Панику в МИД Армении заметили в ООН

Одна из любимых тем журналистского сообщества - те самые "ашипки" и "очепятки". Когда готовится очередной номер газеты, их всеми силами стараются избежать. Но многие ветераны журналистики даже собирают коллекцию наиболее ярких газетных "ляпсусов", вроде заголовка на первой странице "Комсомольской правды" "Доблестные сталинские сапоги" (вместо "соколы") или "протокольной" фотографии очередного партийного съезда, где секретарь ЦК КПСС Капитонов сидит в президиуме и он же зачитывает доклад с трибуны.

Иное дело - ошибки, и уже не грамматические, которые допустили корифеи литературы. О них принято говорить вполголоса. Но и тут есть классические примеры, такие, как стихотворение Маяковского "Бруклинский мост". Перекинут этот мост не над Гудзоном, а над его притоком - Ист-Ривер, и чтобы броситься отсюда в Гудзон, надо пролететь по воздуху больше десяти километров...

Впрочем, как оказалось, проблемы с местной географией в Нью-Йорке возникают у многих. Вот и начальник Департамента международных отношений Министерства иностранных дел Армении Ваграм Кажоян этой участи не избежал. Нет, конечно, он явно где-то прочитал эффектную фразу "Если ты добился успеха в Нью-Йорке, ты можешь стать успешным везде". Только вот, похоже, на свою беду перепутал набережную Ист-Ривер, где расположено здание ООН, с Бродвеем. Или же все было куда прозаичнее: господину Кажояну поручили в своем родном армянском МИДе "достойно ответить" заявлениям Азербайджана о миллионе человек, вынужденных в результате агрессии Армении покинуть свои дома. Так или иначе, выступая на Саммите ООН по устойчивому развитию в рамках 70-ой сессии Генеральной ассамблеи ООН, он решил устроить этакое "дипломатическое шоу".

Слышал он, должно быть, еще одно известное, если не сказать затрепанное, изречение: существует просто ложь, большая ложь и статистика. А может, знал, как ловко манипулируют этой самой статистикой власти Армении, рисуя оптимистичную экономическую цифирь в то время, когда реальная экономика страны находится на точке замерзания. И для начала решил ошарашить собравшихся очередным "статистическим фокусом": дескать, на официальном сайте UNHCR (United Nations High Commissioner for Refugees), то есть офиса Верховного комиссара ООН по вопросам беженцев, специально для министра иностранных дел Азербайджана говорится, что число проживающих в Азербайджанской Республике  беженцев составляет 1299 человек.

"Это единственные официальные данные, и ничего не говорится об 1 млн. беженцев", - вдохновенно вещал господин Кажоян. И был весьма доволен собой: ах, как ему мастерски удалось всех одурачить и обвести вокруг пальца! Нет беженцев - нет проблемы, а если нет беженцев, значит, можно не возвращать оккупированные азербайджанские земли. Лепота!

Но, похоже, сей посланец "многострадального христианского армянского народа" не учел, что выступает он, как бы это помягче выразиться, не перед "обработанной" ереванской аудиторией, а в ООН. И в зале сидят люди, которые знают, что UNHCR в своей статистике учитывает только тех, кто вынужден был покинуть страну своего постоянного проживания в результате политических, религиозных или этнических преследований и искать убежища за рубежом. А те, кто границ своей страны не пересекал, именуются "внутренне перемещенными лицами".

Вряд ли, конечно, господин Кажоян этого действительно не знал. Только вот, похоже, при этом забыл, что зрителями его нечаянного шоу тоже являются профессионалы. На которых такими дешевыми манипуляциями со статистикой произвести должное впечатление не получится.

Но сей армянский дипломат решил для себя: шоу должно продолжаться! И вновь случился "облом". Начал господин Кажоян весьма напыщенно и торжественно: "Мы здесь стали очевидцами 2 великолепных дней, когда 193 стран мира собрались по исторической причине - принять Цели развития тысячелетия и сделать еще один шаг в направлении 23 Целей устойчивого развития. Это исторические дни. Я удивлен, почему азербайджанская делегация пытается испортить все великолепие этих дней", - отметил Ваграм Кажоян.

16-ая цель в документе "Цели устойчивого развития", напомнил представитель МИД Армении, посвящена содействию мирным обществам. После чего перешел к излюбленной армянскими чиновниками "дипломатии доносов". По его словам, Азербайджан на самом деле зарегистрировал экономический рост, но вот тратит прибыль "неправильно", то есть на военные цели, а не на "процесс выполнения целей развития".

