Бронепоезда азербайджанской армии

Процесс формирования  азербайджанской армии, начавшийся еще в период нахождения правительства Азербайджанской Республики в Гяндже, получил новый импульс после освобождения азербайджано-турецкими войсками в середине сентября 1918 года города Баку и переезда сюда из Гянджи правительства 17 сентября. 

1 ноября 1918 года было создано Военное министерство, которое возглавил глава правительства Фатали хан Хойский. В конце декабря 1918 года его на этой должности сменил генерал Самед бек Мехмандаров.

В целом, к началу 1920 года процесс формирования Азербайджанской национальной армии был завершен. Сухопутные части армии состояли из двух пехотных и одной кавалерийской дивизий. Общая численность армии к этому времени  составила примерно 30 тысяч человек. Кроме сухопутных частей на вооружении армии была авиация, состоявшая  из пяти аэропланов, несколько гидропланов и три бронепоезда.

Личный состав бронесил готовился в открытой 10 августа 1919 года Военной железнодорожной школе. Как следует из специальной справки о дислокации войск, управлений, учреждений и заведений Военного министерства Азербайджанской Республики от 9 ноября 1919 года, в составе азербайджанской армии первоначально находилось два бронепоезда, которые стояли на станции Агстафа и Хачмаз.

Командующим бронепоездом №1 был ротмистр Алибек Алиев, а бронепоездом №2 - капитан Михаил Устинович Канделаки.

После вывода английских войск из Баку в конце августа 1919 года, в условиях нарастающей угрозы с севера, с одной стороны, армии генерала Антона Деникина, дислоцированной на Северном Кавказе, а, с другой, советских военно-морских сил, расположенных в Астрахани, правительство Азербайджанской Республики стало предпринимать активные шаги по укреплению обороны Баку с моря и суши.  

С целью создания единого управления по обороне столицы решением Государственного Комитета обороны от 13  сентября 1919 года Баку был выделен в особый  укрепленный район. Начальником Бакинского укрепленного района был назначен генерал-лейтенант Габиб бек Салимов, а на должность военного генерал-губернатора был выдвинут Мурад Гирей Тлехас.

7 ноября 1919 года приказом начальника генерального штаба Сулейман бека Сулькевича бронепоезд №2 был подчинен генерал-губернатору Баку.  27 ноября 1919 года в состав войск Бакинского укрепленного района в оперативном отношении был передан также бронепоезд №1, находившийся на станции Сангачал. Приказом временно исполняющего обязанности военного министра Азербайджанской Республики Алиаги Шихлинского от 29 января 1920 года, был сформирован личный состав бронепоезда № 3, местом дислокации которого был избран Баку.

В начале 1920 года, после нескольких крупных поражений армии Деникина от Красной Армии и занятия последней Грозного и Петровска, белая опасность с севера для Азербайджана сменилась красной. В целях приведения в повышенную боевую готовность военных частей Бакинского гарнизона, приказом нового начальника Бакинского укрепленного района генерала Ибрагима Усубова (в марте 1920 года Габиб бек Салимов был направлен в Карабах, где руководил частями национальной армии во время подавления армянского мятежа) бронепоезду №1 было приказано постоянно курсировать между Баку и Кишля.

В апреле 1920 года бронепоезд №3 был направлен в Хачмаз для подкрепления 4-го пехотного Губинского полка. Таким образом, накануне оккупации территории Азербайджанской Республики частями Красной Армии в конце апреля 1920 года на северной границе у станции Ялама и Худат находились лишь трехтысячный отряд регулярных войск и двухтысячный отряд жандармских войск с двумя бронепоездами.

Как следует из содержания телеграммы Губинского уездного начальника С.О.Агакишибекова от 18 апреля 1920 года члену парламента Мустафе Векилову, на границах Азербайджана  продолжалась  интенсивная  концентрация  частей Красной армии,  в составе которых на Самуре стояла кавалерийская дивизия и 1 бронированный поезд, а другой бронированный поезд находился в Дербенте. Несколько бронированных поездов находилось также в  Петровске.

В этих условиях командованием азербайджанской армии была сделана попытка с помощью бронепоездов  №1 и №2 перебросить к столице дислоцированные на западных границах республики военные силы.  Об этом становится известно из донесения от 28 апреля 1920 года заместителя уездного начальника Джахангира Шихлинского военному министру С. Мехмандарову. В ней отмечается, что два бронепоезда национальной армии были направлены в  Гянджу с целью  выступить  со станции Агстафа с батальоном из пулеметной роты Агдашского полка и со станции Гянджа батальоном из пулеметной роты  Гянджинского полка. Однако в силу диверсий большевиков на железнодорожных путях, обратный путь им был закрыт.

27 апреля 1920 года подрывные группы бакинских большевиков разобрали часть железнодорожных путей между Баладжары и Кишля, по которому ранее курсировал бронепоезд №1. После занятия красными бронепоездами 27 апреля 1920 года станции Баладжары, бронепоезд №1 отошел к станции Кишля, где был захвачен рабочими. 

Тем временем красные части, поддержанные  4 бронепоездами с десантом из 300 бойцов, практически без серьезного сопротивления стремительно развивали свое наступление на столицу Азербайджанской Республики.

На этом пути они столкнулись лишь с незначительным сопротивлением на станциях Ялама и Худат. На станции Худат неудачную попытку остановить бронесилы Красной Армии предпринял  бронепоезд №3 Национальной армии под командованием капитана Кипанидзе, охраняемый конно-горной дивизией и двумя ротами Курдского батальона.

28 апреля в 4 часа утра головной бронепоезд Красной Армии прибыл на станцию Баку, где власть уже находилась в руках созданного местными большевиками ревкома. Так завершилась Бакинская операция большевиков, положившая конец независимости Азербайджанской Республики. Активную роль в этом процессе сыграли советские бронепоезда, преодолевшие с северных границ республики до Баку рейд протяженностью в несколько сот километров.

Ильгар Нифталиев