Как опыт Азербайджана может помочь норвежцам - ЕСТЬ МНЕНИЕ

Низкие цены на нефть давят на экономику Норвегии. В стране зафиксирована рекордная безработица, а доходы от "нефтянки" сократились настолько, что властям страны придется распечатать государственный нефтяной фонд.

По словам экспертов, большинство мировых производителей нефти сейчас оказались за гранью рентабельности, но такая ситуация долго продолжаться не может, пишет Gazeta.ru. Падение нефтяных цен сильно ударило по экономике Норвегии, передает российское издание со ссылкой на Bloomberg. Агентство напоминает, что в посткризисном 2010 году безработица в Норвегии достигла своего пика и составила 3,7%.

Но в мае 2015 года из-за снижения нефтяных цена этот показатель дошел уже до 4,3%, став рекордным за последние 11 лет. Причем рекорд был установлен еще до того, как баррель возобновил падение.

Цена североморской нефти марки Brent пошла вниз в середине прошлого года, когда баррель стоил около $110. В январе 2015 года котировки достигли уже $48,5-48,7, однако затем начался рост. В мае текущего года, на который пришелся пик безработицы в Норвегии, баррель Brent дошел до $66-67, но потом снова началось падение, и на понедельник цена нефти достигла практически январских уровней - $48,91.

Нефтяной сектор - основа норвежской экономики (на него приходится около 25% норвежского ВВП. - ред. Gazeta.ru), бюджетные поступления от него в прошлом году составили около 500 млрд норвежских крон (порядка $60 млрд). На втором месте - промышленное производство, принесшее бюджету около 340 млрд крон (примерно $40,8 млрд), а замыкают тройку лидеров доходы от сельского хозяйства, рыболовства и лесопромышленного сектора, составившие в совокупности лишь 40 млрд крон, или $4,8 млрд.

Но инвестиции в нефтяную отрасль утрачивают свое значение, уже упав до минимального уровня с 2000 года. И в этой ситуации такие компании, как Statoil (лидер норвежской нефтегазовой отрасли), вынуждены сокращать расходы. В частности, речь идет о крупнейшем проекте по освоению месторождения Snorre, инвестиции в который оцениваются почти в $7 млрд. Но компания из-за низких цен была вынуждена отложить реализацию проекта до октября текущего года, сообщает Gazeta.ru.

Кстати, ранее сообщалось, что количество скважин в Норвегии из-за падения нефтяных цен уже снизилось на 50%.

Не исключено, что Норвегии придется распечатать государственный нефтяной фонд, насчитывающий сейчас $875 млрд, так как расходы государства начали превышать доходы от "нефтянки", пишет российское издание.

О задействовании средств фонда еще в мае говорил исполнительный директор норвежского центрального банка Ингве Слингстад. Предполагалось, что из-за низких цен на нефть в 2015 году Норвегия привлечет из фонда рекордные $21,8 млрд.

Конечно, падение цен на нефть сильно ударило по мировой экономике, и никто не стал исключением. Нынешние цены на нефть заставляют желать лучшего, а ведь когда-то они превышали 110 долларов за баррель. Прогнозы тоже неутешительные - ближайшего повышения стоимости на "черное золото", в зависимости от которого находится мировая экономика, ожидать не стоит. Тем более, после того, как Иран договорился с Западом по поводу своей ядерной программы и снятия санкций. Последнее позволит Ирану увеличить поставки нефти на мировой рынок, а это может привести к очередному обвалу цен.

Конечно, все это произойдет не в одночасье и на широкомасштабный выход Ирана на мировой рынок уйдет немало времени. Однако, несмотря на это, рынок сразу же реагирует на подобного рода новости. Неутешительны и прогнозы специалистов. По оценкам экспертов, $45 за баррель - еще оптимистичный прогноз.

Обвал цен в итоге привел к приостановке многих крупных перерабатывающих проектов, переходу на антикризисные меры и сокращению бюджетных расходов, задержке в реализации многих добывающих проектов (в том числе в Арктике). Сейчас нефть - это уже не просто продукт, а своего рода экономическое оружие, рычаг давления с глобальной зоной охвата. Стоит только немного увеличить или уменьшить добычу нефти, как сразу налицо глобальный эффект.

Отрицать факт влияния падения цен на нефть на Азербайджан невозможно. И это связано с тем, что нефтегазовый сектор остается ведущим в экономике страны. Несмотря на это, продуманная и взвешенная экономическая политика, выбранная государством и ориентированная на снижение зависимости от углеводородов, позволила минимизировать это влияние.

В стране уже давно активно занимаются вопросом снижения зависимости собственной экономики от "черного золота" и ее диверсификации. В настоящее время все отрасли в стране переживают период активного развития - промышленность, сельское хозяйство, транспортный сектор, высокие технологии, туризм, альтернативная энергетика и многое другое.
 

Доходы от прибыльной нефти и газа Азербайджана поступают в Государственный нефтяной фонд, который был создан в 1999 году в целях минимизации негативного влияния на экономику нефтедолларов, предотвращения в некоторой степени "голландского синдрома", обеспечения накопления средств для будущих поколений и поддержания текущих социально-экономических процессов. Если в 1999 году активы фонда составляли 271 миллион долларов, то по состоянию на 1 июля 2015 года, активы ГНФАР составили около 36 миллиардов долларов. Но поступило в него за весь период существования гораздо больше. Только в рамках разработки блока морских нефтегазовых месторождений "Азери-Чираг-Гюнешли" в фонд поступило более 110 миллиардов долларов.

Средства, поступающие в фонд, затем используются на строительство и реконструкцию стратегически важных инфраструктурных объектов, а также на решение важных общенациональных проблем.

Нужно сказать, что не отразилось падение цен на нефть и на крупных нефтегазовых проектах, реализуемых Азербайджаном. На данный момент самым крупным проектом с участием Азербайджана является формирование Южного газового коридора, который вберет в себя азербайджанское газоконденсатное месторождение "Шах Дениз", а также Южнокавказский (действующий, ведутся работы по расширению), Трансанатолийский (на стадии строительства) и Трансадриатический (начало строительства - 2016 год) газопроводы. Работы по реализации всех этих проектов идут в соответствии с графиком и Европа получит азербайджанский газ уже в начале 2020 года.

Сложившаяся сегодня в мировой экономике картина показывает, что диверсификация - это вопрос, затягивать решение которого крайне невыгодно, а иногда и очень опасно для экономики любой страны. Азербайджан - в отличие от многих других стран-экспортеров - вовремя поставил перед собой такую задачу, и успешно ее выполняет. Реформирование экономической политики страны и активное развитие ненефтяного сектора сделало страну гораздо более устойчивой к любым рискам, в том числе и глобального масштаба.

Эмиль Исмайлов, заместитель главного редактора Day.Az
Твиттер:
@Emilsmail

Все материалы автора здесь