Кому выгодно рассорить Баку, Ашхабад и Тегеран - РЕПЛИКА

С целью ослабления энергетической зависимости от России Европейский Союз активизировал переговорный процесс с Азербайджаном и Туркменистаном, которые суммарно обладают огромными запасами газа. Суть курса ЕС заключается в том, чтобы заручиться согласием Баку на транспортировку по своей территории туркменского "голубого топлива", объемы добычи которого ежегодно растут в среднем на 10 процентов.
 

Об этом пишет Сергей Летов в своей статье "Каспийский "узел" не становится слабее", опубликованной на сайте "Ритм Евразии".
 

Хотя Азербайджан выражал готовность пойти навстречу Туркменистану, сторонам не удалось достичь договоренностей по вопросу о транзите. Причиной тому, по мнению автора, явились усиливающиеся трения в отношениях между Баку и Анкарой, с одной стороны, и Брюсселем - с другой.
 

Кроме того, автор отметил о риске столкновения Азербайджана с единым ирано-туркменским фронтом в вопросе статуса Каспийского моря.
 

Во-первых, начнем с того, что наиболее реальным вариантом доставки туркменского газа в Европу является Транскаспийский газопровод, который необходимо построить по дну Каспия и который соединит газотранспортные системы Туркменистана и Азербайджана.
 

Наиболее заинтересованными сторонами в этом проекте являются Европейский Союз и Туркменистан. Интерес Европейского Союза в реализации Транскаспийского проекта очевиден на фоне его желания диверсифицировать источники и маршруты поставок газа на свой рынок. Сейчас, в условиях достаточно сложных отношений между Украиной (страна-транзитер российского газа на европейский рынок) и Россией, ЕС как никогда заинтересована в снижении зависимости от российского "голубого топлива".
 

Если с запуском Южного газового коридора с начала 2020 года на европейский рынок на начальном этапе будет ежегодно поставляться 10 миллиардов кубометров азербайджанского газа с месторождения "Шах Дениз" (но по ЮГК может пойти и газ с других морских структур Азербайджана), то с подключением к коридору Туркменистана эти объемы могут быть гораздо больше.
 

И сейчас для того, чтобы этот проект стал реальностью, ведутся усиленные работы. По этому проекту осуществляются регулярные встречи и проводятся переговоры в четырехстороннем формате (ЕС, Азербайджан, Турция и Туркменистан). Но, сколько бы встреч не проводилось, на строительство трубы через Каспий нужны деньги. И этот вопрос также решается. Брюссель уже готовит европейские нефтегазовые компании к переговорам по проекту. В числе заинтересованных - BP, норвежская "Statoil", французская "Total", а также германская RWE и итальянская "Eni".
 

Туркменистан, который обладает одними из крупных запасов газа в мире, имеет достаточно диверсифицированную схему его экспорта. Но несмотря на то, что туркменский газ сейчас экспортируется в Россию, Китай и Иран, со строительством Транскаспийского участка ЮГК Туркменистан получит доступ к газовому рынку Европы и тем самым сможет задействовать свой большой газовый потенциал. В частности, страна (которая готова продавать газ на собственной границе) рассматривает возможности поставок на европейский рынок от 10 до 30 миллиардов кубометров газа в год.
 

Азербайджан в вопросе строительства трубопровода по дну Каспия исходит из позиции, что в первую очередь к согласию и определенным договоренностям должны прийти наиболее заинтересованные стороны - ЕС и Туркменистан. В свою очередь, республика готова предоставить свою газотранспортную инфраструктуру, которая и позволит обеспечить доступ туркменскому газу к ЮГК.
 

Активность, которую Евросоюз проявляет для реализации Транскаспия, уже вызвала соответствующую реакцию у российской стороны, которая делает упор на экологическую составляющую строительства подводной трубы.
 

"Об экономике проекта, его эффективности и финансовой окупаемости пусть судят те, кто планирует в него вкладываться. А вот экологическая сторона вопроса касается в первую очередь стран, берега которых выходят на Каспий, причем всех без исключения. И здесь все пять каспийских государств имеют право голоса", - заявлял ранее официальный представитель МИД России Александр Лукашевич.
 

Очень неоднозначным это заявление видится на фоне того, что российские компании сами занимаются разработкой месторождений на Каспии, поставляют газ в Европу по трубопроводу "Северный поток", который идет из России в Германию по дну Балтийского моря, а также имеют планы по строительству "Турецкого потока" (через Черное море) и "Северного потока-2".
 

В конце концов, строительство трубопровода (Транскаспия) является суверенным правом государств, по участкам дна которых они проходят (Азербайджан и Туркменистан), и понятно, что в случае реализации проекта, должны будут проведены все необходимые экологические процедуры и мероприятия.
 

Несмотря ни на что, переговоры и работы по Транскаспию и вопросу поставок туркменского газа на европейский рынок продолжаются. Ярким тому примером является то, что осенью Азербайджан, Туркменистан и Турция на высоком уровне обсудят перспективы реализации проекта.
 

Судя по сообщениям СМИ Туркменистана, этот вопрос обсуждался на последнем правительственном совещании.

"Затронув тему подготовки к предстоящей трехсторонней встрече, президент Туркменистана подчеркнул ее значение для дальнейшего укрепления традиционных отношений дружбы и взаимовыгодного партнерства между тремя государствами и народами", - пишет газета "Нейтральный Туркменистан".
 

Если же говорить об отношениях Азербайджана и Ирана, то нужно отметить то, что в условиях ожидания отмены западных санкций иранская сторона активизировала работы по расширению сотрудничества с соседями. В частности, азербайджанской и иранской сторонами рассматриваются возможности сотрудничества в области поставок нефти и транспортировки иранского газа в Европу в рамках Южного газового коридора. Развитие сотрудничества между соседними странами в области энергетики позволит еще более укрепить двухсторонние связи и о каких-либо негативных тенденциях в азербайджано-иранских отношениях не может быть и речи.

В отличие от некоторых авторов, мы пытаемся быть не голословными и оперировать фактами, а они уже говорят сами за себя.