"Историческая призма": Как армяне пытались воспользоваться "хрущевской оттепелью" в вопросе Нахчывана

Начавшийся после смерти Сталина процесс потепления политического режима в СССР способствовал формированию нового, более лояльного контроля государства за настроениями в обществе. Кульминацией данного процесса стали итоги ХХ съезда КПСС в феврале 1956 года, на котором новый советский партийный лидер Н.Хрущев выступил с разоблачением культа личности Сталина.

Реабилитация репрессированных народов, восстановление их автономий были знаковыми жестами со стороны власти как свидетельство её готовности восстановить историческую справедливость. В то же время данные шаги активизировали национальные чувства в союзных республиках, а национальный вопрос вышел из подполья и стал предметом обсуждения, причем на самом высоком уровне.

Данные шаги активизировали национальные чувства в союзных республиках, а национальный вопрос вышел из подполья и стал предметом обсуждения, причем на самом высоком уровне 

Если в Азербайджане процесс либерализации политической жизни страны стимулировал борьбу за развитие национального языка и ценностей, то в Армении вновь поставил на повестку дня идею территориальных притязаний к соседним республикам и Турции. Речь шла, прежде всего, о Нагорном Карабахе, населенном преимущественно армянами, но входившем в состав Азербайджанской ССР, а также Нахчыване. И это при том, что внутренние границы в Советском Союзе никогда не имели особого значения; карабахские армяне могли получать высшее образование и в Баку, и в Ереване; их контакты с Арменией не прекращались. Однако данный вопрос стал активно подогреваться партийным руководством Армении после Второй мировой войны, но был заблокирован твердой позицией руководства Азербайджана во главе с М.Дж.Багировым. Очередная активная фаза в этом направлении началась после смерти Сталина.

В Армении полемика вокруг решений ХХ съезда, главной мишенью которой были И.Сталин и Л.Берия, вскоре плавно перешла в националистическую плоскость и выразилась в форме территориальных притязаний к Азербайджану, Грузии и Турции. Начинается постепенное организационное оформление в Армении движения за "возвращение утерянных земель", которое велось не только на уровне партийного руководства, но приняло более широкий размах, представляя собой сбор подписей, петиций и обращений в высшие союзные партийные и государственные органы власти представителей различных социальных слоев Армении. Это было показателем того, как думали армяне и как функционировал Советский Союз: армяне никогда не обращались за решением территориальной проблемы к Баку, столицу Азербайджана. Большие надежды в вопросе пересмотра прежних границ армянам вселял указ Президиум Верховного Совета СССР от 19 февраля 1954 года "О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР" по случаю трехсотлетия присоединения Украины к России.

Первый секретарь ЦК КП Армении С.Товмасян 12 апреля 1956 года направил в Москву сообщение, в котором привел выдержку из выступления преподавателя Ереванского госуниверситета Р.Арутюняна, который предложил присоединить Нагорный Карабах к Армении 

Уже спустя меньше двух месяцев после доклада Н.Хрущева о культе личности Сталина, первый секретарь ЦК КП Армении С.Товмасян 12 апреля 1956 года направил в Москву сообщение, в котором привел выдержку из выступления преподавателя Ереванского госуниверситета Р.Арутюняна, который предложил присоединить Нагорный Карабах к Армении. Товмасян вынужден был признаться, что и на других партсобраниях раздаются подобные призывы и что армянские коммунисты эти "антипартийные измышления" не критикуют. На партийном собрании Союз писателей Армении, длившемся пять дней подряд, территориальные претензии к соседним республикам и Турции приобрели открытый характер. Выступивший на этом собрании писатель С.Арзуманян поднял вопрос о Карабахе, Нахчыване и Джавахетии. Он говорил о том, что эти области исторически являются неотъемлемыми частями Армении, экономически отстают и потребовал их присоединения к Армянской ССР. Такие же демагогические заявления были сделаны и на партийном собрании в Ереванском госуниверситете 29-31 марта 1956 года проректором данного учебного заведения Агаяном. Идея территориальных притязаний получила поддержку и у зарубежных армян, которые, безусловно, координировали свои действия с Ереваном.

В этот период, из Азербайджана на имя Н.Хрущева направлялись письма армян, в которых их авторы, хотя и не ставили открыто территориальный вопрос, однако пытались подвести Москву к рассмотрению данной темы, необоснованно обвиняя руководителей республики в национализме, недостаточном внимании к решению экономических и духовных проблем армянского населения республики.

В августе 1957 года по приглашению советского правительства тайно, с поддельным паспортом в СССР приехал лидер партии "Рамкавар" (Армянская либерально-демократическая партия) Парунак Товмасян. В Москве он встретился с заместителем заведующего отделом Ближнего и Среднего Востока МИД СССР Д.Солодом и предложил взамен сотрудничества передать Армении Нахчыван. По мнению Товмасяна такой акт Советского правительства был бы весьма высоко оценен армянами за рубежом и сыграл бы исключительно важную роль в деле дальнейшей консолидации поддерживающих СССР армян, живущих в различных странах.

Возможно, эту идею Товмасяну внушили в Ереване, где он побывал до приезда в Москву. П.Товмасян был принят всеми руководителями Армении, в том числе первым секретарем С.Товмасяном. В справке на 13 страницах об итогах этих встреч, направленной в ЦК КПСС, первый секретарь ЦК КП Армении С.Товмасян отмечал, что их мнения по многим вопросам совпали.

В сентябре 1958 года проживавшие в Москве М.Л.Епископосов и Г.Л.Епископосова передали в ЦК КПСС обращение "О некоторых фактах нарушения прав национальных меньшинств, принципов равенства наций и языков в отдельных закавказских республиках", а в апреле 1959 года М.Л.Епископосов обратился лично к министру культуры СССР Е.Фурцевой с посланием "О нарушении прав национальных меньшинств в Азербайджане". Но основной темой посланий был территориальный вопрос. Авторы посланий жаловались, что Нагорный Карабах не передают Армении, что Нахчыван получил статус автономной республики, а Нагорный Карабах - нет. Епископосовы постарались доказать, что Нахчыван в составе Азербайджана не оправдывает свой статус автономной республики и не имеет общей границы с Азербайджаном. Они выразили мнение, что, если бы Нахчыван передали Армении, он мог бы быть действительно автономной республикой. В конце письма подчеркивалось, что "справедливым" решением спора была бы передача Нахчывана Армении.

Авторы посланий жаловались, что Нагорный Карабах не передают Армении, что Нахчыван получил статус автономной республики, а Нагорный Карабах - нет. Епископосовы постарались доказать, что Нахчыван в составе Азербайджана не оправдывает свой статус автономной республики и не имеет общей границы с Азербайджаном 

По существу писем М.Л.Епископосова и Г.Л.Епископосовой 31 декабря 1958 года заместителем завотделом партийных органов ЦК КПСС по союзным республикам И.Шикиным и инструктором того же отдела К.Лебедевым была подготовлена специальная докладная записка в ЦК КПСС, в которой предложения о пересмотре границ были опущены.

Таким образом, изменения в СССР, начавшиеся после ХХ съезда, и особенно кампания критики культа личности И.Сталина в середине 50-х годов, применительно к Армении создали условия для возрождения не только национализма, но и застарелых рецидивов территориальных претензий к соседям.

Ильгар Нифталиев, ведущий научный сотрудник Института Истории им. А.А.Бакиханова, доктор философии по истории