Без взаимодействия славян и тюрков не было бы России

Предположения о возможном выходе Турции из НАТО все чаще обсуждаются в экспертном сообществе, причем примечательно то, что об изменении внешнеполитического вектора Турции заговорили буквально сразу после запуска процесса нормализации российско-турецких отношений.

Дебаты такого рода появились не без основания, так как внешнеполитическая повестка Турции на нынешнем этапе достаточно не проста. С одной стороны, правительство Турции выразило свою готовность вынести на всенародный референдум вопрос о возможном членстве страны в Европейском союзе, с другой стороны, Анкара не отказывается рассматривать перспективу возможного членства Турции в Шанхайской организации сотрудничества.

О том, насколько реален  выход Турции из НАТО, а также о взаимодействии Анкары с ЕС и ШОС, своим мнением с Day.Az поделился  известный российский эксперт, доцент кафедры политологии и социологии Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова Виталий Журавлев.

Реалии и факты

В вопросе выхода Турции из НАТО надо учитывать, что НАТО - это, прежде всего, американский проект, и здесь есть два существенных обстоятельства, а именно: насколько и в какой форме НАТО будет нужен для США при новом политическом руководстве.

Возможно, американцы не захотят уделять столь большое внимание как раньше трансатлантическому военному сотрудничеству, а, может быть, и наоборот, будут усиливать в Европе своё военное и политическое присутствие. Это покажет время и практические действия. Если будет свёртывание американского присутствия, то и членство Турции в НАТО не будет для них иметь принципиального значения. Тогда Анкара может спокойно выйти из этого блока, ничего от этого не потеряв. В противном случае это будет тема для сложного анализа. Второе обстоятельство - как будут выстраиваться отношения между Трампом и Эрдоганом. Здесь речь идёт, конечно, не о личных отношениях, а о политических. Если Турция будет нужна США в качестве союзника в регионе, то Трамп постарается наладить максимально хорошие отношения с турецким президентом, естественно, не будет вмешиваться во внутриполитические дела в самой Турции, "развяжет руки" Эрдогану во внешней и внутренней политике. Тогда сохраняющееся членство в НАТО для Турции будет показателем и механизмом лояльности США. Если взаимодействие между президентами по каким-либо причинам не сложится, то это может послужить мотивом выхода Турции из НАТО".

Перспективный тандем

Что касается  взаимодействия Турции и ШОС, то ШОС - это хорошая геополитическая и геоэкономическая перспектива для Турции.

В Стратегии развития ШОС определены приоритеты деятельности организации до 2025 года: от развития торгово-экономического взаимодействия до обеспечения региональной стабильности и своевременного реагирования на конфликты и кризисные ситуации. В основе интеграции, помимо политического, географического и цивилизационного аспектов, с подачи Китая лежит идея экономического пояса вдоль транспортного коридора от Тихого океана до Атлантического океана - нового Великого Шелкового пути. Он должен ослабить трансатлантические и транстихоокеанские проекты американской экономической гегемонии и замкнуть часть евразийских ресурсов и рынков сбыта на Китай.

Турцию следует рассматривать как активного геополитического игрока. Страну омывают четыре моря: Черное, Средиземное, Эгейское и Мраморное. Анкара господствует над проливами в Черное море, и её позиция в рамках НАТО по черноморским вопросам имеет ключевое значение. Турция тесно связана с Южным Кавказом, Ближним Востоком, Центральной Азией и Балканами. Так что страны ШОС заинтересованы в Турции, а Турция заинтересована в ШОС.

Три в одном

Другой вопрос, как можно совместить членство Турции в ЕС, НАТО и ШОС? Думаю, что в принципе это возможно. Всё будет зависеть от новой внешнеполитической конфигурации после вступления в должность президента США Дональда Трампа. Турция будет нужна американцам для сдерживания исламского радикализма. Одновременно возможно осложнение отношений между США и Китаем, тогда американцы будут стараться блокировать евразийские интеграционные проекты.

Москва-Баку-Анкара

Между тем, очевидно, что на фоне взаимообвинений между Турцией и ее союзниками по НАТО стремительно развиваются российско-турецкие двусторонние отношения.

Перспективы российско-турецких отношений - самые положительные, поскольку это - две соседние страны, у которых общие экономические интересы, связанные с развитием энергетики, транспорта, торговли, туризма, строительства и других сфер.

Есть, естественно, общие интересы в области региональной безопасности, в частности, противодействия исламскому радикализму на Ближнем Востоке, на Кавказе и в Центральной Азии. На мой взгляд, если говорить о евразийской интеграции, то надо исходить из положительных примеров взаимодействия славянского и тюркского этносов, которых было немало в российской истории и без которых невозможно было бы создание Московского государства, Российской империи и СССР. Очень многое будет зависеть от аксиологической составляющей у правящих элит в России и Турции.

Если говорить об Азербайджане в контексте российско-турецких отношений, то для Баку их позитивное развитие - это однозначный плюс. Если коротко, то Азербайджан исторически, экономически, политически, культурно, гуманитарно тесно связан с Россией, Ираном и Турцией. Чем больше здесь стабильности, дружбы, совместных проектов в регионе, тем больше возможностей для устойчивого развития Азербайджана.

Р.Алхазова