Художник Эльшан Ибрагимов: "Может, покажется странным, но меня вдохновляет мысль" - ИНТЕРВЬЮ - ФОТО
Интервью Day.Az с художником Эльшаном Ибрагимовым.
- Вы - первый мастер тату в Азербайджане. Расскажите, пожалуйста, немного об этом. С чего все началось? Почему выбрали именно тату?
- Это было еще в далеких 90-ых, был молод, еще учился в Университете искусств на факультете прикладного искусства по классу "гобелен". Хотя в тот период уже работал в "АНС коммерс" ответственным за наружную рекламу.
Вы знаете, тут сыграл роль случай, когда говорят, что мысли материализуются. А мысль заняться тату в мою голову вложил мой близкий друг, который, посмотрев передачу о тату по телевизору, начал меня донимать как художника - давай, мол, займемся. Ну, тогда у нас не было никаких предпосылок к этому, но мысль мне засела в голову и тогда я подумал: а что, действительно неплохо было бы стать первым профессиональным татуировщиком в стране.
Не прошло и недели, и ко мне с предложением поехать поучиться на мастера тату подошел человек, который жил по соседству от нашего университетского отделения и тесно общался со многими художниками. С ним мы только пару раз здоровались, и при этом он почему-то выбрал именно меня.
Поэтому тут трудно сказать однозначно, кто выбрал: я профессию или она меня? Но при всем при этом я тогда уже знал и осознавал, что не буду заниматься этим долго. Да, это было модно, это было актуально, сулило неплохие доходы, но тем не менее, я не видел себя застарелым спившимся, обрисованным тату мастером с банданой на голове. Все-таки как бы модно это не было, я считаю эту отрасль своего рода ремесленничеством и не особо творческой работой. Поэтому, проработав более 3 лет, я полностью забросил это дело.
- Несмотря на популярность татуировки, она все еще для нас остается довольно специфической темой. Как вы думаете, с чем это связано?
- История татуирования уходит во времена до нашей эры и считается чуть ли не первым "костюмом". А желание украшать себя и тем самым идентифицировать себя в обществе не потеряло актуальности и по сей день. Что касается нашего общества и тем более нашей ментальности, то тут отношение вдвойне скептическое. В первую очередь, более взрослое поколение, пожившее в советский период и не видевшее цветных татуировок, до сих пор считает их чем-то вроде "наколок", которые делают определенные лица.
- А стрит-артом не занимались? Как вообще относитесь к этому виду, скажем так, искусства?
- В 1999 году я стал инициатором акции создания первого общественного граффити в Баку, эти рисунки долгое время можно было наблюдать на ограждениях строительной площадки нынешнего "28 mall".
А вообще, стрит-арт - он разный. Чаще это "творчество" происходит хаотично и в непригодных местах, от того уродуется облик города. Но есть и стрит-арт подготовленный, продуманный, который несет дополнение к стилю города. Сейчас стрит-арт в мире - одна из популярных тенденций больших городов. Это одно из тех веяний, когда искусство идет в народ. Правда, имеет свою определенную стилистическую направленность.
- Живописец, гобеленщик, художник-концептуалист, татуировщик, арт-директор, музеевед, рекламист, маркетолог, сценарист и т.д. Не трудно совмещать все это?
- На самом деле, всем этим одновременно жонглировать, конечно, невозможно, но периодически совмещать приходится. Все это на каждом этапе дополняет и помогает мне в следующих занятиях. Все мои навыки, полученные знания и исследования весьма помогают мне сегодня. А еще люди, которые мне встречаются на моем пути, - каждый из них играет какую-то роль в моей жизни. Общение с мудрыми и интересными людьми тоже много чему учит, зачастую они также становятся источником вдохновения.
- Достаточно ли одной идеи для претворения в жизнь желаемого? Что вас вдохновляет?
- Может, покажется странным, но меня вдохновляет мысль. Зачастую какая-то мелкая информация может перерасти во что-то интересное. Как я сам обычно говорю - "Дайте мне мысль - я выжму из нее все полезные соки"!
- Чем занимаетесь на данном этапе?
- Более 10 лет проработал в ведущих креативных рекламных агентствах Азербайджана. И теперь занимаюсь этим самостоятельно. Плюс разработкой мультимедийных приложений.
Как уже упоминал, сейчас параллельно исследую и даже подготовил несколько проектов по технологии управления отдаленными хозяйствами через Интернет посредством игровых технологий. Мне кажется, за этим все будущее.
- Какие свои работы вы выделили бы особо?
- С живописью начал работать лет с 14-ти. Вот однажды в далеком 1994 году написал картину взорванного Нью-Йорка. Фатализм? Не думаю, в то время тоже об этом часто говорили в СМИ. В последний период работы живописью увлекся "гаджарским" стилем.
А еще я ткать умею...
Гобелен "NIYƏ" хранится в Музее национального искусства. При создании эскиза натюрморта хотел сделать сильно контрастирующий свет на красной драпировке, в таком несколько салаховском стиле. Коллега заметил и говорит: "А зачем ты внизу натюрморта "NIYƏ" написал?" И вправду, зачем... Потом отшучивался, что это чисто подсознательно, наверное, при создании эскиза напевал мотив из известной песни "Ah NIYƏ, nə üçün, Sən gözəlsən bəs bu gün". Так впоследствии и соткал, и назвал.
Риторическая тема - триптих "Адам и Ева". В качестве запретного плода использованы коконы тутового шелкопряда.
Из концептуального читателю, наверное, более интересно будет рассказать об интерактивных работах.
Первую свою интерактивную мультимедийную инсталляцию я создал в 2003 году для первого международного фестиваля "Алюминиум", который провела наша организация "Zamanın qanadları" в Баку.
