Азербайджан - снова в центре энергетической дипломатии всего континента

В большинстве регионов мира, которые сегодня "делают погоду" на рынке энергоносителей, эти самые энергоносители нашли не так уж и давно. Об арабской нефти мир заговорил в лучшем случае в годы первой мировой войны. Нефть Мексиканского залива - в лучшем случае первая половина ХХ века. Нефть Северного моря - именно добываемая там марка "черного золота" Brent сегодня является на рынке эталонной - появилась только в шестидесятые-семидесятые годы. В Азербайджане история добычи нефти имеет глубину в 3 тысячи лет. 

Сегодня Азербайджан - вновь в центре международной энергетической дипломатии. Но на сей раз уже не нефтяной, а газовой. В столице Азербайджана прошло второе заседание министров в рамках Консультативного совета "Южного газового коридора". 

В пресс-технологиях есть такое выражение: doorstep statement, в дословном переводе - "заявление, сделанное у порога". Чаще всего это заявление важных участников международных встреч непосредственно перед их началом. И точно так же, в таком, если угодно, doorstep-формате, многие выводы можно было сделать уже в момент старта этой встречи. 

Состав участников говорит сам за себя: в Баку прибыли глава европейской дипломатии Федерика Могерини, министр энергетики и природных ресурсов Турции Берат Албайрак, специальный представитель и координатор бюро энергетических ресурсов Государственного департамента США Амос Хокштейн, генеральный директор отдела международных энергетических вопросов Департамента энергетики и климатических изменений Великобритании Эдмунд Хоскер, государственный секретарь Совета министров Италии Клаудио Де Винченти и другие. В Баку присутствуют политики, финансисты, дипломаты, представители ведущих нефтяных компаний. Сам факт проведения такого заседания не оставляет сомнений: и Азербайджан, и его европейские партнеры заинтересованы в реализации проекта "Южного газового коридора", потому что, повторимся еще раз, цены на нефть могут выписывать самые замысловатые "качели", но вряд ли от этого падает в цене такой фактор, как энергетическая безопасность. Это не просто новомодный политический термин или броский лозунг - это насущная необходимость, надежная страховка, что в доме простых граждан будет свет и тепло вне зависимости от политических потрясений.

Ценность этой самой энергетической безопасности Европа поняла еще в семидесятые годы, когда надавить на Запад попытались арабские страны. Кое-что примечательное происходило и потом. И все это подталкивает политиков к вполне логичному выводу: в политических дискуссиях можно спорить до хрипоты, но вне зависимости от этих споров, владельцу римской траттории дяде Джузеппе, так же как и хозяину афинской кофейни дяде Димитриосу, которые исправно платили за газ, требуется гарантия, что этот самый газ они получат своевременно и в нужном объеме. И, кстати говоря, имеют на это полное право. А правительство должно им этот самый газ обеспечить. В том числе, а вернее, прежде всего при помощи поиска надежных поставщиков.  

А второе заседание Консультативного совета "Южного газового коридора" не оставляет сомнений: Европа рассматривает Азербайджан именно как надежного партнера в обеспечении энергетической безопасности. И не просто рассматривает, а готова в широком смысле слова вкладывать в нашу страну инвестиции.

Такой завидный, высокий статус Азербайджана имеет свои, если угодно, слагаемые. Это не только наличие нефти и газа, не только удобная география и выгодное геополитическое положение. Это прежде всего политическая стабильность и предсказуемость. Инвесторы, и, если угодно, действующие, и потенциальные, уверены: в Азербайджане их не поджидают неожиданности. Здесь не грянет в любую минуту этакий ремейк "арабской весны", последствия которой можно сегодня лицезреть в Ливии и Сирии, не произойдет этакого разворота во внешней политике, после которого инвесторам придется паковать чемоданы. И, хотя об этом не принято говорить вслух, не последнюю роль играет и то, что азербайджанская армия надежно обеспечивает безопасность своей страны, народа и инфраструктуры. И в результате в Баку могут позволить себе такие в лучшем смысле слова амбициозные и масштабные проекты, как "Южный газовый коридор". 

Выступая на заседании, Президент Ильхам Алиев подчеркнул, что после прошлогоднего заседания координационная работа между членами проекта была успешно проведена на высоком уровне, а в 2015 году был заложен фундамент трубопровода TANAP, который играет важную роль в реализации "Южного газового коридора". Глава государства отметил, что реализация проекта "Южный газовый коридор" еще более расширит плодотворное сотрудничество между Азербайджаном, Грузией, Турцией и другими странами. "Сегодня энергетическая безопасность занимает важное место в мировой политике, повестке дня международных организаций", - сказал глава государства, подчеркнув, что Азербайджан верен всем взятым на себя обязательствам, наша страна продолжает развивать принципы рыночной экономики. 

Заявление более чем примечательное. Как напоминают эксперты, скрупулезное выполнение обязательств - это в бизнес-сотрудничестве фактор куда более важный, чем теоретическая привлекательность и самые многообещающие возможности. Не зря среди специалистов популярно выражение в стиле черного юмора: "Все грибы можно есть. Но некоторые - только один раз. Любого инвестора можно обмануть. Но только один раз". 

И в результате своей продуманной, предсказуемой политики, обеспечившей Азербайджану стабильность и внутренней ситуации, и внешнеполитического курса, Президент Ильхам Алиев может позволить себе констатировать, что Азербайджан наладил активное сотрудничество между членами проекта, которое позволит добиться успехов и в других отраслях экономики, а энергетическое сотрудничество играет важную роль в связях с Европейским Союзом.

Впрочем, любое сотрудничество - это улица с двусторонним движением. И Президент напомнил, что важно не допустить задержек и препятствий в ходе реализации проекта "Южный газовый коридор". Глава государства подчеркнул необходимость консолидации усилий правительств для преодоления всех преград. Президент Ильхам Алиев констатировал, что реализация проекта TANAP находится в активной стадии, и выразил уверенность в своевременном завершении Трансадриатического проекта. "Проект "Южный газовый коридор" является историческим проектом XXI века", - сказал глава государства и выразил признательность правительствам за вклад в его реализацию.

Президент Ильхам Алиев сделал в ходе своего выступления еще одно заявление, которое с полным основанием можно назвать программным. По словам главы государства, энергетическое сотрудничество не может быть вопросом политического требования, этот вопрос должен быть свободен от какого-либо политического формата. 

А вот это уже требует особого комментария. Азербайджан, как известно, в своей внешней политике проявляет взвешенность и, в лучшем смысле слова, осторожность. Наша страна не ввязывается в сомнительные политические авантюры. И проект "Южного газового коридора" не направлен изначально против кого-то. У этого проекта одна цель - доставить газ из точки "А", то есть с месторождения "Шах-Дениз", в точку "Б", то есть до европейских потребителей. Этот маршрут должен быть работающим, то есть коммерчески выгодным и надежным. Неплохо было бы позаботиться и об интерконнекторах, которые позволят максимально оперативно маневрировать объемами газа. Неслучайно на бакинской встрече тоже говорили об интерконнекторах Турция-Болгария и Греция-Болгария. Здесь, конечно, наличествует огромное количество технических, финансовых, географических и Бог знает еще каких вопросов, где у каждого свой интерес, но все это не отменяет главного вывода: проект "Южного газового коридора" с полным правом можно назвать взаимовыгодным. Свои "плюсы" имеют все его участники. Для Азербайджана, да и не только Азербайджана он - важное средство вывести на европейский рынок свой экспортный газ и вслед за нефтяной открыть и газовую эру. Не зря инвестиционное решение по "Шах-Дениз-2" называли "контрактом XXI века". Более того, у нашей страны есть шансы стать и страной-транзитером. Во всяком случае, вице-президент Еврокомиссии (ЕК) по вопросам энергетики Марош Шефчович еще до начала бакинской встречи сообщил: "В настоящее время мы совместно с Азербайджаном, Турцией, Грузией и Туркменистаном работаем над возможностями обеспечения поставок туркменского газа в Европу и над тем, каким образом можно использовать для этих поставок Южный газовый коридор". В экспертном сообществе уже обсуждаются возможности присоединения к этой "трубе" еще и Ирана. Страны Южной Европы видят в "Южном газовом коридоре" надежный источник "голубого топлива". А емкость европейского рынка газа такова, что здесь хватит места всем.

Наверное, по законам жанра, здесь надо было бы поставить точку. Отметить, что, как заверил уже в ходе встречи Натиг Алиев, министр энергетики Азербайджана, трудностей с финансированием проекта не предвидится. Процитировать заявления, с которыми выступали другие участники встречи и смысл которых сводится к тому, что в успехе "Южного газового коридора" заинтересованы все участники бакинского заседания. 

Но "за рамками" остается еще один, скажем так, "ньюсмейкер" - Армения. Та самая Армения, где явно чувствуют себя проигравшими и жестоко обманутыми. 

Пожалуй, это тот случай, когда остается только удивляться, пардон, неадекватности восприятия действительности в ереванской политической "тусовке". Здесь слишком хорошо помнили, как прошел мимо Армении экспортный нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан. Сначала в Ереване вообще не верили, что Азербайджан сможет наперекор "армянскому лобби" привести в Баку большой нефтяной бизнес, потом не могли себе представить, что этот нефтяной бизнес вложит в страну реальные доллары, затем - что Азербайджан сможет правильно распорядиться уже своими нефтедолларами...А теперь уже догадываются, что старт такого проекта означает и приток инвестиций, и политические гарантии безопасности. Во-первых, все это вместе с трубопроводом прошло мимо Армении. А во-вторых, осторожные политики советуют трижды подумать: нефтегазовые проекты Азербайджана - это уже европейский проект, со всеми, как говорится, вытекающими. И в случае с газопроводом решили учесть прошлые ошибки. Нет, здесь даже не задумались, что надо бы поскорее помириться с Азербайджаном и отказаться от оккупации - тогда будет шанс "вскочить в уходящий поезд" - не гарантия, но хотя бы шанс. В Армении повели себя по-другому. Местные политологи уверяли: если президент Армении "включит дипломатию школьного ябеды" и будет жаловаться с высоких трибун, что такой-сякой Азербайджан тратит нефтедоллары и не думает о "процветании всего региона" (то есть не делится прибылями от нефти и газа с Арменией?!), если лоббисты из числа конгрессменов будут периодически выступать с заявлениями, что недопустимо, дескать, вести трубопроводы, железные дороги или еще что-нибудь в обход "многострадальной Армении", то все мировое сообщество или заставит Азербайджан вручить "многострадальной Армении" ключи от своего  главного экспорта, или вообще "заморозит" нефтегазовые проекты. 

И теперь в очередной раз убедились, что Азербайджан успешно реализует свою "газовую стратегию". Что вслед за "нефтяным бумом" страну ожидает и "газовый". Что страна вновь оказалась в центре мировой энергетической дипломатии, причем как важный партнер, а не разменная монета в чьих-то играх. И если для всех участников "Южного газового коридора" его реализация означает солидные дивиденды, то Армения действительно имеет все основания чувствовать себя проигравшей. И проиграла она в этой гонке не сегодня, а в феврале 1988 года, запалив в регионе кровопролитный конфликт. И продолжает проигрывать до сих пор, упуская раз за разом шанс помириться с Азербайджаном и вернуться в цивилизованное сообщество. 

Нурани