Азербайджанский врач: "В случаях отказов от них мы не сможем выявлять истинные причины смерти и врачебные ошибки" В редакцию Day.Az обращаются наши постоянные читатели, которых интересуют вопросы о том, в каких случаях разрешается проводить вскрытие тела умершего, можно ли обойтись без этой процедуры, каковы последствия отказов от патологоанатомических исследований.

На эти и другие вопросы корреспондента Day.Az отвечает профессор кафедры судебной медицины Азербайджанского Медицинского Университета, доктор медицинских наук Вугар Мамедов.


- В каких случаях допускается в Азербайджане вскрытие тела умершего?

- Согласно нашим законам, вскрытие умершего - аутопсия допускается в двух случаях: в судебно-медицинских целях, в патологоанатомических целях. В первом случае оно назначается правоохранительными органами для установления истинной причины смерти и производится судмедэкспертом в случаях насильственной смерти (все случаи убийств, самоубийств и несчастных случаев); скоропостижной и внезапной смерти, когда человек умирает от заболевания, во внебольничных условиях или в первые часы после поступления в больницу, когда отсутствует поставленный врачами клинический диагноз; смерти новорожденных; смерти неизвестных лиц; смерти в медицинских учреждениях, когда имеются жалобы со стороны родственников в правоохранительные органы на неправильные лечение, диагноз.

Во втором случае аутопсия назначается органами здравоохранения в случаях наступления смерти в больничных учреждениях, не имеющих судебно-медицинскую подоплеку и производится патологоанатомом с целью составления патологоанатомического диагноза и сопоставления его с клиническим, то есть определения правильности поставленного лечащими врачами диагноза и проведенного ими лечения.

- Обязательно ли патологоанатомическое вскрытие? Могут ли родственники отказаться от него?

- Обязательно. Согласно статье 41 "Патологоанатомическое вскрытие" Закона Азербайджанской Республики "Об охране здоровья населения", трупы всех лиц, умерших в лечебных учреждениях во время беременности и родов, от инфекционных заболеваний, в результате медицинского обследования и вмешательства, при невозможности определения истинной причины смерти подлежат обязательному патологоанатомическому вскрытию, независимо от волеизъявления родственников покойного. В иных случаях смерти в лечебных учреждениях мнение родственников может быть учтено.

К сожалению, существующее положение дел показывает, что обязательные патологоанатомические исследования не производятся в более чем в 90% случаев, что не позволяет установить правильность клинического диагноза, проведенного лечения, выявить врачебные ошибки и наладить соответствующую профилактическую работу.

- Каковы негативные последствия отказов от патологоанатомических исследований?

- Исследования тел умерших в патологической анатомии и судебной медицине имеют большое значение для прогресса медицинской науки и здравоохранения. В случаях отказов от них мы не сможем выявлять истинные причины смерти и врачебные ошибки. С другой стороны, это и нарушение прав человека, а Азербайджан - правовое государство. Нарушается право на объективную информацию о том, от чего умер человек. Право умершего на то, чтобы реальная причина его смерти не ушла в неизвестность. Еще раз хочу подчеркнуть, что здесь не идет речь обо всех случаях смерти в больницах. Чаще всего это умершие после хирургического вмешательства, где сами лечащие врачи не могут установить причину их смерти. Никто не знает реальную причину смерти. Ни лечащий врач, ни проверяющая комиссия, ни родственники.

В подавляющем большинстве случаев эти дела закрываются с гипотетическими диагнозами, такими, как тромбоэмболия легочной артерии. Но я вас уверяю, что в более чем в 50%-ти процентах случаев это не так. Единственный здесь выход - аутопсия. Это нужно и для родственников, и для врачей, и для здравоохранения, и для науки, и для религии, и для морали, и для права, ибо это раскрывает истину, становится лучом света во тьме догадок и домыслов.

- Имеются ли в Азербайджане все необходимые реактивы и приборы для проведения микроскопического и химического анализа кусочков тканей, взятых из организма умерших людей?

- Имеются. Может быть не все, но не это самое главное. Самые главные анализаторы у эксперта или патанатома - это глаза, чтобы видеть, и мозги, чтобы проанализировать увиденное и обосновать выводы. И 50 лет назад патанатом мог установить, умер ли пациент от тромбоэмболии или нет, без специальных реактивов. Вы правы, что при каждой аутопсии из трупа берутся кусочки тканей для микроскопического анализа. Химический анализ имеет большее значение в судебно-медицинских случаях. Безусловно, роль лабораторных анализов в наши дни возрастает.

Сегодня во всем цивилизованном мире судебная и правоохранительная система предъявляет высочайшие требования к точности лабораторных методов исследования для доказательности выводов экспертов. В этом направлении руководством службы патанатомии и судебно-медицинской экспертизы нашей страны в последние годы сделаны немало усилий. В области микроскопической или гистологической диагностики ситуация у нас неплохая, а вот в области химического анализа многое еще надо сделать.

- Как известно, герой романа И.С.Тургенева "Отцы и дети" Евгений Базаров скончался, заразившись при вскрытии трупа. Происходили ли в Вашей практике подобные случаи?

- К счастью подобных случаев в моей практике не было. Действительно, после смерти в теле образуются некоторые ядовитые вещества - птомаины, такие как путресцин, кадаверин и трупные алкалоиды. При случайном попадании в кровь исследующего они могут вызывать токсическую и воспалительную реакцию - такие случаи в практике были, но драматических исходов, как в романе Тургенева, я не встречал.

Долгие годы считалось, что патогенные микробы при гниении трупа быстро погибают и заразиться от трупа невозможно. В настоящее время, когда СПИД, гепатиты и другие вирусные заболевания сильно распространены, ситуация совсем другая. Охрана здоровья медперсонала моргов - злободневный вопрос.

Следует очень строго относиться к вопросам обеспечения безопасности, ибо капелька крови от трупа больного с гепатитом, попавшая во время аутопсии в порез пальца эксперта или в глаз дает вероятность заражения 99%. В первую очередь, этот риск касается исследования судебно-медицинских трупов, так как патологоанатомические трупы поступают из больниц, где, как правило, у них делаются анализы на СПИД и гепатиты перед операцией.

- Подчас родственники умершего не хотят, чтобы проводилось патологоанатомическое вскрытие покойного. Случались ли на этой почве конфликты?

- Случались и случаются. Но, как правило, правильно построенная беседа врача и информирование родственников о сложившейся ситуации и необходимости аутопсии дает свои результаты. К сожалению, такую беседу не всегда проводят.

- Бывают случаи, когда при аутопсии точный диагноз поставить крайне сложно?

- Бывают. Это составляет не более 5% аутопсий. В развитых странах этот процент составляет 1%. Но даже в этих случаях посмертное исследование трупа дает очень много информации.