"Историческая призма": 1919. США открывают правду об Армении

После Первой мировой войны США вышли на мировую арену в качестве мощной державы. Военные заказы воюющих стран превратили Соединенные Штаты в мировой экономический и финансовый центр. Более того, статус США был определяющим в процессе перераспределения ролей в новом мире, а президента этой страны Вудро Вильсона называли архитектором мира и другом малых народов.

"14 пунктов" Вильсона, которые были обнародованы в январе 1918 года, т.е., когда исход войны еще был неизвестен и расстановка военных сил на Кавказе была в пользу стран Четверного союза, стали отправной точкой, определившей основные правовые основы мироустройства после войны.

Хотя развал Российской империи, вопросы образования и признания новых государств не были учтены в принципах Вильсона, но с окончанием войны Кавказский регион стал привлекательным для американской политики.

Несмотря на то, что конгресс США не ратифицировал Версальский договор, однако, наряду с европейскими странами, Штаты стали претендовать на кавказский мандат. Азербайджан и Грузия были согласны на мандат США с условием соблюдения 14 пунктов и невмешательства во внутренние дела республик.

В конце июня 1919 года американцы вынесли этот вопрос на обсуждение в Совет четырех Парижской конференции. На должность Верховного комиссара обсуждались кандидатуры генерала Джеймса Харборда и полковника Вильяма Гаскеля. Переговоры длились до 5 июля, когда была утверждена кандидатура полковника В.Гаскеля на должность Верховного комиссара Армении. В решении указывалось, что Гаскель назначается верховным комиссаром от имени США, Англии, Франции и Италии. Одновременно он являлся ответственным за всю помощь Армении.

Все представители США, Англии, Франции и Италии в Азербайджане, Грузии, Армении и Стамбуле должны были срочно сотрудничать с Гаскелем и оказывать ему помощь. Одновременно Гаскель был назначен председателем Комитета американской помощи на Ближнем Востоке. Отделения этого комитета должны были открыться в Баку и Шуше.

На заседании от 5 июля 1919 года было принято также решение об отправке генерала Джеймса Харборда в Эриван для подготовки отчета об общем военном и экономическом положении в Армении.

Его речь перед "избранниками армянского народа" позже была произвольно интерпретирована армянской прессой. Якобы в своей речи Гаскель выступил с угрозами в адрес Азербайджана в его конфликте с Арменией

Гаскель прибыл на Кавказ в августе 1919 года. Первым, 20 августа он посетил Эриван, выступив в армянском парламенте. Его речь перед "избранниками армянского народа" позже была произвольно интерпретирована армянской прессой. Якобы в своей речи Гаскель выступил с угрозами в адрес Азербайджана в его конфликте с Арменией. По прибытии в Баку 28 августа 1919 года, после встречи с премьер-министром Азербайджанской Республики, Гаскель опроверг вызвавшие сенсацию части его речи в армянском парламенте с угрозами азербайджанс­кому правительству, как не соответствующие действитель­ности.

В то же время, в период пребывания в Армении Гаскель послал несколько телеграмм в Париж, в которых сетовал на тяжелое положение Армении и жаловался на грузинское правительство, которое не позволяет через свою территорию провозить ей гуманитарную помощь.

После продолжительного пребывания в Эривани, а позже в Тифлисе, Гаскель 28 августа прибыл в Баку. 1 сентября он анонсировал свой план по разрешению территориальных вопросов между Арменией и Азербайджаном. Хотя Карабах и Зангезур он считал неотъемлемой частью Азербайджана, но предлагал в южной части Эриванской губернии - в Нахчыване и Шарур-Даралагезе - создать нейтральную территорию. Только управлять этой нейтральной территорией должен был представитель США.

После вывода английских войск с Южного Кавказа США не имели планов по наводнению региона своими войсками. Но стратегическое положение Нахчывана стало весьма привлекательным для них, так как давало возможность держать под контролем ситуацию в Азербайджане, Армении, Иране и Турции.

С другой стороны, создавая американское генерал-губернаторство, США в принципе продолжили политику, которую проводили в этом регионе англичане, т.е. пытались вывести таким образом регион из-под контроля Азербайджана и тем самым добиться симпатий в глазах Армении. Но, в отличие от англичан, американцы не собирались передавать Нахчыван под управление Армении, понимая, что это вызовет гнев и недовольство у мусульманского большинства региона. В то же время Гаскель пытался заверить правительство Азербайджана, которое было недовольно американским проектом о генерал-губернаторстве и видело в нем переходную ступень в передаче региона в будущем Армении, что не является адвокатом армян.

