Сардар Фараджев: "Азербайджанской музыкальной культуре очень повезло с тем, что именно Узеир Гаджибейли стоял у ее истоков"

В Азербайджане уже 15-й год, согласно распоряжению Общенационального лидера Гейдара Алиева, день рождения выдающегося композитора Востока Узеира Гаджибейли, отмечается как праздник музыки. В этом году к 125-летнему юбилею композитора этот праздник вылился в международный музыкальный фестиваль.

Trend Life предлагает интервью с заслуженным деятелем культуры, композитором, директором дома-музея Узеира Гаджибейли, ведущим активную работу по исследованию наследия основателя профессиональной композиторской школы Азербайджана, Сардаром Фараджевым.


- Сардар муаллим, поздравляем вас с профессиональным праздником. Тем более что в этом году он отмечается на очень высоком уровне.

- Да, безумно приятно, что День музыки отмечается с такими почестями. Личность Узеира Гаджибейли всегда оценивалась государством по достоинству. Вот уже три года Фондом Гейдара Алиева издаются его книги и партитуры. Ученые и музыковеды выпускают книги, посвященные его наследию. В частности, Фаттах Халыгзаде, Фарах Алиева, Санубер Багирова и другие. В этом же году День музыки уже принял формат международного фестиваля, в котором будут участвовать музыканты из около десяти стран мира. Они уже прибывают в Азербайджан, и всех их как солнце притягивает Узеир Гаджибейли. Программа фестиваля очень разнообразная и ожидается множество интересных концертов.
 

- Какие еще тайны скрывает наследие Узеира Гаджибейли? Есть то, что еще не раскрыто?

- На концерте по случаю открытия фестиваля будет представлена "Весенняя песня", написанная в свое время Узеир-беком, но не оконченная им. Там очень красивая мелодия, он сам же написал к ней слова. Я же набрался смелости, чтобы завершить произведение. Сначала написал музыку для фортепиано, затем для квартета, теперь же произведение будет исполнено вместе с солистами, хором и симфоническим оркестром.
 

- Какой была бы азербайджанская музыка без Узеира Гаджибейли? Появились бы такие гении, как Кара Караев, Фикрет Амиров, Джовдет Гаджиев?
 

- Сейчас мы с гордостью произносим имена его учеников и последователей Кара Караева, Фикрета Амирова, Джовдета Гаджиева, Султана Гаджибекова, Ниязи, Арифа Меликова, Хайама Мирзазаде, Акшина Ализаде, Франгиз Ализаде. За это мы должны быть благодарны именно Узеир-беку. Азербайджанской музыкальной культуре очень повезло с тем, что именно он стоял у ее истоков. В некоторых странах Средней Азии, к примеру, гимны писали композиторы других национальностей, что является обидным моментом. И, в целом, те же зарубежные композиторы писали там оперы и балеты. Поэтому в их музыке меньше национального колорита. Счастье нашего народа в том, что у истоков профессиональной музыки стоял такой гений, как Узеир Гаджибейли.

Первая уникальная опера построена на национальных мотивах. Американцы, англичане, русские смотрят "Лейли и Меджнун" с большим интересом, потому что это необычная для них опера. Была бы она похожа на оперы "Евгений Онегин" или "Кармен", им это было бы не так интересно. Или другой шедевр Гаджибейли - опера "Кероглу". Она ведь отвечает всем мировым оперным канонам. Здесь есть ария, дуэт, хоровое пение. Все на своем месте. Но вместе с тем он в ней сохранил национальный дух. В этом величие Узеир-бека.

Конечно, блестящими были и произведения Гараева, Ниязи, но Узеир-бек всегда будет первым. Тем, что современная композиторская школа в Азербайджане имеет свое лицо, мы должны быть благодарны Гаджибейли. Он не только композитор, но и большой учитель, на творческих и научных работах которого воспитывались и до сих воспитываются целые поколения музыкантов и музыковедов.
 

- Такой человек, как Гаджибейли, мог стать жертвой сталинских репрессий. Что ему помогло их избежать?
 

- Мы сейчас может только догадываться и представлять версии, которые доказать вряд ли сможем. Правду знает только Бог. Но именно Бог его спас для нас. Когда к власти пришли большевики, ему было всего тридцать пять лет - молодой человек. Но с того времени он прожил очень трудную жизнь, написал много крупных произведений, получил звание народного артиста СССР, был профессором, ректором Консерватории, а в двадцатых годах был даже на три дня арестован. Освободил его Нариман Нариманов. Кроме того, ведь большевики вели борьбу с беками, а уже к тому времени Узеира Гаджибекова называли Узеир-беком. А если учесть, что во времена АДР он был близким другом Мамед Эмина Расулзаде, Шафибека Рустамбекова и всей элиты того времени, являлся редактором газеты "Азербайджан", а его брат Джейхун Гаджибейли был участником Версальской конференции, то становится ясно, как нелегко было тогда Гаджибекову. И, тем не менее, он выстоял и очень высоко поднялся. А, будучи ректором, старался увеличивать количество азербайджанских преподавателей и профессоров в Консерватории, параллельно приглашая профессоров из-за рубежа. Он любил свой народ, но никогда не думал о принижении других народов. Поэтому его так уважали, любили и любят до сих пор.