Спецслужбам Азербайджана надо усилить связи с региональными партнерами

Эксклюзивное интервью Dayz с известным британским экспертом по вопросам ближневосточной политики Аламом Салехом.

- Как вы оцениваете ближневосточную политику Великобритании и в целом ее влияние на международной арене? Что изменилось сегодня в этом смысле, по сравнению с предыдущими десятилетиями?

- Внешняя политика Великобритании по отношению к Ближнему Востоку меняется, она никогда не была унитарной. В прошлом, в условиях особой Холодной войны, Великобритания, в первую очередь сдерживала влияние Советского Союза в регионе, а также имела легкий доступ к энергоресурсам и дружественным ей экспортерам нефти. Однако сегодня ключевыми вопросами, представляющими принципиальный интерес для Великобритании, являются безопасность, рост фундаментализма и террористической угрозы. Так называемая арабская весна сильно повлияла на безопасность региона, и в результате в соседних регионах, включая Европу, эта проблема стала очень серьезной.

Так что вопросы безопасности на Ближнем Востоке косвенно рассматриваются как европейская безопасность. Причем, этот факт особенно важен, когда речь идет о социальной безопасности, когда сотни тысяч мигрантов с Ближнего Востока ежегодно надвигаются на Европу, пытаясь попасть и в Великобританию.

- Соединенное Королевство продолжает поставлять оружие большинству стран региона, за исключением Сирии и Ирана. Чем это обусловлено?

- Великобритания часто и традиционно сравнивает свою политику на Ближнем Востоке с политикой Соединенных Штатов. Сегодня сложно провести различие между британской и американской стратегиями на Ближнем Востоке. Обе страны надеялись свергнуть режим Башара Асада, поддерживая противников Дамаска. Однако все пошло не так, а оппозиционные группы превратились в террористов или радикалов, которые не могли выполнить цели Великобритании и США в Сирии. Это привело к усилению влияния России и Ирана в Сирии сегодня.

США устроили ближневосточный кризис, чтобы расколоть мусульманские страны, захватить жизненно важные ресурсы этого региона, начать перекройку всего Востока. Это так. Однако спад рейтинга американцев на международном уровне совпал с их исторической ошибкой, коей стало отстранение Саддама Хусейна от власти в 2003 году, что привело к изменению баланса сил в регионе и, как следствие, к усилению Ирана. Этот путь сильно повредил политике и легитимности США в регионе. А непоследовательность в ближневосточной политике Буша, Обамы и Трампа еще больше подорвала позиции США среди друзей и противников Штатов в регионе.

Сегодня Россия, проводя свою политику на Ближнем Востоке, осложняет задачу США в регионе, особенно когда речь идет о Сирии, Иране, Ираке и, возможно, о Турции.

- Как вы думаете, чем закончится сирийский конфликт?  

- Я думаю, что западные державы теперь поняли, что нет хорошей альтернативы режиму Асада и что продление гражданской войны в Сирии приведет к катастрофе. Они также поняли, хотя и поздно, что решение сирийского конфликта находится в политической плоскости, и что они должны серьезно рассматривать мирные инициативы России, чтобы положить конец такой долгой и разрушительной войне.

- Решатся ли США на военное вмешательство в Иран после того, как Тегеран будет вынужден отказаться от ядерной сделки, подписанной в Лозанне?

- Любые военные действия против Ирана приведут к еще большей незащищенности в регионе на десятилетия вперед. Опыт Афганистана, Ирака и Сирии очевидно доказал, что проблемы на Ближнем Востоке не имеют военного решения. Взаимопонимание и дипломатические подходы более эффективны в решении сложных вопросов и в таких странах, как Иран. Полагаю, такое понимание ситуации есть и у американцев.

- По вашим оценкам, какие риски несет сирийский кризис для региона Южного Кавказа, в частности для Азербайджана?

- Большинство факторов, имеющих место в регионе, являются транснациональными, соответственно, могут легко перекинуться в соседние страны, в том числе и на Кавказ. Учитывая, что между некоторыми странами на Южном Кавказе существует субрегиональная напряженность, а у таких стран, как США, Россия и Иран, есть геополитические интересы в этом  регионе, такого рода риски полностью исключать нельзя. Поэтому в целях безопасности, спецслужбам на Кавказе, в частности, в Азербайджане, следует и впредь усиленно координировать свои действия и связи со своими близкими стратегическими партнерами.

Матанат Насибова