Трансграничные реки - смерть, текущая из Армении

В ходе осенней сессии ПА ОБСЕ во время обсуждения экономических и экологических вопросов азербайджанская делегация в очередной раз подняла вопрос о загрязнении приграничных рек, текущих из Армении в Азербайджан. Разумеется, это было встречено истерикой с армянской стороны, мол, "неправда ваша". Но, как говорится, дыма без огня не бывает.

Член армянской делегации Маркарян тогда возмущался что есть мочи: "Существуют международные организации, которые проводят проверки. Мы всегда готовы предоставить им эту возможность и взять пробы, чтобы убедить в отсутствии загрязнения рек".

Если армянский депутат хочет доказать свою правоту, то почему бы ему не пойти на следующий шаг. Например, зачерпнуть воды из трансграничной реки, особенно недалеко от армяно-азербайджанской границы, и выпить. Однако, вряд ли он это сделает, потому что отдает себе отчет в том, что речная вода, втекающая с территории Армении в Азербайджан, не годится не только для питья, но даже для орошения.
 

Если армянский депутат хочет доказать свою правоту, то почему бы ему не пойти на следующий шаг. Например, зачерпнуть воды из трансграничной реки, особенно недалеко от армяно-азербайджанской границы, и выпить

Пока армянская сторона размахивает флагами международных организаций, мы решили обратиться к нашим, азербайджанским специалистам и узнать что к чему из первых рук.

Day.Az обратился за комментариями к зам.директора национального департамента по мониторингу окружающей среды Министерства экологии и природных ресурсов Матанат Авазовой. По словам Авазовой, у департамента имеются факты и данные, полученные за последние 30-40 лет, которые доказывают правоту Азербайджана в этом вопросе.

"Как при СССР, так и в независимое время Армения загрязняет реку Араз. Конечно, сюда подключается и Иран, но львиная доля загрязнения по уровню выброса тяжелых металлов и биогенных веществ приходится на Армению", - сказала Авазова.

Ввиду того, что экономическое положение Армении оставляет желать лучшего, страна не стремится обновить имеющиеся очистные сооружения 30-40-летней давности, которые уже давно изжили себя, ведь они достались в наследство Еревану от Советского Союза. У страны нет ни желания, ни возможностей строить новые очистные сооружения.

Давайте посмотрим, какая складывается картина. По словам специалиста МЭПР, самый большой приток Араза - это река Раздан, протекающая через столицу Армении. Наибольший объем выбросов коммунально-бытовых сточных вод без какой-либо очистки приходится именно на Ереван. Сточные воды сбрасываются в реку Раздан, которая через небольшой территориальный промежуток впадает в Араз, затем - в Куру и, в конечном итоге, вся эта грязь оседает в Каспийском море.
 

Сточные воды сбрасываются в реку Раздан, которая через небольшой территориальный промежуток впадает в Араз, затем - в Куру и, в конечном итоге, вся эта грязь оседает в Каспийском море

Но трансграничные реки загрязняются не только отходами жизнедеятельности человека и сточными водами, но также металлами, которые намного опаснее для всей экосистемы и здоровья людей, живущих поблизости от этих рек и использующих эту воду для своих нужд.

Матанат Авазова раскрыла механизм попадания тяжелых металлов в транзитные реки. Самые загрязненные притоки реки Араза - это Хакяричай и Охчучай. На этих притоках находятся объекты горнодобывающей промышленности. Несмотря на то, что предприятия, которые в настоящее время частично разобрали иностранные компании, работают не в полную силу (примерно на 20-30 процентов мощностей), это не означает уменьшения уровня загрязнения. Всем известно, что самая интенсивная добыча руды еще во времена Советского Союза приходилась на долю богатого металлами Малого Кавказа. На территориях горно-обогатительных комбинатов (ГОК) накопилась большое число хвостохранилищ. Отходы после переработки добытой руды перемещают в хвостохранилище. Во время ливневых дождей данные хвостохранилища с повышенным содержанием металлов попадают в реки Хакяричай и Охчучай и после - в Араз, пояснила Авазова.

Она также добавила, что отходы, скопившиеся за последние 50 лет добычи, оказывают эмиссионную нагрузку на реку Араз. Химические отходы, образующиеся в результате деятельности металлургических комбинатов в Армении и поступающие в азербайджанские реки, негативно влияют на состояние речного бассейна, в результате чего уничтожаются флора и фауна трансграничных рек.
 

