Азербайджанский археолог о тайнах карабахской земли, раскопках в Трое и напрасных усилиях армянских ученых Интервью Day.Az с заведующим кафедрой археологии и этнографии Бакинского государственного университета, доктором исторических наук Гудратом Исмаилзаде в преддверии Международного дня археологии - 15 августа.

- Гудрат муаллим, вы посвятили всю свою жизнь археологическим раскопкам на территории Карабаха...

- Я вел раскопки по всему Карабаху, начиная от подножия Кирса до Араза. Междуречье рек Гуручай и Кенделенчай очень богато памятниками. Самые древние из них восходят к каменному палеолиту.

Свои первые археологические раскопки я начинал с Азыхской пещеры в начале 60-х. Меня тогда интересовала эпоха бронзы. В 1964 году была составлена схематическая карта Междуречья, где уже были выявлены следы бронзового века. За короткое время в этом районе было обнаружено более 50 поселений. Эти раскопки продолжались вплоть до начала карабахского конфликта. В дальнейшем они были продолжены на холме Гаракепектепе.

Этот холм был известен еще в XIX веке, но ученые ошибочно считали, что это - курган, под которым огромные захоронения. В результате раскопок нам удалось выяснить, что это не погребальный памятник, а настоящее поселение, которое существовало на протяжении почти десяти тысяч лет. Начиная с эпохи мезолита и до позднего средневековья, там продолжалась жизнь, и культурные наслоения создали этот огромный холм.

Известно, что в этой зоне еще в начале XIX века во время русско-персидских войн располагался штаб русского генерала Паскевича, того самого, что занял южную часть Азербайджана и разграбил Ардебильский музей вместе с фарфоровым хранилищем, которое китайцы подарили иранскому шаху. На этом холме было обнаружено около семи метров культурного слоя, остатков хозяйственно-бытовых сооружений, храмов и зданий. Поэтому Гаракепектепе считается уникальным памятником нескольких тысячелетий.

- А где вы проводили свои первые раскопки?


- Свои первые раскопки я проводил в Газахском районе. На основе данных работ в поселении Баба дервиш я защитил свою кандидатскую диссертацию. Позже я стал объезжать все районы страны. Однако стационарно проводил раскопки только в Карабахе, Кельбаджарском районе. Данная местность после Гобустана является второй своеобразной картинной галереей.

- Где вам больше всего нравилось работать?

- Совместно с учеными Академии наук России я участвовал в раскопках курганов Мильско-карабахской степи, именно Карабахская низменность мне нравится больше всего. Знаете, там так просторно!

Мне также нравилось работать в Грузии - известно, что грузинская археологическая школа считается одной из самых сильных в мире.

В Тбилиси я окончил аспирантуру. В Ленинграде мне посчастливилось работать с видным ученым Владимиром Масоновым, после этого я два года читал лекции по материальной культуре Азербайджана в Штутгартском университете.

Как бы нескромно это ни звучало, но я старался сделать все, что в моих силах, для пропаганды наших исторических памятников. Может, поэтому иностранцы проявляют столь неподдельный интерес к нашей культуре и традициям.

- Согласно сообщениям армянских СМИ, в настоящее время археологи Армении проводят раскопки на оккупированных территориях Азербайджана, считающихся колыбелью азербайджанской культуры, в поисках "следов предков". Что вы думаете об этом?

- Мы в свое время тщательно изучили данную территорию и познакомили с ней мировую общественность. Наши "коллеги", сколько бы ни копались, ничего нового не смогут там найти и, тем более, что-то присвоить. Армяне никогда не найдут "следы" своих "предков" в Карабахе.

- Это правда, что вы - единственный азербайджанец, участвовавший в раскопках знаменитой Трои?

- В экспедицию в Трою в 2000 году меня пригласил профессор Штутгартского университета Кортман, который и руководил исследованиями. Это была необыкновенная работа. Наша экспедиция копала в центре города и в южной части Цитадели. Немецкий ученый хотел, чтобы я тщательно изучил эту территорию, и очень помогал мне в этом. Троя - огромный город, который немцы откапывали аж два столетия, да и сейчас продолжают раскопку. Кроме того, они также интересуются Кавказом.

- Очертите, пожалуйста, круг проблем современной азербайджанской археологии.

- Самая значимая проблема в нашей сфере - это трудности в издании книг и научных работ. Сейчас издается журнал "Азербайджан археологиясы", финансируемый университетом "Хазар" и получивший премию в Канаде как лучший археологический журнал, но этого явно недостаточно.

- Почему в Азербайджане, столь богатом с археологической точки зрения крае, данная область науки не получила такого широкого признания, как в Европе или Америке?

- За границей в археологию чаще всего идут люди состоятельные, потому что в эту область нужно много вкладывать. В Азербайджане даже во времена моей молодости молодежь не шла в археологию, а мои родители говорили, что эта работа очень грязная и мало оплачиваемая. Не каждый хотел этим заниматься. Да и сейчас, к сожалению, в археологию попадает много случайных людей, которые хотят быстрых дивидендов от профессии - защититься и получить звание, а вот стать настоящим профессионалом и работать на благо своей страны дано не всем.