Иран не будет портить отношения с Москвой и-за Армении

В связи с подорожанием российского газа для Армении, в последней продолжают лихорадочно искать альтернативу. Единственной альтернативой в данном случае может служить увеличение закупок из Ирана.

В настоящее время Армения закупает в ИРИ некоторое количество, точнее, обменивает иранский газ на свою электроэнергию.  Но у нее нет таких энергетических мощностей, которые позволили бы увеличить масштабы обмена, а платить наличными всегда было и еще очень долго будет проблемой для Еревана. Армения получает иранский газ с 2009 года по газопроводу Иран-Армения. В рамках проекта "Газ взамен на электричество" иранский газ перерабатывается на территории Армении, превращаясь в энергию, экспортируемую в Иран, в расчете 3 кВт/ч за 1 кубический метр газа.

На днях премьер Никол Пашинян заявил журналистам, что "вопрос импорта иранского газа обсуждался, обсуждается и будет обсуждаться всегда, потому что не нашлось конкретного и выгодного решения".

Может ли найтись такое выгодное для Армении решение с Ираном - вот в чем вопрос. Найти его с Москвой Еревану не удалось. Более того, по мнению эксперта по энергетике и безопасности Ваге Давтяна, в нынешней ситуации маловероятно, что иранская сторона увеличит объемы газа для Армении, а также предложит более конкурентоспособную цену, чем Армении предлагает за газ Россия. Как отметил в беседе с Первым Информационным эксперт, возможность увеличения объемов газа, поставляемого из Ирана, появится только в случае, если Россия и Грузия не смогут договориться о транзите газа через грузинскую территорию.

Что касается цен, то сегодня они сравнялись - и российский, и иранский газ стоят 165 долларов за тысячу кубометров. Армянский эксперт не исключает, что в текущем году Иран может поднять цену.

Кроме того, существуют и геополитические причины, по которым Армении не стоит очень уж рассчитывать на иранский газ. Это, как указывает Давтян, энергетический проект Иран-Азербайджан-Россия, расширение сотрудничества между Тегераном и Москвой, подписание конвенции о правовом статусе Каспия и так далее.

"А это означает, что, если мы включим экономические и геополитические компоненты проблемы, мы получим ситуацию, что Иран в ближайшее время не сможет конкурировать с российским природным газом на небольшом рынке, таком, как Армения, тем самым ухудшая его отношения с Россией, которые сейчас очень динамично развиваются во всех направлениях", - подчеркнул Ваге Давтян, считающий , что ни в теории, ни на практике невозможно представить, что возможно транспортировать и потреблять иранский газ инфраструктурой "Газпрома".

Султан Керим