Ереван назвал цену независимости Армении. В долларах – АНАЛИТИКА
На фоне нового экономического волнения, политическая атмосфера мира приобретает новые абстрактные оттенки. Многие события общественной жизни не так-то легко поддаются трактовке и усвоению из-за интенсивной и запутавшейся геополитической игры. Тут "кувыркнулась" Украина, там "отморозили" Иран, России пришлось затянуть ремень потуже, Китай стал жертвой дуплета, а Европа пошла по швам... Экономика мира перевернулась на 180 градусов, как песочные часы.

Многие страны СНГ на последствия этого хаоса реагировали практически одинаково - под диктовку экономических обстоятельств. Обрушилась плеяда девальваций, после чего все задумались о сокращении расходов, с одной стороны, и о поиске новых доходов - с другой.

В Армении же, в ответ на девальвацию и другие негативные экономические воздействия, появились те самые труднообъяснимые абстрактные оттенки, о которых мы упоминали ранее. Некоторые решения ее руководства не просто не приносят доходов, а более того, лишают ее подобной возможности, притом, с перспективой на долгие годы.

На последний шаг государства неоднозначно отреагировали даже в самом Ереване, ибо все понимают, что неадекватное решение в то время, когда все ждут очевидного, попахивает "жареным". Речь идет о том, что Ереван передал российской "Газпром Армения" строящиеся высоковольтные электрические сети Иран-Армения, Грузия-Армения и экспорт по ним электроэнергии.

Согласно утвержденному правительством решению, "Газпром Армения" будет иметь право на приоритет в поставках электроэнергии через еще недостроенные высоковольтные линии электропередач. Иными словами, Газпрому предоставляется монополия на экспорт электроэнергии в Иран и Грузию.

Напомню, что ЗАО "Газпром Армения" с января 2014-го является 100-процентным дочерним предприятием ПАО "Газпром", и поэтому сиим решением Армения, фактически, окончательно лишила себя контрольного пакета в армянском энергобизнесе.

В Ереване считают, что после того, как приоритет был отдан "Газпрому Армения", Государственная Ереванская ТЭС будет лишена возможности продавать электроэнергию за пределы страны. Помимо всего, между Арменией и Ираном существует бартерное соглашение, по которому иранский газ перерабатывается в электроэнергию, предназначенную для экспорта в Иран из расчета 3 кВт/ч за 1 кубометр природного газа.

Благодаря иранскому газу часть электроэнергии, производимой на Ереванской ТЭС, поставлялась на внутренний рынок по очень дешевой себестоимости. Соответственно, оставь государство монополию за собой, было бы возможным в дальнейшем снизить цены на электроэнергию внутри страны, пропорционально тому, как увеличился бы бартерный обмен между Ираном и Арменией благодаря новым высоковольтным линиям электропередач (контракт на строительство третьей линии электропередачи между Арменией и Ираном подписан в начале августа).

Фактически, одобрив новый расклад, власти Армении после подозрительной продажи Воротанского ГЭС, в вопросе энергетики уже второй раз пожертвовали волей народа и обеспечили дополнительное давление на тарифы на электричество.

Как-то для страны, ищущей новые доходы, все это выглядит странно, не так ли? Особенно если учесть, что опыта в этой области хватало, да и ничего особенного придумывать не пришлось бы.

Почему и в обмен на что нужно раздаривать национальные ресурсы, остается для всех в Армении тайной. Чтобы разгадать ее, армянские экономисты пытаются искать корни в прошлом. А вспомнить есть что.

В 2004 году Разданская ТЭС отдается в собственность Российской Федерации в счет погашения государственного долга Армении в размере 31 млн. долларов. Несмотря на то, что Разданская ТЭС, примерно в 5 раз превышает по мощности Ереванскую ТЭС, ныне она принадлежит, как ни странно, "Газпрому Армения". Она же производимую именно на этой станции энергию будет благополучно продавать Ирану и Грузии.

С 2003 года ГЭС Севано-Разданского каскада находится в собственности ЗАО "Международная энергетическая корпорация", 90% акций которого были переданы российскому ОАО "Интер РАО ЕЭС" в счет погашения долга за поставленное на Армянскую АЭС ядерное топливо. А 24 марта 2011 года собственником данного пакета акций стало ОАО "РусГидро". Отмечу, что и эта ГЭС отнюдь не маломощна и в настоящее время обеспечивают 10-12% выработки электроэнергии страны.

ЗАО "Электрические сети Армении"- компания, осуществляющая деятельность по передаче и распределению электроэнергии на территории РА. В июне 2006 года компанией был приобретен 100% пакет акций "Interenergo B.V., которая является "дочкой" российского ОАО "ИНТЕР РАО ЕЭС".

В январе 2014 г. правительство Армении и ContourGlobalHydrocascade (дочерняя компания "ContourGlobal") подписали соглашение о купле-продаже 100% акций "Воротанского каскада ГЭС" за $180 млн. Подчеркну, что, в энергетической системе Армении этот каскад является единицей, вырабатывающей самую дешевую электроэнергию. Однако, этот факт не помешал ее продаже США.

Подобная судьба постигла и газопровод Иран-Армения. Проект данного газопровода был придуман для транзита иранского газа в Европу, благодаря чему Армения смогла бы немного смягчить свою энергетическую зависимость от монопольного поставщика - России. Но проект был затоплен, не отходя от порта, самим же Ереваном. Первоначально по требованию российской стороны был сильно сокращен диаметр трубы, ну, а затем она вообще была продана России за 30 млн. долларов. Наверное, политическая независимость наших соседей стоит именно столько, и ни центом больше. Ибо никаких дополнительных привилегий Армения от этого не получала, разве что - займы на покупку российского оружия. С последующей расплатой электростанциями и прочими объектами.

Купеческая жилка Еревана работает, но, к сожалению, не в пользу страны. Энергетический бизнес в течение последних 10-15 лет был нагло и открыто разбазарен, в результате чего страна полностью лишилась энергетической независимости и надежд ее заполучить. Все, что разрешили пока оставить Армении - устаревшая АЭС и маломощная Ереванская ТЭС. Не исключено, что и они будут переданы кому-то в счет выплаты долга. Как показывают наблюдения, это всего лишь вопрос времени.

Впрочем, Армении не привыкать.