"Историческая призма": 20-е годы ХХ века. Как азербайджанцы изгонялись из Армении

В период с 1918 по 1920 годы мусульманское население Эриванской губернии, на части территории которой в мае 1918 г. образовалась Араратская Республика, подверглось настоящему геноциду со стороны вооруженных сил дашнакского правительства.

В результате к концу 1919 - началу 1920 года были совершенно очищены от мусульман Новобаязедский, Эчмиадзинский, Эриванский уезды Эриванской губернии. В общей сложности во всей Эриванской губернии было опустошено около 300 мусульманских селений с числом населения 250 тысяч человек.

Интересно, что армянские авторы также констатировали факты массового насилия армянских властей против мусульманского населения Армении. Так, А.Лалаян, описывая положение мусульманского населения Армении, писал: "В период диктатуры контрреволюционного Дашнакцутюна (1918-1920) все неармянское население считалось вне закона. На протяжении двух с половиной лет своего господства Дашнакцутюн вел вооруженную борьбу против азербайджанцев, живущих на территории Армении, убивая и грабя без разбора мирное население, уничтожая мирные села и деревни".
 

Дашнакцутюн вел вооруженную борьбу против азербайджанцев, живущих на территории Армении, убивая и грабя без разбора мирное население, уничтожая мирные села и деревни

Другой армянский автор, Б.Борьян отмечал: "В Армянской Республике политические деятели установили государственную власть не с целью управления страной, а для истребления мусульманского населения и захвата их имущества".

Известный армянский советский политический деятель А.Микоян в своей статье "Об армянском империализме", опубликованной в 1919 году, назвал агрессивную политику дашнакского правительства по отношению к азербайджанскому населению "армянским империализмом со своим специфическим и реакционным характером": "В результате этой политики все мусульманское население Армении было отстранено от власти, терроризировано разбойничьими шайками, которые готовы были из любви к крови и патриотических соображений, уменьшить инородческий элемент в Армении, истреблять их возможно больше". Все это Микоян охарактеризовал не иначе, как "разгул черносотенного шовинизма дашнаков".

В результате, к моменту установления советской власти в Армении в ноябре 1920 г. здесь проживало чуть больше 10 тысяч мусульман.

После советизации Армении в ноябре 1920 года мусульманские беженцы надеялись вернуться в родные села. В апреле 1921 г. Революционный комитет Армении издал декрет об амнистии, разрешив возвращение в республику беженцев, покинувших её при дашнакском правительстве. Однако, видимо, последовавшая за этим декретом волна желающих вернуться на свои земли мусульман вскоре вынудила правительство советской Армении внести некоторые изменения в предыдущие решения.

В середине 1921 г. Ревком Армении принял новый декрет "О беженцах" за подписью С.Касьяна, А.Бекзадяна и И.Довлатова: "Ввиду той сильной беженской волны, которая направляется на территорию Армении из Северного Кавказа, Азербайджана, Нахчывана, Нейтральной зоны и прочих местностей: ввиду вызванной сокращением территории Армении, перегруженности её беженцами из эвакуированных областей и, наконец, того критического положения, в котором находится страна в отношении продовольственном, квартирном и транспортном, Ревком ССРА постановил: "обратиться к советским властям Северного Кавказа, Азербайджана и Ревкому Нахчывана с просьбой удержать направляющихся в Армению беженцев впредь до урегулирования продовольствия, транспорта и разрешения предписать всем пограничным властям удержать беженцев от перехода на территорию ССР Армении".

Правительство советской Армении также всячески препятствовало возвращению на свои земли азербайджанского населения Зангезура. В телеграмме заместителя наркома почты и телеграфа ССР Армении Маркаряна от 16 ноября 1921 г. наркоминделу АССР М.Д.Гусейнову тот, ссылаясь якобы на "крайне тяжелое экономическое и продовольственное положение Зангезура", просит до изменения указанных условий распорядиться приостановить дальнейшую посылку беженцев азербайджанцев в Зангезур. В телеграмме от 5 июля 1922 года заместителя наркома иностранных дел Армянской ССР А.Кариняна наркому иностранных дел АССР М.Д.Гусейнову предлагалось проинструктировать руководство Нахчывана приостановить поток азербайджанских беженцев из Гамарлы, Зангибасара, прибывающих с территории Ирана через Джульфу в Армению.
 

Препятствуя возвращению азербайджанцев на свои земли, правительство Армении в то же время планомерно заселяло покинутые ими дома и целые селения переселяющимися армянами из Турции и Ирана

Однако, препятствуя возвращению азербайджанцев на свои земли, правительство Армении в то же время планомерно заселяло покинутые ими дома и целые селения переселяющимися армянами из Турции и Ирана. Последнюю мысль подтверждают сведения, которые приводятся в печати того времени. Так, газета "Правда Грузии" в номере от 21 октября 1921 г. в статье "Советская Армения и Англия", ссылаясь на бюллетень информационного отдела дипломатического представительства ССР Армении в Грузии, сообщала, что наркоминделом Армении была послана телеграмма министерству иностранных дел Англии с просьбой переслать в Батум для дальнейшего следования в Армению 14000 беженцев-армян из Месопотамии, в случае если последним не будет оказываться помощь английским правительством.

Опять же, в этой газете в номере от 25 октября 1921 г. сообщалось: "В Тегеране открылась представительство ССРА. Были произнесены речи полпредом РСФСР тов. Ротштейном и архиепископом Айвазяном, которые указали, что самостоятельностью своей Армения обязана России, а также представителям Национального Совета. Из присутствующих армян 7 тысяч человек заявили желание вступить в подданство ССРА".

Уже в марте 1922 г. 9 тыс. армян из Месопотамии через Батум прибыли в Армянскую ССР и были расселены в Гамарлинском (Аштаракском) и на северо-западе Араздейенского (Вединского) районов. Всего за период 1921-1936 гг. из зарубежных стран в Армению иммигрировало 42 тысяч армян (в основном из Сирии, Ирана, Турции), которые были трудоустроены и наделены землей. Их размещали главным образом в окрестностях Эривана, а также в Гамарлинском, Ведибасарском, Эчмиадзинском, Зангибасарском и Эллерском районах, т.е. в местах, где раньше проживали азербайджанцы.

7 июля 1921 г. было принято постановление Азербайджанского ЦИК, согласно которому Алигейдару Караеву было поручено вступить в переговоры с представителями правительства советской Армении для того, чтобы окончательно решить вопрос о возможности возвращения в Армению тех беженцев мусульман, кои вынуждены были бежать из соседних с Азербайджаном уездов Армении. Согласно статистическим данным, за период с мая 1921 по май 1922 гг. на территорию Армянской ССР вернулось в общей сложности 95 тыс. азербайджанцев. Из них было размещено в Эриванском уезде 26 тысяч, Новобаязетском уезде - 14 тысяч, Эчмиадзинском уезде - 9,5 тысяч, Александропольском уезде - 10 тысяч, Зангезурском уезде - 15 тысяч, Даралагезском уезде - 5,5 тысяч, в Лорийском, Каракилиском и Иджеванском уездах - 15 тысяч человек.

Рассмотрение беженского вопроса вскоре было перенесено в Закавказский Союзный Совет. 9 июня 1922 года комиссия по вопросам беженцев постановила оставить азербайджанцев-беженцев из Армении на свободных землях Азербайджана. 12 июня 1922 г. Союзный Совет на основе заключения комиссии по вопросу о беженцах Закавказья (доклад Ерзикяна) постановил всех азербайджанцев-беженцев из Армении, находящихся в Азербайджане, в т.ч. Нахчыване, оставить здесь. Эта цифра составила 28 тысяч человек. Это были беженцы из Зангезура, Сисиана, Ведибасара. 10 марта 1924 года около 10000 зангезурцев обратилось в ЦИК СССР с просьбой об оказании им материальной помощи для расселения в Нухинском уезде Азербайджанской ССР.
 

Нелегко складывалась судьба той незначительной части азербайджанцев, которым все же удалось вернуться на свои земли

Нелегко складывалась судьба той незначительной части азербайджанцев, которым все же удалось вернуться на свои земли. Так, в июне 1924 года комиссия Закавказского Центрального Исполнительного Комитета, созданная в составе председателя Д.Буният-Заде и членов Шавердова и Гогия, находилась в Зангезурском уезде Армянской ССР с целью обследования политической и хозяйственной жизни уезда.

В отчете комиссии, в разделе "Национальный вопрос" отмечалось, что для азербайджанцев, которым удалось вернуться в свои родные селения Зангезурского уезда Армянской ССР, здесь создавались невыносимые условия для жизни. Правительство советской Армении не хотело выселять армян, уже поселившихся в азербайджанских селениях, и таким образом стали образовываться селения со смешанным населением. Подобная политика прикрывалась якобы стремлением к улучшению межнациональных отношений и укреплению внутреннего мира среди армян и азербайджанцев.

Однако, результат оказался противоположным. Начались трения между армянами и азербайджанцами на хозяйственной, бытовой и религиозной почве, от чего страдали, прежде всего, азербайджанцы. Если учесть тот факт, что в смешанных селах, где азербайджанцы составляли большинство, председателями и секретарями сельсоветов являлись армяне, а вся переписка с госучреждениями велось на армянском и русских языках, то становится ясно, какие притеснения терпело азербайджанское население.
 

Рост масштабов насилия против азербайджанцев в Армении заставил население Даралагезского уезда Армянской ССР в начале 1925 года обратиться с жалобами к председателю Совнаркома СССР

По данным Всесоюзной переписи 1926 г., из общего количества населения Зангезурского уезда Армянской ССР азербайджанские тюрки составляли лишь 5634 человек или 6,43% населения. Рост масштабов насилия против азербайджанцев в Армении заставил население Даралагезского уезда Армянской ССР в начале 1925 года обратиться с жалобами к председателю Совнаркома СССР А.Рыкову, который находился в это время в Нахчыване. В мае того же года для проверки их жалоб была создана комиссия, которая ознакомилась с ситуацией на месте и пришла к выводу, что жители близлежащих армянских сел нападали на азербайджанские села, вынуждая тем самым последних покинуть свои селения.

В целом, согласно переписи населения Закавказья 1926 года, в Армянской ССР было зафиксировано 84717 азербайджанцев. Часть азербайджанцев, вернувшихся на свои исконные земли после советизации Армении, позже вновь вынуждены были покинуть их. Так, в обзоре о политическом положении в трех республиках Южного Кавказа - Азербайджанской ССР, Армянской ССР и Грузинской ССР на 1 января 1929 года, подготовленном Главным Политическим управлением (ГПУ) при Совете народных комиссаров Закавказской Федерации и отправленном секретарям Центрального Комитета Азербайджанской компартии А.Караеву и Л.Мирзояну 30 января 1929 года, имеются интересные сведения о росте переселенческих настроений среди азербайджанцев, проживающих в районе Агбаба Лори-Памбакского, Ленинаканского, Новобаязетского и Эчмиадзинского уездов Армянской ССР.

Среди основных причин возникновения подобных настроений у населения указывались проблемы, связанные со школьным образованием, медицинским обслуживанием и обеспеченностью средствами сельского хозяйства. В районных партийных комитетах не хватало инструкторов-азербайджанцев, которых заменяли армяне, слабо знающие азербайджанский язык и потому грубо обращавшиеся с местным азербайджанским населением. Кроме того, иммигрировавшие в Армянскую ССР из-за рубежа армяне размещались не только в азербайджанских селах, но и в азербайджанских семьях, которые вынуждены были их содержать. Отмечается неискренность местных армянских властей по отношению к азербайджанцам и ведения против них дашнакской пропаганды.
 

В азербайджанские селения пребывали армянские эмиссары, которые предлагали азербайджанцам покинуть Армению, угрожая в противном случае жестокой расправой над ними

Как видно из обзора, в азербайджанские селения пребывали армянские эмиссары, которые предлагали азербайджанцам покинуть Армению, угрожая в противном случае жестокой расправой над ними. Подобные угрозы вынуждали азербайджанцев направляться в сторону Нахчывана, а население селений Таги, Назрав и Парт Эчмиадзинского уезда готовилось переселиться на территорию Турции.

В целом, за годы существования советской власти в Армении соотношение численности армян и азербайджанцев менялось с каждым годом не в пользу последних. Вызывает сожаление тот факт, что в этот период в политических заявлениях и подходах лидеров Азербайджанской ССР были обойдены молчанием проблемы азербайджанского населения в Армянской ССР.

С горькими уроками данной ошибки мы столкнулись в конце 80-х годов ХХ века, когда последний азербайджанец вынужден был покинуть свои исконные земли на территории нынешней Армянской Республики. Недальновидный отказ официального Баку от постановки на этом этапе вопроса о национально-культурном и территориальном самоопределении азербайджанского населения в составе Армянской ССР создает сегодня трудности при обсуждении вопроса об их статусе. 

Ильгар Нифталиев, ведущий научный сотрудник Института Истории им. А.А.Бакиханова, доктор философии по истории