Гаскель пытался заверить правительство Азербайджана, которое было недовольно американским проектом о генерал-губернаторстве и видело в нем переходную ступень в передаче региона в будущем Армении, что не является адвокатом армян

Предложения Гаскеля о нейтрализации Нахчывана и Шарур-Даралагеза было затем оформлено им в виде особого проекта, изданного 25 октября 1919 года. Проект был обнародован заместителем В.Гаскеля полковником Дж.Реем, прибывшим в Нахчыван 24 октября 1919 года. Основные положения проекта, состоявшего из 13 пунктов, сводились к тому, что Шарурский и Нахчыванский округа образуют зону союзного управления под начальством американского губернатора; полковник инженерных войск армии Северо-Американских Соединенных Штатов Эдмунд Л.Дэлли назначается губернатором этой зоны; учреждается Центральный совет, который будет состоять из армян и азербайджанцев пропорционально численности каждой народности в пределах зоны; члены этого совета будут назначены губернатором впредь до назначения выборов; правительства Азербайджана и Армении немедленно удалят войска, которые могли бы находиться в пределах этой зоны.

Однако, как сообщал в телеграмме от 26 октября 1919 г. дипломатическому представителю Азербайджана в Армении А.Ахвердову исполняющий обязанности генерал-губернатора Нахчывана С.Джамиллинский, в ходе двухдневных переговоров с его участием видных представителей общественности Нахчывана с полковником Дж.Реем последний согласился ос­тавить полковника Дэлли в нейтральной зоне не в качестве генерал-губернатора, а в качестве представителя мирной конференции или США.

Тем самым вопрос об объявлении края зоной союзного управления отпал сам собой, и было выражено согласие на оставление края под контролем Азер­байджана. Американская миссия в Нахчыване оставалась до января 1920 года. После признания де-факто независимости Азербайджана 11 января 1920 года Союзным Советом Парижской конференции, последний американский представитель покинул регион.

Уже после отъезда Гаскеля в Париж, где он должен был делать доклад о ситуации в Закавказье, произошла его встреча с главой азербайджанской делегации на мирной конференции А.Топчибашевым. О своей встрече с Гаскелем Топчибашев сообщал в Баку следующее: "Очень доволен приемом, оказанным в Баку; наш простой народ ему очень понравился, "он мирный народ и вовсе не враг армянского народа. Этот последний тоже жил бы мирно, если бы не люди политики...".

"Американцы до сих пор имели в виду только одних армян, так как американские армяне, да и все, говорили о них, как о единственно страдающих. И теперь мы убеждены, что "не все армяне уж такие хорошие, равно как и не все турки плохие"

Резко изменились представления Гаскеля и об армянах, защищать интересы которых ему было поручено в ходе поездки на Южный Кавказ. В разговоре с Топчибашевым Гаскель отметил: "Американцы до сих пор имели в виду только одних армян, так как американские армяне, да и все, говорили о них, как о единственно страдающих. И теперь мы убеждены, что "не все армяне уж такие хорошие, равно как и не все турки плохие". Поэтому, выступая в Париже 14 ноября на заседании Верховного Совета Парижской конференции с отчетом о поездке на Южный Кавказ, Гаскель предложил, что необходимо не только Армению, но и весь Южный Кавказ передать под мандат США.

Он отметил: "Пока Азербайджан и Грузия находятся вне моей компетенции, пока все три республики не входят в единый мандат, я не могу выполнять возложенные на меня Верховным Советом обязанности, связанные с Арменией".

Предложения Гаскеля вызвали обеспокоенность у французской и британской сторон, которые видели в этом попытки США установить единоличный контроль над Южным Кавказом. Союзники также остерегались, что усиление позиций мощных в экономическом и финансовом отношении США на Южном Кавказе может стать для них плацдармом в экспансии на Ближний Восток. Учитывая экономическую мощь США, эта угроза была весьма реальной. Поэтому французская делегация поддержала предложение английской делегации поблагодарить Гаскеля за информацию и исчерпать вопрос.

На следующий день было принято решение, что американские представители могут работать в Азербайджане и Грузии только в рамках деятельности Комитета помощи Ближнему Востоку, но не вмешиваться в другие дела. Подобное предложение англичан поддержали французы и итальянцы. Так была провалена попытка американцев распространить свое политическое влияние на Южный Кавказ.

Ильгар Нифталиев,

доктор философии по истории, ведущий научный сотрудник Института Истории им.А.А.Бакиханова НАН Азербайджана