А вообще-то господину Кажояну надо бы посоветовать, находясь в Нью-Йорке и готовясь к выступлению в ООН, внимательно изучать...ну хотя бы ооновскую хронику за последнюю неделю. Тогда, может быть, он бы и узнал, что Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев удостоен международной награды Юг-Юг за 2015 год. Что награда эта присуждается странам, достигшим согласно отчетам ООН значительного прогресса в сельском хозяйстве и в вопросе продовольственной безопасности, выполнении Целей развития тысячелетия. И что, как отмечали представители ООН, Президент Ильхам Алиев удостоен награды Юг-Юг за политическую волю руководства страны в области улучшения социального благосостояния, реализованные в этой связи государственные программы, сведение до минимума безграмотности и бедности и меры, направленные на успешное осуществление Целей развития тысячелетия.

А вот что касается военных расходов, то здесь господину Кажояну, как профессиональному дипломату, представляющему Армению, надо бы знать, что, во-первых, никаких международных обязательств, устанавливающих "верхний предел" военных расходов, не существует. То есть, например, страны, входящие в НАТО, берут на себя обязательство тратить не менее 2% ВВП на военные расходы, а вот потратить не 2, а 2 с половиной процента уже не возбраняется. А  для любого думающего человека очевидно: если у государства 20% территории под оккупацией, а по ту сторону линии фронта во главе страны стоит соучастник Ходжалинского геноцида, здесь будут и увеличивать военные расходы, и проводить кампании перевооружения своей армии, и закупать современное оружие. 

Да тут еще простой анализ статистических данных показывает: Армения тратит на армию большую долю своего ВВП, чем Азербайджан. Другое дело, что, как уже не раз указывалось, эти самые ВВП в Азербайджане и Армении сильно не совпадают - со всеми вытекающими. И если бы Кожоян выступал не на Ист-Ривер, а на все том же Бродвее, то на афише, наверное, следовало бы написать что-то вроде "Шоу перепуганных дипломатов". Потому как за всей словесной акробатикой представителя МИД Армении сквозил страх.

А причин бояться более чем достаточно. "Страх на дальнюю перспективу" - это, прежде всего право беженцев на возвращение, и не только в равнинный, но и в Нагорный Карабах. Случись такое, и в Карабахе, откуда в результате "самоопределения" в условиях криминально-террористической диктатуры большая часть населения предпочла бежать куда глаза глядят, ни о каком перевесе армян над азербайджанцами не придется и мечтать.

И был ли он, этот перевес, в 1988 году - тоже большой вопрос: в прессу просачивались сведения и о том, как в сельсоветовских списках азербайджанцев записывали как армян, и  о том, что десятки тысяч этнических армян, реально проживавших, ну, скажем, в Ереване, одновременно были "прописаны" и в Карабахе.

Но это все-таки в будущем. А вот столь ненавистные Армении военные расходы Азербайджана - это уже серьезнее. И актуальнее. Особенно теперь, когда на линии фронта заговорили минометы и гаубицы, армянская армия, решив "прощупать" передний край азербайджанской обороны, несет потери.

А на ереванских кухнях уже вспоминают: сначала нас успокаивали, что у Азербайджана есть нефть, зато у Армении диаспора, потом, когда надежды на диаспору рухнули, предрекали, что в Азербайджане все доходы от нефти осядут на чьих-то счетах где-нибудь в Швейцарии, затем уже Серж Саргсян, едва вступив в должность президента, уверял, что это у Армении армия, а у Азербайджана "вооруженные формирования"...

И все это оказалось, пардон, "развесистой клюквой". Даже ссылки на "уникальный боевой дух" армянской армии что-то поутихли. Так что делать теперь, когда Азербайджан наращивает свою военную мощь?

Вот и пытается официальный Ереван дать свой "асимметричный ответ": военные чины отправляются на линию фронта, чтобы сбить волну паники, а господа налбандяны, кажояны и т.д. устраивают на высоких трибунах то, что должно было бы быть "пиаром для внутреннего потребления", но в реальности оказывается этаким "шоу перепуганных дипломатов". Которое если кого-то в чем-то и убедило, то исключительно в том, что официальный Ереван не в состоянии противостоять распространению "вируса паники" даже в высоких кабинетах местного МИДа.

Нурани