Фикрет Садыхов: Руководство военной группировкой нельзя поручать Армении

Государственная дума Российской Федерации ратифицировала подписанное 30 ноября 2016 года соглашение с Арменией об объединенной группировке войск.

Соглашение и приложение к нему определяют предназначение, порядок формирования, развертывания и применения объединенной группировки войск РФ и Армении. Отмечается, что объединенная группировка предназначена для обеспечения военной безопасности в Кавказском регионе коллективной безопасности.

Накануне, говоря о ратификации соглашения между Москвой и Ереваном об Объединенной группировке войск (сил) вооруженных сил Республики Армения и Вооруженных сил РФ, депутат Государственной Думы РФ, лидер ЛДПР Владимир Жириновский заявил о том, что объединенная группировка войск РФ и Армении должна находиться исключительно под российским командованием.

По убеждению российского депутата, совместное командование военными базами и объединенными группировками войск за пределами России - неприемлемо.

"Командование всеми военными базами, группировками объединенных войск должно быть только в руках генерального штаба министра обороны и нашего верховного главнокомандующего", - сказал Владимир Жириновский, отметив, что совместное командование может быть чревато непредвиденными негативными последствиями.

Лидер ЛДПР предупредил о том, что без ведома России армянская сторона может начать какие-нибудь боевые действия, в результате чего в них окажется втянутой Россия.

Свое мнение по данному факту высказал Day.Az известный азербайджанский политолог, профессор Западного университета Фикрет Садыхов.

По его словам, соглашение между Россией и Арменией об объединенной группировке войск (сил) вооруженных сил, вызывает логичные вопросы Баку, так как Москва является нашим ближайшим партнером, и поскольку именно Армения удерживает под оккупацией азербайджанские территории на протяжении двадцати с лишним лет, обходя нормы и законы международного права.

"Разумеется, что создание подобной группировки в определенной степени усиливает военный потенциал России в регионе Южного Кавказа и, по всей вероятности, входит в перспективные планы Москвы. Чисто теоретически и на декларативном уровне, этот шаг нацелен на защиту территориальной целостности Армении с тем, чтобы защитить ее от внешних угроз и возможных обстоятельств, которые могут угрожать ее интересам. В принципе, если рассматривать это в контексте армяно-азербайджанского конфликта, то Азербайджан никогда не говорил о том, что строит планы в отношении захвата чужих территорий. Для нас принципиально важно, прежде всего, восстановление территориальной целостности нашего государства, изменение статус-кво, и в этом направлении мы предпринимаем реальные шаги. Если мы заявляем об освобождении территорий, то речь идет о наших собственных землях, которые захвачены соседним государством. Однозначно, с мнением Жириновского о том, что руководство группировкой нельзя поручать Армении, надо согласиться целиком и полностью.

Армянский военачальник не должен руководить группировкой, так как это может негативно отразиться на дальнейших событиях в самом регионе. Это вполне обоснованное заявление, поскольку Армения имеет претензии, в том числе к Грузии, Турции. Не думаю, что Москва поручит бразды правления армянской стороне, с большей долей вероятности она сама будет контролировать ситуацию в регионе.

Но если даже на этом поприще формально появится кто-то из высоких военных чинов Армении, скорее всего, это будет носить эпизодический характер, - сказал политолог, подчеркнув, что это тот самый фактор, который лежит в основе создания новой военной группировки. Не думаю, что альянс, где главенствующую роль играет Россия, направлен против Азербайджана, несмотря на иллюзии армянской стороны, жаждущей этого. Тем не менее, считаю, что в создании такого альянса не было необходимости для России, которая является нашим стратегическим партнером и влиятельным посредником Минской группы ОБСЕ".

В то же время политолог не исключил, что создание объединенной группировки в определенной степени имеет отношение к геополитическому противостоянию между Россией и Западом, продолжающемуся последние годы.

По его словам, в определенной степени есть вероятность, что этот альянс предназначен для защиты от угроз из Ближневосточного региона и направлен против расширения НАТО, в ряды которого стремятся многие постсоветские страны.

"В России, видимо, существует озабоченность расширением НАТО и привлечением в этот военно-политический блок Грузии и иных потенциальных стран бывшего Союза", - резюмировал политолог.

Матанат Насибова