Александр Искандарян: "Война продлится не больше десяти дней"

Интервью Day.Az c армянским политологом Александром Искандаряном.

- Господин Искандарян, как Вы считаете, возможно ли признание "Нагорного Карабаха" со стороны Армении? К чему это может привести?

- На сегодняшний день не думаю, что эта перспектива серьезна. Формальное непризнание "Нагорно-Карабахской Республики" - это не случайность, а осознанная позиция руководства Армении. Это та уступка, на которую идет Армения для того, чтобы переговорный процесс в рамках Минской группы продолжался. Признание "НКР" может привести к угрозе прерывания переговоров, поэтому правящая коалиция будет препятствовать такому сценарию. При нынешнем раскладе сил в парламенте это вполне ей по силам.

С другой стороны, во внутриполитической жизни Армении этот вопрос довольно чувствителен, поэтому при изменении внутриполитической ситуации можно предположить и изменение позиций различных акторов по отношению к этой проблеме. Но в кратко- и среднесрочной перспективе такое развитие событий, на мой взгляд, маловероятно.

- Могут ли, на Ваш взгляд, возобновиться боевые действия между Арменией и Азербайджаном за Карабах?

- Нет, не могут. Нет ни одной стороны, которой возобновление войны было бы выгодно. Война продлится не больше десяти дней, линия разграничения сторон не изменится, при этом будут огромные разрушения коммуникационных сетей, экономических объектов, и огромное количество жертв и беженцев. Риски для политических элит от такой войны превышают гипотетические выгоды на порядки. Поэтому она не начнется.

Случайное же начало войны тоже маловероятно, речь идет не о децентрализованных партизанских отрядах, а об армиях, нужен приказ из центра. Отдать же такой приказ из рациональных соображений невозможно.

- Действия Минской группы ОБСЕ по урегулированию карабахского конфликта до сих пор были безрезультатными. Как Вы думаете, приведет ли к чему-либо дальнейшая деятельность этой группы?

- Я не согласен с формулировкой вопроса. Ожидать от Минской группы, что она разрешит конфликт вместо сторон, наивно. Стороны (я имею в виду и армян, и азербайджанцев) сопротивляются всем возможным вариантам консенсусного урегулирования сильнее, чем на них могут давить внешние силы. Такого рода конфликты не решаются так просто.

Реальной же функцией Минского процесса является поддерживание канала взаимодействия элит противостоящих сторон (встречи президентов, министров иностранных дел и пр.) и интернационализация процесса, включение его в более широкий контекст, ведь армяне и азербайджанцы участвуют в этом процессе вместе с русскими, американцами и французами. Эту функцию Минский процесс выполняет успешно вот уже почти два десятка лет. А мировой опыт показывает, что конфликты с каналом взаимоинформирования и интернационализацией развиваются лучше, чем не имеющие таковых. Так что просто не нужно ожидать от Минской группы того, чего она дать не может.

- Как Вы считаете, возможна ли в итоге нормализация армяно-турецких отношений? Когда это может произойти?

- Да, эта возможность не равна нулю. До парламентских выборов в Турции летом произойти ничего не может. Но после выборов возможны варианты. Это очень сильно зависит от того, как закончатся выборы, с кем вступит в коалицию АКП (Адалет ве Калкынма Партиси - правящая в Турции партия Справедливости и развития - Day.Az), сколько мест в парламенте достанется Республиканской Народной партии, насколько сильно будет давление США и т.д. Вероятность эта не очень велика, но она есть.