Казахский эксперт: "Надо расширить транспортный коридор БТК до порта Актау"

Несколько дней назад завершился визит президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в Турцию. В ходе визита Назарбаев провел встречи с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом и другими официальными лицами. О том, какую выгоду получат страны от этой встречи, как данный визит скажется на взаимоотношениях Казахстана со странами Южного Кавказа и Центральной Азии, в интервью Day.Az рассказывает казахстанский политолог Руслан Жангазы.

Встреча Назарбаева и Эрдогана прошла на высоком уровне. Турецкая сторона оказала теплый прием президенту Назарбаеву. Официальная Анкара принимала "Аксакала Тюркского мира" на фоне осложнения внутриполитических процессов, нарастающей критики со стороны Запада и кризиса в отношениях с Москвой. Назарбаев стал первым главой государства, посетившим Турцию после попытки госпереворота. Визит Назарбаева в Турцию можно расценить как политический жест - демонстрация поддержки турецкому лидеру и нашему братскому народу в сложное для них время. Для Казахстана это было важно, так как в нашей стране в последнее время активизируется радикальное исламистское подполье. Июльские события в Турции также показали, что в Казахстане сформирован влиятельный слой последователей Гюлена. Какая у них политическая доктрина относительно власти в Казахстане? Мы пока не знаем. Поэтому безусловная поддержка Назарбаева позиций Эрдогана в Турции полностью отвечает национальным интересам наших стран. Уверен, встреча двух лидеров в Анкаре придаст новый импульс дальнейшему укреплению отношений между Казахстаном и Турцией. 

После ухода бывшего президента Гюля в Казахстане и Центральной Азии в целом ощутили некоторое снижение интереса Анкары к региону. Во внешнеполитической повестке Эрдогана долгое время на первом месте было соперничество за доминирование в исламском мире, прежде всего, на Ближнем Востоке. На фоне этого в Центральной Азии произошел важный "тектонический сдвиг" - запуск Евразийского экономического союза (ЕАЭС) окончательно нарушил баланс геополитических сил в нашем регионе в пользу России. Дезинтеграция Центральноазиатского региона, обусловленная отсутствием тесного экономического сотрудничества, усилилась созданием весьма политизированного интеграционного объединения, который еще больше отгородил Казахстан и Кыргызстан от остальных стран Центральной Азии. В этой связи очень важно, чтобы Турция пересмотрела свое отношение к региону - новая лидерская миссия Анкары могла бы заключаться в формировании геоэкономической оси "Турция - Южный Кавказ - Центральная Азия".

Достижение между двумя странами товарооборота в 10 миллиардов долларов США - цель, которая ставилась еще в 2012 году в совместной экономической программе "Новая синергия", разработанная под патронажем Назарбаева и Гюля. Но по разным причинам эта цель не была достигнута, а товарооборот снизился до 2 миллиардов долларов США. В рамках достигнутых договоренностей предусмотрена реализация  ряда инвестиционных проектов, участие Турции в реализации казахстанской инфраструктурной программы "Нурлы жол", а также расширение географии Казахско-Турецких индустриальных зон. Турецкий капитал является наиболее желательным среди всех иностранных инвесторов, работающих в Казахстане. Уже сейчас в нашей стране успешно работают свыше полторы тысячи совместных предприятий. Двумя лидерами наших стран создан задел для существенного увеличения данной цифры.

Я бы хотел, чтобы стратегический уровень партнерства и братские отношения между Казахстаном и Турцией измерялись не только в миллиардах долларов США. Но также и в способности наших народов разделять радость и сопереживать трудностям, которые происходят в обоих государствах. Это еще раз подчеркивает необходимость разработки качественного гуманитарного измерения в сотрудничестве между двумя странами.

В целях укрепления стратегического партнерства между Турцией, Казахстаном и, в целом, внутри тюркского мира я предлагаю разработать новую программу сотрудничества, которая охватит, в том числе, следующие вопросы:

Во-первых, создание Тюркского межгосударственного центра стратегических исследований в Анкаре для совместной разработки аналитических прогнозов и рекомендаций в интересах всего Тюркского мира в области внешней политики, региональной безопасности, экономического сотрудничества и гуманитарных проектов.

Во-вторых, разработка подпрограммы Тюркского научно-технологического сотрудничества "Шелковый путь инноваций", предусматривающей создание механизма трансферта новых технологий и международного информационного банка патентов Турции, Казахстана, Азербайджана и других тюркских государств. 

В-третьих, расширение транспортного коридора "Баку - Тбилиси - Карс" до казахстанского порта Актау, что соответствует интересам всех участников проекта и позволит увеличить грузопоток между нашими странами.

Беседовал Сеймур Мамедов