Карабах наш!". Канал бесплатный, но и смотреть его невозможно - картинка рябит, звук скрипит, сюжет никому не интересен.
Его стиль - это смесь базарного крикача и провинциального учителя истории, которого выгнали из школы за то, что он путал даты и вместо уроков читал детям мифы о "великом Хайке, победившем всех подряд". И вот этот ходячий мем, эта сутулая собака слабого пола, эта сухая тень, выходит на площадь и снова пускает слюни в микрофон, обещая создать "мощное правительство". Да у него правительство даже в голове не собирается, там сплошная археология. Там вместо кабинета министров сидят мумии и пауки.
Вы слышали, как он "воодушевляет" народ? Это же не митингбыл, а какой-то некролог в прямом эфире. Он говорит голосом похоронного агента, который предлагает скидку на гроб и катафалк. "Мы будем бороться до конца!" - орет он. До конца чего? До конца народа? До конца страны? До конца здравого смысла? Для него "конец" - это как бизнес-модель. Чем больше "концов", тем больше поводов снова выйти и потрясти пальцем.
А эти его рассказы про Минскую группу ОБСЕ? Он цепляется за нее, как алкоголик за последнюю рюмку. Группа умерла, протухла, сгнила, ее черви давно съели, но Папян все еще надеется, что оттуда пойдет манна небесная. Он даже не понимает, что весь мир уже выключил этот канал. Но ему нужно во что-то верить. Он же как фанат старого сериала, который все пересмотрели еще десять лет назад, а он до сих пор ждет новый сезон.
Посмотрите, как он преподносит мифологию! "4575 лет настоящей Армении" - серьезно? Это даже не история, это астрология для бедных. В XXI веке, когда люди печатают органы на 3D-принтерах, он всерьез рассказывает о Хайке, как будто это сосед по лестничной клетке. Такое ощущение, что если бы его пустили в ООН, он там с трибуны начал бы читать армянскую версию "Тысячи и одной ночи".
Но самое мерзкое в нем не смехотворность, а то, что он торгует чужим горем. Он сидит на боли народа, как таксист на сломанном "Жигуле", - дым валит, мотор не заводится, но он все еще пытается кого-то подвезти. Папяну нужна нищая Армения, потому что богатая ему не даст микрофон. Ему нужна злая, истеричная Армения, потому что спокойная отправит его обратно в шкаф, к нафталину. Он паразитирует на чужих слезах, на могилах, на ранах.
Папян - это не политик, это антикварный экспонат. Его давно пора поставить в музей рядом с динозаврами, где экскурсовод будет говорить: "А вот это - редкий экземпляр политического ископаемого, питавшегося мифами и умершего от реальности".
И знаете, почему он так громко орет? Потому что он чувствует: его время уходит. Он понимает, что новое поколение не ведется на эти сказки. Молодым нужны работа, технологии, нормальная жизнь. А Папяну нечего предложить, кроме песен о "славном прошлом", которые воняют нафталином и кладбищенской пылью.
Ара Папян - это не политик. Это такой ходячий error 404, когда ты кликаешь на ссылку, а тебе выскакивает пустой экран и надпись: "Страница не найдена". Вот только в его случае не найдена ни страница, ни идея, ни мозги. Он - будто битая колонка, которую включили на всю мощь, а там только хрип, писк и запах паленой изоляции. И вот он, гордый, стоит на площади, как старый магнитофон "Весна", уверенный, что люди все еще будут перематывать кассеты карандашом, пока весь мир сидит на Spotify.
Он кричит "арцах наш!" таким голосом, будто зовет соседских котов жрать тухлую рыбу. Ара, эдакий ты смесь бульдога с носорогом, какой Арцах? У тебя даже харизма из твоих же карманов сбежала. Ты торгуешь словом "арцах" как какой-то вокзальный барыга, что втюхивает просроченные семечки возле туалета. Разница только одна: семечки максимум зубы сломают, а твои лозунги ломают жизни.
Знаете, кто самый страшный враг армян? Даже не Турция, не НАТО. Самый страшный враг - это вот такие "герои", как Папян. Потому что он продает народу смерть под видом "священной борьбы". Он торгует мифами, как дешевый дилер с окраины, а сам потом летает по заграницам, жрет креветки под шампанское и рассказывает очередным брюссельским теткам про "вечную угрозу". Народ в это время в нищете и с похоронками на руках.
Опасность Папяна в том, что он играет роль шута при дворе, только его шоу заканчивается не смехом, а гробами. Весь его пафос сводится к одной фразе: "Вы должны умереть". А кто должен умереть? Он? Нет. Его дети? Тоже нет. Пойдут умирать простые пацаны, которых он одурманил своими сказками про "священные земли". Взамен они получат бесплатное место на кладбище и обещание, что "жертва не была напрасной". Хотя на деле жертва всегда - напрасная.
Ара Папян - это уже не человек. Это голограмма национальной катастрофы. Гримаса прошлого, которую включили на проекторе, когда электричества в розетке уже нет. Он - как гробовщик, который решил стать шоуменом. Только его микрофон не для шуток, а для панихид. Он ведущий нескончаемого ток-шоу под названием "Армения. Версия похорон". Сегодня митинг, завтра похороны, послезавтра опять митинг. И так по кругу, пока мозги окончательно не выгорят.
А теперь давайте посмотрим на его "карьеру". Когда-то был дипломатом: канапе, шампанское, улыбайся камерам. А сейчас? Стоит с плакатом, орет "арцах наш". Какой арцах? Его нет. Остался только реквизит для старушек и молодежи, которых легко купить на мифы. Он - как турист в собственном прошлом. Живет не в 2025-м, а в каком-то мультике, где Минская группа еще заседает, поправка 907 "спасает Армению", а VHS-кассеты еще кто-то смотрит.
Но самое мерзкое - он не просто клоун. Он торгует кровью. Он зовет умирать других, прикрываясь "духовными ценностями". Он говорит про армию, про героизм, но сам максимум, что видел из "фронта", это кнопки на телевизоре. Он диагноз политического склероза. Памятник собственной бесполезности. На него смотришь - и хочется плюнуть, чтобы хоть раз его лицо ощутило честную реакцию народа. Народ устал от вранья, от войны, от этих мумий с микрофонами. И если у Армении есть шанс на жизнь, он появится только тогда, когда таких архивных экспонатов, как Папян, спишут в утиль.
Папян - это армянский Милошевич на минималках. Милошевич развалил Югославию грохотом, а этот тянет Армению в могилу нытьем. Разница в саундтреке: там была артиллерия, тут - бесконечные плаксивые митинги. Но результат одинаков: кладбища, нищета, пустые улицы. И он еще смеет говорить про "духовные ценности". Для него Арцах - это микрофон, сцена и билет в Брюссель. Для народа же Арцах стал билетами в один конец - на кладбище.
Вот кто он - политический зомби, которому пора в архив, а не на сцену. И пока армяне слушают таких "диджеев похоронного марша", страна будет жить в режиме "митинг - похороны - митинг". Армения заслуживает лучшего, чем вечные шоу мертвецов, где Ара Папян играет роль ведущего, зачитывающего некролог в прямом эфире.
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре