Российский аналитик: "Армянам Карабах не нужен" - ИНТЕРВЬЮ
Интервью Day.Az c российским аналитиком, экспертом по вопросам Южного Кавказа Дмитрием Верхотуровым.

- Как бы вы прокомментировали неожиданное заявление Сержа Саргсяна в Москве о желании Армении вступить в Таможенный Союз и участвовать в формировании ЕврАзЭС?

- Я думаю, что это решение Армении о вступлении в Таможенный Союз (который является частью интеграционных механизмов ЕврАзЭС), в значительной степени является признанием того положения, что без России - никуда, и что никакая ассоциация или даже интеграция с Европой не даст ожидаемых экономических результатов.

Россия сыграла большую роль в формировании современной Армении и ее государственности. Настолько большую, что очень многие армяне продолжают уповать на Россию, как на средство реализации всех своих мечтаний.


- Как вы оцениваете нынешнее социально-экономическое положение в Армении?

- Судя по тому, что в армянской прессе активно рассуждают, что Саргсяну нужны деньги, и он ищет, где бы еще взять кредитов, экономическое положение довольно плохое. Армяне хватаются за любую соломинку, вроде алмазогранильной промышленности, но эти меры неэффективны. На мой взгляд, экономические трудности Армении прямо и непосредственно связаны с ее политикой, с тем, что они смогли рассориться почти со всеми своими соседями: с Турцией и Азербайджаном, ухудшились отношения с Грузией. Остается только Иран, но отношения с ним не слишком надежные, поскольку сам Иран под санкциями и торговля с ним весьма рискованна. Если сидеть на горе, в окружении недругов, то трудно рассчитывать на экономические успехи. Если бы Армения имела хорошие отношения со всеми соседями, то это была бы процветающая страна, имеющая доступ на весьма емкие рынки и к портам.


- И все же почему Армения до последних дней, по крайней мере, всячески показывала свое стремление к европейской интеграции, нежели к евразийской модели развития?


- Думаю, что это следствие попыток экономически опереться на Евросоюз: получить там кредиты, получить доступ к рынкам, управлять миграцией граждан и так далее. Но Евросоюз никому не помогает просто так. В обмен за любую помощь, даже на словах, брюссельские бюрократы выставят длинный список требований, которые страна-реципиент помощи должна выполнить в полном объеме. Эти требования касаются почти всех сфер жизни - от организации власти до экологии и культуры. Таким образом, Евросоюз расширяет свое влияние и стремится сделать из таких стран, как Армения, своих сателлитов, которые и вздохнуть не могут без указаний из Брюсселя.


В армянской прессе высказывался просто восторг по поводу "евроинтеграции", хотя опыт реальной евроинтеграции других стран, например, стран Прибалтики, показывает, что ничего хорошего в этом нет. Евроинтеграция первым делом уничтожает промышленность и делает страну зависимой от импорта. Помните радиоприемники VEF из Латвии? Нет уже больше этого завода. И многих других заводов тоже нет. По Польше евроинтеграция прошлась паровым катком. Помните польские телефоны SWUT? Немцы при евроинтеграции этот завод порезали в металлолом. Подобные примеры можно приводить и приводить. И во всех евроинтегрированных странах возникла массовая безработица, массовая трудовая миграция. В Латвии шутят: "Последний, кто будет улетать, пусть выключит свет в аэропорту".

То же самое и в Армении могло бы произойти, если бы дело дошло до евроинтеграции. Армяне пребывали бы в состоянии этой эйфории, пока не получили бы в лоб - если сказать прямо и без сантиментов. Если бы не последовало срочных объяснений по поводу евроинтеграции, превентивные меры Москвы могли последовать уже до конца этого года.

- Есть ли, по-вашему, шансы на решение карабахской проблемы в ближайшей и среднесрочной перспективе?

- Предпосылки к решению карабахской проблемы сложатся только тогда, когда в Ереване будут открыто говорить о необходимости улучшения отношений с соседними странами, включая Турцию и Азербайджан. Когда они сами поймут, что своей политикой загнали себя в угол, только тогда их позиция по Карабаху станет более конструктивной, чем сейчас. Но когда это произойдет - сказать трудно.


Я могу отметить пока только тенденцию всенародного "голосования ногами" против политики нынешнего правительства Армении, которое касается и Карабаха. В целом, армянам Карабах не нужен, и это прекрасно доказывается массовой миграцией за пределы Карабаха и Армении. Лет десять назад в Красноярске армянская диаспора построила большой храм, показав тем самым, что возвращаться ни в Армению, ни тем более в Карабах, она вовсе не намерена. И таких примеров немало, из чего видно, что народ-то разбегается, и сторонников у Саргсяна становится все меньше. Пока что признаков, что этот молчаливый протест как-то политически оформился, не просматривается, однако я думаю, что процесс выработки такой политической позиции подспудно происходит.


Здесь важна и позиция Азербайджана, которому нужно показать, что переговоры о нормализации отношений начнутся сразу же, как только поступит предложение с армянской стороны.
 

- Какой импульс внес недавний визит президента России в Баку в двусторонние отношения?

- По крайней мере, в нефтегазовой сфере открылось новое направление для сотрудничества. Скорее всего, в ближайшие годы количество таких соглашений увеличится, поскольку работать на азербайджанском шельфе гораздо проще, чем осваивать сложный мелководный шельф российского сектора вблизи многочисленных охраняемых территорий. Вообще, можно сказать, что значимость Азербайджана для России определенно возросла.