С соседями надо дружить: кто и почему хочет столкнуть Азербайджан и Россию в Грузии

Бывший спикер грузинского парламента, лидер партии "Объединенное демократическое движение" Нино Бурджанадзе призывает правительство страны предложить России и Турции провести газопровод через территорию Грузии. В ходе прошедшего на днях в Тбилиси круглого стола она перечислила те выгоды, которые страна может получить от такого проекта.
"Призываю правительство воспользоваться этим историческим шансом и предложить России и Турции провести газопровод по территории Грузии. Это еще больше увеличит стратегическое значение Грузии, в том числе и для Европы, вызовет серьезные экономические сдвиги и, что самое главное, укрепит стабильность страны", - приводит слова политика агентство "Новости-Грузия".
Бурджанадзе выразила уверенность в том, что осуществление данного проекта станет залогом решения серьезных проблем в стране.
Ряд экспертов, в том числе грузинских, воспринял эту идею неоднозначно. Грузины - и не без оснований - полагают, что необходимо учитывать и интересы Азербайджана. Азербайджан имеет крайне большое влияние на экономику соседнего государства: наша страна долгое время является одним из крупнейших иностранных инвесторов, SOCAR (Госнефтекомпания Азербайджана) - один из крупнейших налогоплательщиков и работодателей в Грузии. Кроме того, Азербайджан обеспечивает более 80 процентов потребности Грузии в природном газе. Очевидно, что не учитывать интересы такого партнера грузинская сторона просто не может.
По мнению известного грузинского политолога Хатуны Лагазидзе, идея именно в том, чтобы труба прошла через территорию Грузии, из-за чего строительство этого трубопровода обойдется участникам этого проекта гораздо дешевле. "Но на этом этапе это всего лишь инициатива Бурджанадзе, одного из оппозиционных лидеров, которая открыто выражает свою позицию насчет углубления российско-грузинских взаимоотношений, даже в ущерб грузино-западному партнерству. Грузинское руководство не осмеливается выразить интерес к этому проекту из-за имиджа самой госпожы Бурджанадзе, да и самой идеи, которая изначально была воспринята прозападными силами Грузии, как реализация российских интересов через Грузию в ущерб энергетической безопасности Запада", - сказала Day.Az Лагазидзе.
Не стоит забывать и о характере грузино-российских отношений после 2008 года. После прихода к власти "Грузинской мечты", экономические контакты между двумя странами оживились - само собой, сопровождаясь критикой со стороны сторонников Михаила Саакашвили. Грузинское общество в каком-то смысле еще не определилось в своем отношении к РФ и российскому бизнесу, а потому любая подобная инициатива, естественно, будет восприниматься двояко.
"Сторонники этого проекта одним из главных плюсов реализации этой идеи считают укрепление безопасности Грузии за счет пересечения общих интересов таких региональных держав как Турция и Россия. А противники настаивают на том, что участие Грузии в этом проекте нанесет ущерб главной региональной оси Грузия-Азербайджан", - полагает политолог.
Говоря о том, как реализация инициативы Нино Бурджанадзе может повлиять на взаимоотношения между Азербайджаном и Грузией, Лагазидзе отметила, что два государства тесно связаны. "Наши страны переплетены между собой настолько, что даже можно сказать, Грузия теряет без Азербайджана огромную долю своей внешнеполитической и экономической привлекательности. Выступая на этом круглом столе, я в первую очередь сказала, что какой бы привлекательной эта идея не казалась с первого взгляда, нужно в первую очередь учесть интересы Азербайджана, как нашего первоочередного партнера: причем не только экономические, но и интересы безопасности", - подчеркнула политолог.
По ее словам, инициатива Бурджанадзе вряд ли осуществима. "Эту идею ждет нелегкая судьба, потому что Россия ищет новые пути транспортировки своего газа в обход Украины. И я думаю, что Россия сто раз подумает, чем согласится проводить эту трубу через Грузию, которая для нее не менее неудобный партнер, чем Украина. Но тем не менее, эта идея, конечно, выступит альтернативой для уже существующих проектов через Азербайджан, Грузию и Турцию", - добавила Лагазидзе.
Следует посмотреть и на сам проект "Турецкий поток". Россия и Турция не просто разрабатывают эту идею, а уже согласовывают маршрут первой нитки трубопровода. Известны даже первые ожидаемые сроки подачи газа в Турцию - речь идет о 2016 году. Россия, инициируя проект, говорила о том, что одной из задач, которые она намерена решить, является снижение зависимости от стран-транзитеров: с этой точки зрения, реальность идеи Нино Бурджанадзе вызывает серьезные сомнения. Зачем прокладывать трубу по более длинному маршруту через еще одно транзитное государство, если выгоднее работать по уже готовому маршруту? Вряд ли это выгодно экономически. Кроме того, ни одна страна, преследующая цели снижения зависимости от третьих стран, не будет прокладывать трубу по территории государства, с которым был вооруженный конфликт и до сих пор отсутствуют дипломатические отношения.
Идея Нино Бурджанадзе была бы чуть более уместной раньше, еще до согласования проекта "Турецкий поток" - да и тогда выгода от выбора такого маршрута была бы скорее политической, чем экономической. А сейчас эта инициатива выглядит скорее как попытка успеть на давно ушедший поезд. И Бурджанадзе не может этого не понимать. Но тем не менее, такие инициативы звучат - и вполне уместно задать вопрос: а почему? Кому и зачем может быть выгодно вбросить идею прямой конкуренции Азербайджана и России - стратегических партнеров - на рынке Грузии?
Реакция - точнее, ее полное отсутствие - грузинских властей четко показали, что "мечтатели" прекрасно понимают ситуацию и не намерены рисковать. Российско-грузинские отношения - это исключительная прерогатива двух стран. В то же время грузинские власти осознают: интересы Азербайджана в Грузии необходимо учитывать.
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре