Парад автомобильного тщеславия - ФОТО Так уж случилось, что два, быть может, самых известных автофестиваля в Европе проходят в мае.

Первый, на берегах австрийского озера Вертерзее, под патронатом Volkswagen. Второй, на побережье итальянского Комо, под эгидой BMW. Но если австрийский посвящен историческим и современным автомобилям VW, то итальянский Concorso d`Eleganza Villa d`Este - европейскому автопрому всех времен.

Хотя нынешний Concorso d`Eleganza Villa d`Este посвящен 90-летнему юбилею первого мотоцикла BMW, в исторических автомобилях, как всегда, недостатка не наблюдалось. Их доставили сюда в количестве тридцати пяти. Причем многие настолько редки и дороги, что можно удивляться тому, что их владельцы вообще решаются привозить сюда машины, и даже из-за океана. На Комо отнюдь не стерильная обстановка музея, хоть и частного, а уж о том, что случилось на конкурсе 2013 года, и подумать страшно.

Поясню, о чем речь. Один из старейших участников состязания, автомобиль постройки 1929 года, то есть ровесник Concorso d`Eleganza, загорелся при запуске его мотора. Редчайший Bentley 6 1/2 Litre Sedanca De Ville минимальной стоимостью 700 тысяч евро сгорел. И едва не погубил находящуюся рядом коллекцию Ferrari, приготовленную для торгов аукционным домом RM Auctions.

Однако погибший в огне Bentley стоит сущую мелочь по сравнению с победившим в одной из главных номинаций Bugatti 57SC Atlantic 1938 года. Итальянскую машину с 200-сильным двигателем, способную развивать скорость 225 километров в час, выпустили в количестве всего трех или четырех экземпляров. До наших дней дошли два, и один три года назад ушел с молотка за 23 миллиона евро!

Еще один победитель конкурса - в номинации концепт-каров и прототипов - Alfa Romeo Disco Volante.

Обе эти машины, что называется, с историей. Дизайн Bugatti разработал Жан Бугатти, сын легендарного Этторе. Первый владелец автомобиля не расставался с ним до 1967 года, потом машина поменяла нескольких хозяев, пока ее не купил некий американец Ральф Лорен. Лорен полностью отреставрировал раритет и впервые выставил на Concorso d`Eleganza 2009 года.

"Некий" Ральф Лорен очень хорошо известен как устроителям конкурса и публике, так и автоколлекционерам всего мира. Однако слава пришла к нему задолго до увлечения классическими автомобилями Он один из законодателей моды, знаменитый дизайнер одежды под торговой маркой Polo Ralph Lauren, хозяин парфюмерных бутиков и создатель новых сладостей. Его собрание автомашин настолько представительно, что выставлялось в Бостонском музее искусств и даже в парижском Лувре. Увлечение, стоящее огромных денег, привело Лорена к выпуску масштабных моделей машин, которыми он владеет. На изготовление каждой исключительно вручную уходит около трех тысяч часов. В "игрушке" воспроизведены мельчайшие детали оригинала, она покрыта автопромовской краской, к ней прилагается сертификат подлинности. Стоит каждая 9500 долларов.

Alfa Romeo Disco Volante построен, как и Bugatti, всего в нескольких экземплярах. Свое название автомобиль 1952 года получил от только что вошедших в моду "летающих тарелок". Низкая, великолепно обтекаемая воздушным потоком машина с кузовом без стыков и швов и очень мощным по тем временам 158-сильным двигателем вызвала огромный интерес современников. Но настоящей гоночной моделью так и не стала. Она послужила скорее платформой для испытаний двигателей для других, более успешных автомобилей.

Disco Volante так и остался бы в истории автомобилестроения выдающимся, но не вполне удачным образцом, не вспомни о нем итальянская компания Touring Superleggera. Новую модель "по мотивам" классической фирма выставила на Женевском автосалоне 2012 года. И с тех пор выпускает машину с длинным капотом, короткой хвостовой частью, полуприкрытыми колесными арками и 450-сильным мотором ограниченной серией. Для самых взыскательных поклонников спорткаров и коллекционеров. Она и победила в конкурсе 2013 года.

За свои восемьдесят четыре года Concorso d`Eleganza накопил множество легенд, связанных как с автомобильными раритетами, так и с людьми, ими увлеченными. На слуху у всех имя некоего Питера Каликова, американского гражданина, хозяина процветающей риелторской компании, некогда владельца газеты New York Post и главы управления городского общественного транспорта Нью-Йорка. Так вот, в автомобильной коллекции 71-летнего мистера Каликова есть образцы, которых не найти ни у одного собирателя в мире. Например, Ferrari Superamerica 45.

Скажете, что среди моделей итальянского производителя спорткаров нет ни одной с двузначным цифровым индексом? Правильно, нет. Но к системе индексации автомобилей Ferrari цифра "45" не имеет ни малейшего отношения. Просто так захотел Каликов, заказавший у компании машину "по мотивам" известного Ferrari 400 Superamerica 1961 года. В честь 45-летнего владения этим раритетом, бесспорным украшением коллекции именно моделей Ferrari, собранной Питером Каликовым.

В дизайн-ателье Pininfa-rina, создавшем большинство моделей Ferrari, с пониманием отнеслись к заказу эксцентричного американца. "Наша идея состоит в том, чтобы позволить клиенту самому активно участвовать в разработке проекта, - прокомментировал необычную задачу Паоло Гарелла, директор отдела спецпроектов Pininfarina. - Это возврат к тому, чем занимались многие компании на заре своей деятельности: созданием особенных автомобилей для частных лиц".

"Особенный автомобиль" его владелец Питер Каликов и выставил на Concorso d`Eleganza два года назад.

Многие ли из поклонников моделей BMW знают, как долго и порой мучительно нынешний баварский концерн с мировой славой пробивался в первые ряды автопроизводителей? Словно напоминая, какое место в табели о рангах автопрома занимало предприятие задолго до своего взлета, BMW посвятил Concorso d`Eleganza - 2013 своему первому мотоциклу.

С него-то, по сути, и началась "колесная" история предприятия, основанного в 1916 году, в разгар Первой мировой войны. Оно выпускало исключительно авиадвигатели, что и объясняет, почему эмблемой фирмы стало стилизованное изображение винта-пропеллера. Весьма преуспев на моторной стезе, фирма оказалась в очень трудном положении из-за Версальского мирного договора: он запрещал немцам производство всего того, что можно было бы использовать в военных целях. Пометавшись, компания Bayerische Motoren Werke AG наладила производство сначала двигателей для мотоциклов, а затем и самих двухколесных машин. Круглый 90-летний юбилей первой модели, R32, и отметили в минувшем мае на берегах Комо.

Автомобили же BMW появились только в 1928-м, и первым значится немецкая копия британской модели Austin, получившая после перевода производства из Мюнхена в Айзенах название Dixi. Причем первая сотня выпущенных машин сохранила правый руль, как у британского прототипа. В том же году торговую марку Dixi сменила новая старая аббревиатура BMW.

Успеху молодой, по меркам европейского и мирового автопрома, компании способствовал не только огромный опыт двигателестроения, но и производство машин на конвейере, чем в те годы могла похвастаться в Германии лишь фирма Daimler-Benz. Но с началом Второй мировой войны BMW снова пришлось уйти с, казалось бы, проторенного пути. Отставив автомобили, предприятие стало выпускать командирские вездеходы-"лоханки", армейские мотоциклы, танковые пушки, орудийные лафеты и другую военную технику. Разгром Третьего рейха вновь поставил BMW на грань катастрофы. Некоторое время компания выживала за счет производства металлической посуды. Потом, как и прежде, мотоциклов.

Так уж вышло, что две основные производственные базы BMW отошли к разным оккупационным зонам. Мюнхенская досталась американцам, айзенахская - советской военной администрации Германии, СВАГ. Как утверждают, группа рабочих завода обратилась к главе СВАГ маршалу Жукову с просьбой возобновить в Айзенахе выпуск довоенной модели BMW 321. Вот тут-то и начался необычный советско-германский эпизод в истории баварской марки.

Первые четырнадцать BMW 321 завод собрал в ноябре 1945 года. В августе

1946-го предприятие стало советским, частью акционерного общества "Автовело", соответственно, с отечественным руководством и финансированием. Поскольку продукция завода рассматривалась как репарационная, то есть покрывающая ущерб СССР от немецкого нашествия, едва ли не все машины уходили в Советский Союз. Причем отнюдь не в малых количествах: в общей сложности около 10 тысяч экземпляров.

В 1950 году головное предприятие в Мюнхене заявило свои исконные права на бело-голубую эмблему BMW. Советская сторона вместе с послушной ГДР их признала, и на "социалистических" автомобилях появился очень похожий на оригинальный бело-красный логотип EMW, Eisenacher Motoren Werk. Просуществовал, правда, он недолго - до перехода завода в 1952-м от "Автовело" к властям ГДР.

Но это уже совсем другая история.

Нажмите на фотографии для увеличения: