Российский эксперт: Террористы заставят Европу вспомнить Асада

Буквально недавно мир потрясли последствия ужасающей химической атаки в сирийской провинции Идлиб, в результате которой были убиты, по меньшей мере, 27 детей. Сообщается, что в результате отравления пострадали еще 546 человек, среди которых также много детей.

Вслед за этим США нанесли ракетный удар по авиабазе сирийских правительственных сил в провинции Хомс. Корабли ВМС США, дислоцированные в  Средиземном море, выпустили 59 ракет "томагавк" по взлетным полосам, стоянкам самолетов и заправочных комплексам авиабазы. Операция была осуществлена по приказу президента США Дональда Трампа в ответ на химическую атаку в Идлибе, ответственность за которую Вашингтон и страны Запада возлагают на президента Сирии Башара Асада.

Одним словом, война в Сирии продолжает набирать обороты, вовлекая в большую ближневосточную авантюру основных игроков, противостояние между которыми также постепенно нарастает.

О том, кто виновен в совершении химической атаки в Сирии, о целях США в этом ближневосточном конфликте и многом другом Day.Az попросил поделиться своим мнением профессора МГУ им. М.Ломоносова, члена научного совета Совбеза России, известного российского политолога Андрея Манойло.     

Кто в ответе за химатаку в сирийском Идлибе?

Ответ на этот вопрос может дать только объективное расследование, проведенное специально назначенной комиссией ООН. По предварительным данным, в населенном пункте произошел выброс зарина. Это двухкомпонентный газ, компоненты которого хранятся раздельно и смешиваются непосредственно перед боевым применением. Если это действительно был зарин, то надо выяснить не только то, как он туда попал, но и кто его смешал. Но доказать без лабораторных исследований, что это был именно зарин, невозможно: зарин не имеет ни цвета, ни запаха, крайне нестоек и распадается при теплой погоде в течение нескольких часов после применения, то есть следов не оставляет, кроме погибших.

Это было выгодно боевикам ан-Нусры, поскольку у них появилась возможность прикинуться невинными жертвами изувера Асада, а проверить все равно ничего невозможно: никто не пошлет международную комиссию в поселок, удерживаемый террористами сирийского крыла Аль-Каиды, более жестокими, чем даже "ИГ". При этом террористы знали, что США и Великобритания, ненавидя Асада, не будут утруждать себя проверками: они сразу заявят, что химическая атака - дело рук Асада. И тогда появится повод для военного вторжения, как в Ираке в 2003 году.

Что касается сирийской армии, то ей не было вообще никакого смысла атаковать химическим оружием жилые кварталы этого поселка: боевики ан-Нусры, которых там было немного, и так были бы выдавлены из него в случае фронтального наступления сирийской армии.

Кроме того, все химическое оружие было у сирийцев изъято, вывезено на российские базы и под контролем России уничтожено. У Асада просто не осталось ни одного снаряда или авиабомбы с химическим отравляющим веществом. А у ан-нусровцев химическое оружие было, так как часть его попала в руки террористов прямо на складах во время отступления (бегства) сирийской регулярной армии в 2014 году. Кстати, предыдущая химическая атака, в организации которой также обвиняли Асада, была проведена боеприпасами с отравляющим веществом VX - это штатное отравляющее средство, принятое на вооружение Армии США. У Асада боеприпасов с этим веществом просто не могло быть в принципе.

О целях "крутого парня"  

Целей, которые преследовал Трамп, нанося удар по авиабазе Шайрат, было на самом деле, несколько. Первая - показать Си Цзиньпину, находящемуся в тот момент в Вашингтоне, несокрушимую мощь американского оружия и решимость его руководства.

Вторая - показать Конгрессу, что Трамп - "крутой парень", способный на решительные действия, почти такой же крутой (или даже может круче), чем его предшественники - Буш-младший и Буш-старший, развязавшие две войны в Ираке и выигравшие их. Удары роем томагавков - это визитная карточка двух войн в Заливе и войны в Югославии. Теперь этот сюжет повторился вплоть до мелочей и деталей в Сирии - даже история с химоружием, ставшим формальной причиной для нанесения удара, присутствовала. Тем самым Трамп напомнил всему миру (и России тоже), что Ирак 2003 года может повториться в Сирии 2017-го, если Трамп сочтет это нужным делать. В свою очередь, его противники в Конгрессе, обвиняющие Трампа в мягкотелости и в связях с Россией, немного присмирели и на несколько дней приостановили подготовку к его импичменту (вплоть до "налогового марша" в США, требованием которого стал призыв к Трампу опубликовать его налоговую декларацию).

