Эксперт: Турция поступила рационально, пойдя навстречу Катару

Согласно информации турецких СМИ, накануне Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган подписал распоряжение о ратификации соглашения между Анкарой и Дохой о размещении на территории Катара турецких военнослужащих. Напомним, что создание турецкой военной базы в Катаре предусмотрено соглашением об укреплении двустороннего сотрудничества, подписанным сторонами в 2014 году, и что ранее парламент Турции ратифицировал данное соглашение. Однако на фоне недавнего инцидента вокруг Катара, связанного c разрывом дипотношений со стороны ряда арабских стран, по мнению некоторых аналитиков, это может повлечь за собой определенные геополитические риски.

Напомним, что в понедельник Египет, Саудовская Аравия, Бахрейн и ОАЭ объявили о разрыве дипотношений с Катаром, обвинив Доху в поддержке террористических организаций и дестабилизации ситуации на Ближнем Востоке. Власти восточной части Ливии, Йемена, а также Мальдивы и Маврикий впоследствии тоже заявили о разрыве отношений с Катаром.

Сообщается также, что Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган во вторник обсудил по телефону ситуацию, сложившуюся вокруг Катара, с главами Франции, Индонезии, Бахрейна и Ливана.

О том, почему Турция поддерживает Катар и с какими внешними угрозами она может столкнуться на фоне политики, проводимой в поддержку этой арабской страны, своим мнением поделился с Day.Az известный азербайджанский эксперт по вопросам Ближнего Востока Джейхун Алекперов.

Он напомнил, что после прихода к власти в Турции Партии справедливости и развития (ПСР) в 2002 году Анкара полностью пересмотрела свою внешнеполитическую доктрину.

"На смену отчасти национал-патриотической политике начала 90-х годов прошлого столетия, обусловленной распадом Советского союза, пришла исламская солидарность, набиравшая обороты после ряда известных событий на Ближнем Востоке.

"Арабская весна" и ухудшение турецко-израильских отношений послужили катализатором для успешного продолжения данной внешнеполитической стратегии. Турция, по сути, стала претендовать на лидерство в исламском мире. Однако принципы исламской политики ПСР существенным образом отличались от идей "Национального мышления" (Milli Görüş) - доктрины политического ислама, автором которой был никто иной, как покойный Неджмеддин Эрбакан, лидер турецких консерваторов второй половины ХХ века.

Все дело в том, что внешнеполитический курс Анкары, направленный на достижение лидерства в исламском мире, вовсе не означает разрыв отношений с Западом. Несмотря на резкие заявления турецких лидеров и систематические обвинения в адрес США и ряда стран ЕС, Турция, в первую очередь, остается прозападной страной. Уж слишком велика взаимосвязь как между Анкарой и Вашингтоном, так и между Анкарой и Брюсселем. Более того, вопреки критике в адрес турецкого руководства, данный внешнеполитический курс Анкары долгое время поощрялся и поддерживался странами Запада, прежде всего Соединенными Штатами.

Сегодня Анкара поддерживает тесные отношения со всеми странами Залива, что сильно раздражает Тегеран. К примеру, с самого начала Турция, Саудовская Аравия и Катар выступали с единой позиции по сирийскому вопросу. Эти страны долго сотрудничали по ряду важных международных вопросов, их даже считали союзниками.

Мы знаем, что Саудовская Аравия и Катар вкладывают большие деньги в экономику Турции, поэтому выбирать между ними было бы непросто. Один только Катар инвестировал в экономику Турции 18 миллиардов долларов США.

После провала сирийской политики Анкара больше не обладает роскошью выбирать между странами-партнерами. К тому же, она вовсе не обязана делать выбор, как в случае с Сирией или Ираком. Ясно, что Анкара отнюдь не заинтересована в этом кризисе, поскольку он может привести к ослаблению позиции Турции в регионе. А шаг навстречу Катару был сделан из чисто прагматических побуждений, принимая во внимание интересы капитала. Турецкое правительство хорошо понимает, что данный кризис может быть спровоцирован Соединенными Штатами, и он может быть разрешен только с подачи Вашингтона.

У Катара инвестиции по всему миру на сумму 335 миллиардов долларов США, чего стоят одни только его вложения в Лондоне - в финансовом центре мира. Так что проигнорировать эту страну не получится, мировые финансовые круги не допустят подрыва доверия к себе", - сказал наш собеседник.

По оценкам азербайджанского политолога, весьма вероятно, что кризис носит временный характер, и в выигрыше от катарского кризиса останутся те страны, которые примут более рациональные решения.

Матанат Насибова