Налбандян и ВВС переврали ситуацию вокруг Карабаха - РЕПЛИКА
Парадоксальное все-таки это дело - общественный прогресс. Двадцатый, а затем двадцать первый век создал прямо-таки невиданные возможности для транспорта и коммуникаций. Позавтракать в Лондоне, пообедать в Париже, поужинать в Риме, а по дороге поболтать с приятелями, живущими в Кейптауне, Нью-Йорке и Сиднее - теперь не проблема и не фантастика.

Но, тем не менее, люди продолжают страдать от одиночества, и появившаяся еще в середине прошлого века "телефонная служба доверия" остается весьма востребованной. Набрал заветный номер, на том конце провода ответил профессиональный психолог - и все, можно излить душу, поплакаться, что называется, в жилетку. Решить проблемы это, конечно, не поможет, но душу облегчить - пожалуйста.

Но как быть, если такая "жилетка" требуется... министру иностранных дел целой страны?

Нет, конечно, министры - тоже люди, с этим не поспоришь. Вот, в Норвегии однажды премьер-министр Хьель Магне Бундевик так вообще из-за депрессии брал недельный отпуск. Только вот не часто, будем откровенны, в роли "жилетки" выступает ни много ни мало ведущая национальная телерадиокомпания. Как это и случилось с интервью главы МИД Армении Эдварда Налбандяна Русской службе Би-Би-Си. Причем "рекорды" здесь ставили обе стороны.

Журналисты в отношении высокого гостя из Армении вели себя более чем благожелательно. В течение всего интервью обсуждались две темы: конфликт с Азербайджаном и тот самый "геополитический выбор" Армении.

Несмотря на традиционную для Би-Би-Си озабоченность вопросами прав человека, господину Налбандяну даже не подумали задать вопрос о недавнем очередном разгоне "электромайдана", или поинтересоваться, насколько пропорционально полиция применила силу и т.д. Кроме того, в течение всего интервью Британской Радиовещательной Корпорации, взятого в ходе визита Налбандяна в Лондон, министру иностранных дел Армении не задали НИ ОДНОГО ВОПРОСА об отношениях Армении и Великобритании, возможных сферах для сотрудничества, совместных проектах и т.д. Правда, если начистоту... ну, о каких таких совместных проектах между Арменией и Великобританией можно сегодня говорить? Инвестиционная активность в этой "многострадальной христианской стране" - на нулевой отметке, бегство населения приобретает катастрофические масштабы, "электромайдан", о котором не говорят, но, безусловно, знают, стал лишь первым признаком зреющего социального недовольства. Словом, это явно не та страна, с чьим министром можно поговорить об инвестициях, коммерческих проектах или еще чем-то подобном.

Дошло до того, что даже при обсуждении "геополитического выбора" Армении господин Налбандян старательно убеждал журналистов, а через них - и всю аудиторию Би-Би-Си: Армения - союзник России!.. Какой уж тут выбор, если армянская экономика без прямых и непрямых дотаций из РФ просто нежизнеспособна. Честно говоря, придумать более впечатляющую иллюстрацию краха Армении как государства трудно.

Конечно, можно было просто поинтересоваться у Эдварда Агвановича: к каким реальным шагам для прочного и долгосрочного урегулирования конфликта готова его страна? Но Би-Би-Си этого, увы, не делает. Зато подробно выспрашивает, например, как Армения собирается реагировать на то, что такой-сякой Азербайджан увеличивает военные расходы и призывает резервистов. А министр старательно жалуется на все и вся, выдавая один перл за другим. Так, например, заявил, что, "это не азербайджано-армянский конфликт. Во всех международных документах это называется "Нагорно-Карабахский конфликт". Вообще по сути это конфликт между Азербайджаном и Нагорным Карабахом".

Судя по всему, Эдвард Агванович знаком со знаменитым советом колченогого Геббельса: ложь должна быть такой величины, чтобы никто не поверил, что так можно лгать. Только вот доктор Геббельс не добавил главного: поверить в такую ложь может только ну совсем не осведомленная аудитория. И если учесть, что сегодня мировая общественность уже в курсе, что на самом деле это конфликт между Арменией и Азербайджаном, что в Карабахе служат армянские призывники, что карабахский "бюджет" формируется за счет армянского, на кого своей примитивной ложью рассчитывал произвести впечатление Эдвард Агванович? На журналистку из Би-Би-Си Яну Литвинову? Или на своего непосредственного начальника Сержа Азатовича Саргсяна?

А перлы тем временем продолжают сыпаться. Особенно после того, как министру предложили поведать, что в этих условиях "могла бы практически сделать Армения, чтобы не допустить перерастания этого конфликта в полномасштабную войну?" Налбандян брякнул: "Ну, не только Армения, а Армения совместно с международным сообществом". Потом, спохватившись, что он слишком уж откровенно рассуждает о том, что в Армении всегда провоцировали войну, а потом ждали, что весь мир будет их защищать - попытался предложить более удобоваримую версию: мол, международное сообщество выработало определенный общий подход, на основе которого предлагало, как может быть решен этот конфликт, но вот такой-сякой Азербайджан отказывается.

И опять облом. Потому как все, кто действительно интересуется ситуацией на Южном Кавказе, прекрасно осведомлены: блокирует урегулирование как раз Армения, которая отказывается выводить войска из оккупированных азербайджанских районов, но при этом с удовольствием обсуждает полумеры вроде "отвода снайперов" и т.д. Но Эдвард Агванович то ли пребывает в полной уверенности, что весь мир слушает только ереванское радио, то ли просто гнет свою линию, чтобы с него в Ереване не спросили слишком строго. Лондон, конечно, приятный во всех отношениях город, только вот возвращаться оттуда все равно в Ереван.

А затем Налбандяна просто прорвало. И он начал жаловаться: как это так - Азербайджан "с каждым годом наращивает военный бюджет". К вящему ужасу главы армянского МИД, "за последние 30 лет от 160 млн. это выросло до 5 млрд. В 30 раз за последние 10 лет. Я не думаю, что есть другое государство в мире, которое бы увеличило в 30 раз свой военный бюджет"...

Жалоба, впрочем, вышла явно по Фрейду. В Армении привычно напоминают о боевых действиях первой половины девяностых, но теперь в Ереване начинают понимать: расклад сил меняется, и не в пользу Армении. Можно, конечно, "бряцать языком" и повторять заезженные мантры, но в реальности в душах уже шевелится страх: а что, если эти самые 5 миллиардов долларов военных расходов Азербайджана "сработают" на линии фронта? И новая война не будет повторением старой?

Так или иначе, скользкую тему министр решил оставить. И подарить своим согражданам повод для оптимизма. Только вот хватил через край - у Эдварда Агвановича фантазия разыгралась настолько, что он заявил, будто в январе "сопредседатели [Минской группы] сделали заявление, призвав Азербайджан прекратить провокации на линии соприкосновения, прекратить критиковать сопредседателей Минской группы, которых международное сообщество призвало посредничать для урегулирования этого конфликта".

Поясним: сопредседатели после каждого "обмена ударами" на линии фронта выступают с заявлениями, адресованными строго обеим сторонам, с призывами проявить сдержанность и т.д. Плюс ко всему игру на обострение в регионе вела и ведет Армения. Да и традиция, пардон, перевирать заявления сопредседателей здесь имеет весьма давние корни.

Достаточно вспомнить, как в марте 2012 года в интервью тогдашнего американского сопредседателя МГ ОБСЕ Роберта Брадтке ереванские "специалисты" вместо "...возвращение оккупированных Арменией территорий, окружающих Нагорный Карабах, под контроль Баку; право на возвращение перемещенных лиц; промежуточный статус Нагорного Карабаха с гарантиями безопасности и самоуправления; коридор, соединяющий Армению и Нагорный Карабах; и соглашение, которое когда-либо в будущем определит окончательный легальный статус этой территории" без колебаний вписали "промежуточный статус для Нагорного Карабаха с гарантиями на независимость". Тогда, правда, "пошалили" информационные сайты, а на сей раз - аж министр собственной персоной. Только вот не зря, наверное, старики предупреждали: склонность лгать - вещь заразительная.

А под конец интервью Эдвард Налбандян ухватился за последнюю соломинку. И заявил, что в Азербайджане, мол, "аховая" ситуация с правами человека, и неправительственные организации, которые выступают за урегулирование конфликта, там называют "шпионами Армении", и даже отпустил что-то вроде шутки: "Ну, если они считают, что Армения так сильна, что половину Азербайджана держит в шпионах, что ж..."

Возможно, конечно, что на фоне "чемоданного референдума" в Армении Эдвард Агванович подрастерял навыки оценки чисел, но спешим успокоить: даже безбожно раздутый список "политзаключенных" - это не "половина Азербайджана" и даже не полпроцента азербайджанского гражданского сообщества. Только вот на сей раз Налбандян не стал обещать Азербайджану все мыслимые и немыслимые беды за "нарушение прав человека". Судя по всему, уже и в Армении понимают: из всей этой старательно профинансированной и срежиссированной армянским лобби кампании не вышло ничего, кроме "шума на заданную тему" и репутационных потерь для тех, кого в нее втянули.

В конце своего скандального интервью Эдвард Агванович брякнул: "Вообще две трети нашего народа живет в 100 странах мира. Потому Армения - это не только маленькая страна в этом географическом расположении, это еще и 100 маленьких и больших Армений, разбросанных по всему миру. Это одно из наших преимуществ".

И получилось это ну совсем не к месту. Потому как вышло у Эдварда Агвановича интервью, адресованное сугубо армянской, а не мировой аудитории. Мировой аудитории ему просто нечего сказать. А вот армянской...

Возможно, конечно, что в "высоких кабинетах" в Ереване министра если и не похвалят, то уж стружку не снимут. Только вот и в Ереване за вычетом этих самых высоких кабинетов, и в Ванадзоре, и в Гюмри так и не услышали от министра ничего, что было бы хоть отдаленно похоже на "свет в конце тоннеля" и надежду на выход из тупика, в котором оказалась Армения.

Министр исправно плакался в жилетку, ябедничал на Азербайджан - и только. А значит, будут решать свои проблемы "явочным порядком" - бегством из страны.