Принцип работы инсталляции под названием "Smile Mashine" заключался в том, что при вбрасывании монеты в аппарат грустное лицо всем известной, загадочной Мона Лизы сменялось на улыбку. Ведь работа Леонардо да Винчи действительно является хорошей копилкой для Лувра. Впоследствии эта работа еще дважды выставлялась, сначала в Москве в 2006-ом, а затем на престижной и дебютной для Азербайджана Венецианской бьеннале-2007.
Еще одна интерактивная мультимедийная инсталляция, которую считаю очень интересной - "Oi lPolitics". При вывертывании рычага крана в сторону открывания, из проецируемой на стену картинки с продолжающимися трубами вылетают бабочки. Тут я пытался выразить утопическую и немного кощунственную для нашей страны концепцию - "когда-то в трубах закончится нефть, и в них будут летать бабочки. И тогда Миру Мир!".
Помню, на выставке рассказал концепцию заинтересовавшемуся моей работой нынешнему министру образования Микаилу Джаббарову. На что он ответил, что даже если нефть в мире закончится, люди все равно придумают повод для войн. Конечно, и я согласен с этой мыслью. Но нефть не вечна, и я только рад, что в нашей стране ведется политика развития альтернативных источников энергии и вкладывается в ресурсы, называемые "человеческими".
Азербайджанские ковро-игры как идея родилась еще в период работы над диссертацией и тесного изучения азербайджанских ковров в 2002 году. Заметил, что элементы некоторых ковров азербайджанских школ удивительным образом похожи на элементы таких простых игр, как tetris, snike, asteroid, Invaders и т.д. И уже только в 2012 году при содействии творческой организации "YARAT" эта идея была воплощена в качестве двух полноценных игр 4-уровневый Tetris и Invaders.
Правда, есть и множество неосуществленных идей, проекты которых ждут своего воплощения. Среди них интерактивная мультимедийная инсталляция "TOLERANCE SIMULATOR", "Azerbaijan carpet fly simulator", "OIL halogramderrick", "Democracy Bouling", "Virtual promouter CIN" и многие другие.
Вот, например, "TOLERANCE SIMULATOR". Земной шар населяют разные народы с различными культурами, каждый из которых склонен по-разному воспринимать культуры и традиции иных народов. В современном мире отношение к другим культурам активно освещается в СМИ, зачастую пропагандируя негативное отношение. Таким образом определяя общее единое отношение масс к другим народам и культурам.
Как это работает: на экране то и дело появляются и исчезают анимированные стилизованные персонажи различных мультикультурных концессий. Любой желающий на экспозиции, подойдя к интерактивной инсталляции, взяв в руки ружье, быстро выбирает ту или иную жертву, кого бы по желанию он хотел пристрелить. Скорость в игре определяет подсознательное отношение играющих к различным культурам.
По окончании игры выдаются результаты теста игры - степень уровня толерантности по отношению к другим культурам.
Еще одна интересная разработка была сделана под тариф одного из сотовых операторов - "Virtual promouter". К стандартным виртуальным промоутерам мы уже, наверное, привыкли, таких можно увидеть при паспортном контроле в аэропорту, в маркетах, аптеках. Тут же пришла идея, опять-таки сделать виртуального промоутера, но интерактивного. Представьте себе, стоит постамент, и на нем старинная лампа "Алладина" с сенсорными датчиками, дотрагиваясь до которой, вы "вызываете джинна", проекция которого и выдает вам информацию о всех подтарифах на выбор "господина".
"Azerbaijan fly CARPET Simulator" - эту разработку и несколько других я создавал для нового, уже открытого Музея ковра. Представьте себе, что любой посетитель музея при желании может встать на верхнюю часть поверхности конструкции, сделанной в виде ковра, после чего моментально приводит в действие симулятор. Причем, ковер полностью имитирует настоящий летающий ковер, он двигается под ногами, загибается от потоков воздуха, дополнительные поддуватели отправляют посетителя с ветерком в тур по известным ковроткацким центрам Азербайджана.
Большой напольный монитор в стандартном режиме представляет собой вид Азербайджана из космоса. С помощью симулятора время от времени достигается более крупное отображение какого-либо определенного региона страны. Наряду с визуальным просмотром, демонстрируется и дается информация об особенностях каждой из ткацких школ азербайджанского ковра.
Ну разве не здорово будет прокатить гостей с ветерком по всему Азербайджану?!
- Слышала, вы даже в шоу-бизнесе засветились...
- Было в моей жизни и такое, что я создал в далеком 2003 году клип на песню "Göz Yaşları" дуэта певцов Адалята и Мананы. Тогда Адалят увидел одну из моих анимаций и предложил сделать для этой песни полнометражный анимационный клип.
Прослушав несколько раз мелодию, в голове родился такой сценарий. Действия проходят в 20-е годы 20-го столетия. Восточные мотивы песни и ее мелодрама навеяли такой сюжет - Адалята отправили на далекие и небезопасные гонки Париж-Дакар, через знойные пустыни Африки. В пути главный соперник, немец Ганц сбивает его автомобиль. И Адалят остается один в пустыне без провизии. Некоторое время он, уже обезвоженный, скитается по пустыне в поисках помощи. Предчувствуя неладное, оставшаяся в одиночестве супруга гонщика Манана посылает спасительный дождь возлюбленному в виде собственных слез. Вот такая индийская мелодрама получилась...
Ну, а впереди еще много идей и планов. В планах осуществить персональную выставку из интерактивных мультимедийных инсталляций. Также хотелось бы больше реализовывать национальные проекты. Тем более, что богатство культурного наследия позволяет подойти к этому вопросу по-современному.
Желаю себе удачи, счастья и новых творческих реализаций! (смеется)
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре