Взбесил Лаврова, врал про Карабах и призывал к новой войне

Армения не готова к миру и будет к нему готова еще очень не скоро. Такой вывод можно сделать из заявлений, сделанных министром иностранных дел Армении Арой Айвазяном на совместном брифинге с главой МИД России Сергеем Лавровым. Он фактически призывал к новой войне, и спрятать этот посыл за дипломатическими вывертами ему не удалось.

Желание Еревана спасти свое лицо вполне понятно и объяснимо. Самодеятельные границы Армении, которые чертились три десятилетия, сейчас принимают законные очертания, и Ереван ничего не может с этим поделать. Процесс идет, конечно же, не просто - агрессора приходится частенько пинать и приводить в чувство, чтобы знал свое место и следовал указаниям. Все это унизительно для армянской стороны, и даже для только назначенного Айвазяна, который вроде как не при чем.

В Москве Ара Генриевич представлял фактически капитулировавшую страну. Как бы это не называли в Армении, пусть даже "тактическим отступлением", оккупанты потерпели грандиозное поражение, которого не ожидали, надеясь, как всегда, на третью сторону. Армения показала, что слаба и жалка перед реальной силой. Это видели все, в век Интернета невозможно было ничего скрыть и разукрасить. Весь мир стал свидетелем поражения армян и провала "миацума", и Аре Айвазяну нужно было вывернуться наизнанку, чтобы демонстрировать честь и достоинство, которых у Еревана не осталось. Впрочем, ни того, ни другого у страны-агрессора не было никогда.

Еще до поездки в Москву Айвазян уже обнародовал свою, скажем так, программу. Как и ожидалось, она нереалистична и имеет даже душок провокации призыва к реваншу. Не дело, когда глава МИД занимается провокациями.

Нагорный Карабах и все прилегающие к нему районы являлись и являются неотъемлемой частью территории Азербайджана - Путин

Нагорный Карабах и все прилегающие к нему районы являлись и являются неотъемлемой частью территории Азербайджана - Путин

Во-первых, он заявил, что окончательное урегулирование карабахского конфликта "возможно только на основе реализации права наций на самоопределение и при обеспечении безопасности народа Карабаха". Айвазян в МИДе человек новый, возможно, он не читал новостей и не смотрел телевизор, пока не был министром, поэтому не слышал неоднократные, очень четкие и жесткие заявления из Баку о том, что ни о каком статусе Нагорного Карабаха речи больше не будет. Это абсолютно исключено. Он также не слышал, или не хотел слышать заявлений из Москвы о признании Нагорного Карабаха неотъемлемой частью Азербайджана.

Во-вторых, Ара Генриевич потребовал "деоккупации территорий Карабаха" (!), фактически требуя возвращения под оккупацию всех освобожденных территорий. Глава внешнеполитического ведомства не должен делать таких заявлений, если хочет, чтобы к нему серьезно относились.

Но вернемся в Москву.

Как известно, после поражения в войне в Ереване снова вспомнили о переговорах и Минской группе и теперь уповают только на нее, желая как ничего другого ее реанимации. На брифинге в Москве Айвазян с надеждой говорил о Минской группе, ожидании ее визита и "начале нового переговорного процесса".

Он также рассыпался в комплиментах российской стороне, говорил об "осторожном оптимизме" в возобновлении армяно-российского диалога, благодарил за спасение от "турецко-азербайджанской агрессии". В общем, говорил о том, о чем давно уже не слышали в Москве от Еревана, возвращая ситуацию в старые добрые времена, когда армяне не могли чихнуть, не спросив разрешения стратегического союзника.

Зато с огромным воодушевлением Айвазян прошелся по Турции, считая, что нашел в лице российской прессы благодарных слушателей. Армянский министр пожаловался, что хотя Армения с первых дней независимости жила мечтой о восстановлении отношений с Анкарой, та, нехорошая, держала ее в "блокаде". По ее же, Турции, вине, де, не состоялась футбольная дипломатия. Тут Айвазян опять демонстрирует, что он совершенно не в курсе дела и не знает, как на встрече в Цюрихе Налбандян был принужден российским коллегой к подписанию документа. Просто Ереван хотел получить все, не дав со своей стороны ничего, а так не бывает.

По версии Айвазяна, Турция чуть ли не воевала вместо Азербайджана во второй карабахской войне, всем руководила, срывала перемирия и так далее. Все это из разряда тех самых попыток спасения лица. Армянам очень стыдно признавать, что они, такие "могучие и непобедимые", проиграли Азербайджану. Особенно стыдно перед русскоязычным миром, ведь именно на этом пространстве тридцать лет распространялись мифы о непобедимости зинворов. Эти самые "железные ашоты" тысячами дезертировали в первые же дни войны, прятались по лесам и подвалам, бежали, бросая оружие и технику, не говоря уже о брошенных ими собственных убитых и раненых.

Деструктивная позиция втянула Армению в пропасть

Деструктивная позиция втянула Армению в пропасть

Вот это называется позором. Не проиграть войну стыдно, стыдно проиграть ее вот так, как проиграла Армения. Задача Айвазяна - как можно жирнее замазать эту позорную страницу и без того нелицеприятной армянской истории. Ереван рассчитывает прикрыться Турцией, но все заявления шиты белыми нитками, и это видно всем.

Теперь, находясь в Москве, Айвазян говорит о том, что Турция, мол, должна завоевать потерянное доверие армян... Не слишком ли?

И, кстати, для очернения Турции армянский дипломат выбрал не совсем правильное место. Напомним ему недавнее высказывание экс-президента Тер-Петросяна в адрес армянской оппозиции, призывающей к союзам против Турции, поддержавшей Азербайджан. Прозорливый Тер-Петросян предупредил, что таким образом Армения противопоставляется уже свершившемуся факту полноценного русско-турецкого взаимопонимания, это значит, что тем самым бросает вызов не только Турции, но и дружественной России.

Антитурецкий уклон заявлений главы МИД Армении был таким нагло откровенным, что это, видимо, не понравилось российской стороне. Во всяком случае, Лавров не выглядел вдохновленным и очень быстро завершил брифинг. Буквально после второго вопроса. Армянские СМИ только начали прямой эфир и готовились насладиться антиазербайджанской и антитурецкой риторикой, как все неожиданно завершилось.

Тем не менее, Ара Айвазян успел достаточно наговорить, чтобы заставить азербайджанскую сторону усомниться в реальном желании армян достичь стабильности в регионе. Налицо четкая, хотя и нереальная программа новой дестабилизации руками все тех же держав и международных организаций, продолжение игр в "самоопределение", откровенный срыв подписанного 10 ноября заявления и нежелание видеть реалии.

Ара Айвазян называет себя дипломатом, а потому ему следует принять во внимание один важный момент: лучше Армении не пытаться искать себе союзников против Азербайджана и надеяться на реванш, если хочет сохранить свою государственность. И еще - ему стоит внимательнее прислушиваться к предупреждениям и обещаниям официального Баку, потому что они рано или поздно обязательно претворяются в жизнь.

Зульфугар Ибрагимов