Отходы, скопившиеся за последние 50 лет добычи, оказывают эмиссионную нагрузку на реку Араз

Азербайджан в отличие от Армении всегда полагается на факты и не говорит голословно, подчеркнула представитель МЭПР: "Мы всегда готовы аргументировать нашу правоту, представляя реальные факты".

Для определения уровня загрязненности трансграничных рек на реках Кура и Араз созданы оперативные мониторинговые лаборатории, которые в зависимости от загрязнения, периодов маловодья, половодья, регулярно проводят оперативные работы и исследования. По словам Авазовой, каждые десять дней они берут воду из рек на пробу, проводят анализы и передают результаты в мониторинговый департамент, где азербайджанские аналитики сравнивают полученные данные с многолетними показателями и санитарными нормами и подготавливают справку о состоянии воды рек Араза и Куры.

Итоги последнего мониторинга, проведенного Национальным департаментом мониторинга окружающей среды Министерства экологии и природных ресурсов Азербайджана в третьей декаде сентября на трансграничных реках Кура и Араз и их притоках, не утешительны. По словам Авазовой, в трансграничном с Арменией Аразе на участке Горадиз ПДК по фенолам уровень превышен в 3 раза, на участке Шахсевен-1 - в 2,6 раза, в Бахрамтепе - в 2 раза. И это еще мелочь. Бывало, что уровень загрязнения зашкаливал. Так, отметила наша собеседница, однажды, уровень допустимого содержания металлов в воде превысил норму в 76 раз! Такое обычно бывает во время ливневых дождей, когда размываются хвостохранилища.
 

Бывало, что уровень загрязнения зашкаливал. Так, отметила наша собеседница, однажды, уровень допустимого содержания металлов в воде превысил норму в 76 раз!

Интересен и такой факт. В 2000-м году Азербайджан присоединился к Конвенции об охране и использовании трансграничных водотоков и международных озер, принятой 17 марта 1992 в г. Хельсинки (Финляндия). В Азербайджане конвенция была ратифицирована в 2002-ом. Однако Армения не присоединилась к этому документу, потому что Ереван осведомлен об ответственности, налагающейся на страны-члены, взявшие на себя определенные обязательства.
 

Армения не присоединилась к этому документу, потому что Ереван осведомлен об ответственности, налагающейся на страны-члены, взявшие на себя определенные обязательства

С сожалением отметив, что азербайджанская сторона не имеет в настоящее время необходимых механизмов воздействия на Армению в данном вопросе, Матанат ханум сообщила, что правительство страны, начиная с 2006 года, выделяет большие средства на установку очистительных сооружений модульного типа в сельских местностях, расположенных на берегах рек Кура и Араз. "Пока в отношении Еревана не приняты соответствующие меры для улучшения качества воды в Аразе и его притоках, нам приходится действовать самим, так как загрязненность вод может сильно повлиять на здоровье местного населения", - сказала Авазова.

Благодаря очистке вод Куры и Араза модульными водоочистительными сооружениями, воду удается обезопасить и в дальнейшем использовать для питья. На сегодня действуют более 200 таких сооружений, что позволяет обеспечить около полумиллиона граждан пригодной для употребления водой.

Однако армяне загрязняют не только Араз и Куру, та же участь постигла один из притоков Куры - Агстафачай. Это река средней полноводности, уровень воды в которой повышается при обильных дождях и таянии снегов. В верхнем течении Агстафачай, по словам Матанат Авазовой, армяне развернули сельскохозяйственную деятельность: виноградарство, животноводство, красильные и винодельные цеха. "Когда происходит выброс отходов в реку, мы это определяем по цвету и качеству воды, особенно в маловодное время. Это происходит периодически. Промежутки между сбросами отходов варьируются сроками в пределах месяца или чуть больше. Случаются и более длительные промежутки, когда вода в этой реке не загрязняется", - завершила свой рассказ директор национального мониторингового департамента по окружающей среде МЭПР.
 

"Когда происходит выброс отходов в реку, мы это определяем по цвету и качеству воды, особенно в маловодное время"

Что ж, от себя отметим, что рассчитывать на совесть страны-оккупанта не приходится. Азербайджану в защите своего населения от опасной воды пока что нужно рассчитывать только на собственные силы. Но параллельно, конечно же, нужно продолжать "дожимать" Армению и говорить в международных организациях о ее экологических преступлениях. Именно так, потому что то, что творит армянская сторона, иначе как преступлением не назовешь.