Третья причина - Трамп попытался приструнить Асада, послав с помощью томагавков недвусмысленный сигнал региональным военно-политическим союзникам США о том, что они теперь могут затравить Асада как волка на охоте, а от Совбеза их прикроют США и Великобритания, открыто призвавшие игнорировать решения СБ ООН (мол, ООН неэффективна и медлительна и потеряло всякую дееспособность, поэтому США берут функции глобального управления на себя, как в "лихих" девяностых).

Четвертая причина - США поставили Россию в крайне неудобное положение, любой выход из которого сопряжен, как минимум, с потерями в репутации. С одной стороны, США протестировали Россию на предмет того, будет ли она защищать Асада от любой внешней угрозы, заступится ли за своего союзника, даст ли его в обиду, или нет. С другой стороны, США создали прецедент: они нанесли по Асаду удар в обход решения СБ ООН, грубо нарушили международное право, и Россия Асада не защитила. Теперь все будут думать, что в случае повторения ситуации с ударом по Асаду, Россия также займет нейтральную позицию, и, значит, в следующий раз Асадом можно уже будет заняться по-серьезному, а не так, как в случае с ударом по авиабазе Шайрат.

Кстати, из 59 томагавков до авиабазы долетели 23, а остальные, по заверению неустановленных, но исключительно компетентных источников, были впоследствии обнаружены на рынке в Дагестане с перебитыми номерами.

А в целом это, конечно, был не столько результативный боевой удар, сколько демонстрация силы (для Китая) и стресс-тест (для России).

Его не ждет судьба Каддафи...

Надеюсь, что Асад не повторит судьбу Каддафи и его никто не свергнет, потому что такой сценарий означал бы победу террористов над единственным законным и легитимным режимом в Сирии. Судьбу Асада может решать только сам сирийский народ, и, возможно, только та его часть, которая все эти годы с оружием в руках боролась за свободу и счастье своей страны с международными террористами.

Согласно плану мирного урегулирования конфликта, изложенного в резолюции СБ ООН № 2254 по Сирии, после уничтожения террористов Сирию ждут демократические выборы, гарантами которых будут выступать авторы резолюции - США и РФ. Надеюсь, так и будет. И если в ходе этих выборов Асад не будет переизбран на новый срок, у него будет возможность жить в Сирии как простой гражданин, занимаясь любым общественно-полезным делом.

Кажется, до войны он был дипломированным врачом-офтальмологом.

Конец войне не виден...

Пока можно лишь сказать, что война в Сирии - это надолго. Ранее окончание войны в Сирии резонно связывали с уничтожением "ИГ", Аль-Каиды (Джебхат ан-Нусры) и примкнувших к ним террористических группировок. И, в целом, с 2015 года дело к тому и шло. Однако после 4 апреля - удара США по сирийской авиабазе Шайрат - реальность коренным образом изменилась, и у "ИГ" в Сирии появился шанс на выживание. Именно поэтому война в Сирии теперь может растянуться надолго, и возможное устранение "зелеными беретами" Асада не приведет к ее концу. Скорее даже наоборот.

Кто следующий?

"Арабская весна", а затем и гражданская война в Сирии, изначально затевалась как прелюдия к военной операции против Ирана - США попросту зачищали тылы. Однако, что-то пошло не так и режим Асада показал свою способность сопротивляться сначала натиску США и их союзников (организовавших против Асада настоящий оппозиционный фронт), а затем и против террористов всех мастей. Если Сирия все же падет, то, возможно, на очереди действительно станет Иран. Именно поэтому иранские добровольцы из КСИР ведут беспощадную войну с террористами в Сирии и несут в этой войне очень серьезные потери. Они прекрасно понимают, что, разделавшись с Сирией, США и союзники возьмутся за них самих. Однако, террористы, возможно, не захотят идти в Иран, а двинутся устанавливать "новый порядок" в Йемен, в Саудовскую Аравию, или в теплую, спокойную, сытую и богатую Европу, которая, на самом деле, ближе Ирана и куда как интереснее. Так что прямым результатом политики томагавков может стать новый завоевательный поход - Фатх - террористов в Европу, которая уже показала (на примере терактов в Париже и Ницце) неспособность себя защитить. Вот тогда европейцы Асада и вспомнят, но будет уже поздно.

Матанат Насибова