Балерина Камилла Гусейнова: "Очень хотелось бы вновь ощутить эту безрассудную отвагу…" - ИНТЕРВЬЮ Интервью Day.Az с народной артисткой Азербайджана, президентской стипендиаткой, обладательницей премий "Зирвя" и "Золотой дервиш", примой Азербайджанского государственного театра оперы и балета Камиллой Гусейновой.

- Вы, окончив хореографическое училище, решили поступить на факультет "Политических наук" в Западном университете, а затем - в магистратуру факультета экологического менеджмента! Такой неожиданный выбор для человека искусства. Чем он обусловлен?

- Стремление к знаниям входит в число традиций нашей семьи. Поэтому было естественно, что я продолжу образование. А выбор радикально другой сферы объясняется широким кругом интересов. Мне вообще посчастливилось в жизни заниматься лишь тем, что мне по-настоящему интересно. За это я бесконечно благодарна своим родителям.

- То есть, когда-нибудь оставив сцену, вы будете заниматься научной деятельностью?

- О том, что я буду делать, чем буду заниматься, когда оставлю сцену, я серьезно не задумывалась. Сегодня сцена для меня все! И, чем я буду восполнять это "все", пока сложно представить. Но одно знаю точно - я обязана передать накопленный сценический опыт. Тем более, есть кому передавать. У нас очень талантливая молодежь. Глядя на них сегодня, можно сказать, что у азербайджанского балета прекрасное будущее.

А что касается моего отношения к науке, то осенью я собираюсь завершить обучение в диссертантуре защитой научного труда по теме экологического менеджмента и получить степень.

- Вы создали на сцене много образов. Какой из них наиболее близок вам по духу?

- Каждый из моих образов - это часть меня самой. Вживаясь в роль, пропускаю ее через сердце, душу. Это очень тяжело с психологической точки зрения. Для меня. Но интересно для зрителя. Ведь он находит каждый раз что-то новое в моих образах. Также хочу сказать, что в разном возрасте артист по-разному читает один и тот же персонаж. Например, мои Жизель, Кармен, Шехерезада 10 лет назад были другими. Не могу сказать, в чем именно, но чувствую, что другими. А вот, к примеру, партию Бейджан из балета Полада Бюльбюьоглу, кстати, один из любимых образов, давно не исполняла. Очень хотелось бы вновь ощутить эту безоблачную юность, мечтательность, безрассудную отвагу - эмоции, наполняющие этот образ.

- Вы часто бываете на гастролях в других странах, участвуете в крупных международных фестивалях, как в стране, так и за рубежом. Как обстоит ситуация с узнаванием Азербайджана? Что изменилось в этом плане за время вашей творческой карьеры?

- На мой взгляд, в этом вопросе произошли фантастические изменения. За последние годы руководство страны сделало невозможное. Если раньше нам приходилось объяснять, из какой мы страны, называя соседствующие державы, то сейчас все иначе. Мы не просто узнаваемы. Говоря о своей Родине, по праву можно испытать чувство гражданской гордости, видя восторженные взгляды представителей других государств, некогда так снисходительно отзывавшихся об Азербайджане. Спасибо за это Президенту и его политике.

- Отсюда следующий вопрос - а как иностранный зритель воспринимает нашу культуру, как на нее реагирует? Речь не только о балете, а больше о традиционных видах нашего искусства, достаточно непривычных для европейского слуха и взгляда.

- Мировой общественностью уже признано, что азербайджанская культура самобытна и уникальна. Этому свидетельство - интерес к нашей культуре на всех континентах. С огромным успехом проходят выставки, концерты за рубежом. Лично могу свидетельствовать по количеству иностранных зрителей на своих спектаклях. Особенно, когда театр показывает национальные спектакли. В этом плане театр является проводником государственной политики. Ежегодно показывается огромное количество уже поставленных национальных спектаклей, а также ставятся премьеры на музыку азербайджанских композиторов, с привлечением азербайджанских балетмейстеров, режиссеров, артистов.

- Как бы вы прорекламировали Азербайджан иностранцам, которые никогда здесь не бывали?

- Лучше, чем это делается сейчас, едва ли можно придумать. Может, только еще балета добавить побольше. Азербайджанский национальный балет - это синтез европейской культуры с восточным колоритом, классической базы с национальным фольклором. Все это делает наш балет явлением необычным в культурной жизни. И сейчас он находится на таком уровне, что способен достойно представлять часть национальной культуры.

- Баку постоянно меняется и обновляется. Преображение города происходят практически на наших глазах. Как вам новый Баку?

- Я очень люблю город, в котором родилась. Несмотря на ряд возможностей, я не переехала и не перееду отсюда. В этом городе есть та позитивная аура, которую я нигде больше не ощущала. А сегодня это не просто мой любимый город. Это мой самый красивый любимый город! Тем, кто сейчас пытается критиковать новшества в строительстве и городском благоустройстве, скажу так: чтобы появились плоды, цветы должны завянуть и упасть.

- А если говорить об изменениях, происходящих в стране вообще? Вот вы не так давно вернулись с фестиваля "Шелковый путь", проходившего в Шеки, одном их самых ярких городов Азербайджана...

- Наш коллектив часто гастролирует по различным районам. Поэтому знаю не понаслышке: прогресс коснулся не только столицы. Идет большая работа по развитию регионов.

- Балет, по тому, сколько упорства и физических сил он требует, можно сравнить со спортом. Поэтому хотелось бы немного поговорить о спорте. Вот уже меньше года осталось до Первых европейских игр. Это событие можно считать признанием спортивных, да и не только спортивных успехов страны. Как вы думаете?

- Спорт - это здоровье молодежи, это сильное поколение будущего. Успехи Азербайджана в спорте - это залог здорового, успешного, прогрессивного будущего. Такова моя гражданская позиция. Но и личная имеется. Ведь моя дочь занимается спортом, и я вовлечена в эту жизнь тоже. Ее выбор пал на каратэ, что для меня было большим сюрпризом. А сейчас ни капли не жалею, более того, вижу, сколько положительного принес этот вид спорта в жизнь моего ребенка. Дисциплина, сила воли, целеустремленность, упорство... Так можно долго перечислять. Эти качества воспитываются тренером, с которым нам очень повезло, и я вижу плоды этого воспитания в своей дочери.

- Приходилось как-то читать о суевериях артистов Большого театра. А есть ли такие "странности" у артистов нашего балета, у вас и ваших коллег?

- Я не суеверный человек, я верующий человек. Мне чужды суеверные страхи. Хотя в искусстве, да и в общении с творческими людьми, часто встречаешься с подобным. Назову это скорее традициями, определенным стилем поведения.

- Что для вас партнер на сцене? Кого вы могли бы назвать своим лучшим партнером?

- За все время своей карьеры мне так и не довелось узнать, что же это такое - плохой партнер. Так вышло, что я работаю с очень профессиональными и по-настоящему творческими людьми. Это облегчает мне как работу над образами, так и техническое исполнение на сцене. Здесь главное - доверие, и оно есть. На сцене я всегда уверена в твердом плече своего партнера.

- Скажите честно, хотели бы вы, чтобы ваша дочь пошла по вашим стопам и стала балериной?

- У дочери есть все данные, чтобы стать балериной. Но я всегда была против этого. И, слава Богу, в ней нет фанатичной любви к этой профессии. Она просто любит танцевать, как и многое другое в жизни. Почему я так категорична? Потому что это очень тяжелый труд. Быть артистом балета - это призвание, требующее больших жертв. Работа, которая не заканчивается в репетиционном зале, или на сцене. Балет меняет всю жизнь, формирует по-своему быт. А как и любая мать, я хочу уберечь своего ребенка, защитить хотя бы от того, что мне слишком хорошо известно.